Журналист и закон: разбираемся в правах и ограничениях вместе с медиаюристом

Автор: Анастасия Чекмарева

Работа в медиапространстве — это не только модернизированные форматы и бесконечное информационное поле, но также законы и ограничения, окружающие интеллектуальную собственность, регулирующие работу журналиста.

Разбираемся в специфике медиаправа и выделяем законы, на которые СМИ необходимо обратить внимание, вместе со специалистом в сферах информационного права, права интеллектуальной собственности и медиаправа, Артемом Блумбергом.

 

АРТЁМ БЛУМБЕРГ, специалист в сферах информационного права, права интеллектуальной собственности и медиаправа

 

ЗАКОНЫ БЛИЗКО

Когда выходит новый закон, касающийся медиаправа, юристы первым делом изучают пояснительную записку к проекту закона и делятся друг с другом мнением – так называемыми «правовыми прогнозами».

«Мы консультируемся с коллегами, которые работают в контрольно-надзорных органах. Например, с Прокуратурой и Роскомнадзором. Иногда даже получается узнать позицию действующих судей на тему того, как бы они применяли те или иные нормы права», — рассказывает специалист в сфере медиаправа Артём Блумберг.  

ГДЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ СВОБОДА ЖУРНАЛИСТА И НАЧИНАЮТСЯ ЕГО ОБЯЗАННОСТИ?

Свобода мысли и слова гарантируются ст. 29 Конституции РФ, при этом запрет на их выражение, равно как и отказ от выражения – не допускается.

Так, свобода оборота информации согласована с рядом ограничений, связанных, в первую очередь, с необходимостью соблюдения баланса публичных и частных интересов государства и третьих лиц. Будь то обеспечение национальной безопасности, в том числе информационной, общественного порядка или защиты деловой репутации, сведений, оборот которых ограничен или запрещен вовсе, — например, государственная тайна.

 

ВМЕСТЕ С АРТЁМОМ БЛУМБЕРГОМ МЫ ВЫДЕЛИЛИ ТРИ ЗАКОНА, НА КОТОРЫЕ СМИ СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ.

 

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст. 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации; ст. 152.1. Охрана изображения гражданина; ст. 152.2. Охрана частной жизни гражданина.

Статья 152 ГК РФ защищает от распространения не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина или юридического лица. Определяет юридическую ответственность распространителя за нарушение. Например, это может быть опубликование опровержения.

Обратить внимание на эту статью важно, когда вам приходится работать с фото- и видеоматериалами. В первую очередь, ст. 152.1 ГК РФ определяет порядок использования изображения гражданина, получения его согласия на использование материалов с его изображением.

Стоит отметить, что все же существует закрытый перечень случаев, когда получение такого согласия не требуется.

Нормы ст. 152.2 ГК РФ подразумевают под собой запрет на распространение информации, содержащей сведения о частной жизни гражданина, — то есть устанавливают личные границы на законодательном уровне.

При этом существует не только механизм привлечения к ответственности за нарушение порядка оборота таких сведений, но и случаи, при которых их распространение не является нарушением действующего законодательства. Например, когда информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле.

Такие гражданско-правовые нарушения зачастую возникают именно в конвергентном медиапространстве — средствах массовой информации, интернет-сайтах, социальных сетях.

 

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, ст. 13.15. Злоупотребление свободой массовой информации.

Здесь мы имеем дело с целой совокупностью составов административных правонарушений, предусматривающих ответственность за использование средств массовой информации в целях:

1) нарушения законов;

2) для разглашения сведений, составляющих государственную или другую специально охраняемую законом тайну;

3) для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм; других экстремистских материалов; материалов, пропагандирующих порнографию, насилие и жестокость; материалов, содержащих нецензурную брань, а также материалов, пропагандирующих нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, смену пола, педофилию.

Важно обратить внимание на то, что по смыслу Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации или КоАП РФ к ответственности привлекаются как журналисты и СМИ, так и любой интернет-пользователь, который оставляет комментарии к постам в социальных сетях, общается в групповых чатах в мессенджерах.

 

Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ), ст. 207.1. Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан; ст. 207.2. Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее тяжкие последствия; ст. 207.3. Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий;

Названные составы уголовных преступлений являются относительно новыми для российского правопорядка. К примеру, ст. 207.1 и 207.2 введены в действие только в 2020 году, а ст. 207.3 — в марте 2022.

Не всегда распространение заведомо ложной информации признается публичным, а лишь в тех случаях, когда такая информация адресована группе или неограниченному кругу лиц и выражена в любой доступной для них форме.

Возникает вопрос: какая информация считается распространенной публичной? Это должно решаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств ее распространения.

При этом следует учитывать, что публичный характер распространения заведомо ложной информации как раз может проявляться в использовании для её продвижения СМИ, информационно-телекоммуникационных сетей и даже в массовой рассылке электронных сообщений абонентам мобильной связи. Способами материальной передачи неправдивых сведений считают выступления на собрании, митинге, распространения листовок, вывешивания плакатов.

Здесь есть и еще один нюанс: одним из обязательных условий наступления ответственности по статье 207.1 или 207.2 УК РФ является распространение заведомо ложной информации под видом достоверной. 

Свидетельствами о «превращении» ложных сведений в достоверные могут быть, например, формы и способы ее изложения — ссылки на компетентные источники, высказывания публичных лиц, использование поддельных документов, видео- и аудиозаписей либо документов и записей, имеющих отношение к другим событиям.

Быть осторожным нужно даже с репостами. Например, размещение на своей странице или на странице других пользователей материала, содержащего ложную информацию, может быть квалифицировано по статье 207.1 или 207.2 УК РФ. Но лишь в тех случаях, когда установлено, что вы осознавали недостоверность размещенной информации и всё равно выдавали её за чистую монету.  

ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ УСТАВ РЕДАКЦИИ И ВНУТРЕННИЕ ДОКУМЕНТЫ ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ?

Ограничивать могут не только длинные и пугающие кодексы. Часто, работая с информацией местного характера, мы не обращаем должного внимания на локальные нормативно-правовые акты о СМИ, то есть на внутренние документы организации.  

«Хотя локальные нормативно-правовые акты по юридической силе и находятся на нижнем уровне иерархии, будет ошибочным умалять их роль в действующем правовом регулировании», — обращает внимание Артём Блумберг.

Даже Устав редакции определяет целый ряд важнейших положений, например, полномочия штатных сотрудников. Без владения этой информацией журналист попросту не сможет ориентироваться в своих обязанностях.  

Как именно локальные нормативно-правовые акты о СМИ влияют на работу журналистов, медиаюрист объясняет на конкретном примере. Представим ситуацию:

Редакция под вашей подписью опубликовала текст, в котором вы рассуждаете о проблеме, используя личные суждения и оценку по отдельно взятому вопросу.

Через какое-то время главред вызывает вас «на ковер» и отчитывает за «своевольности» на страницах издания, как следствие – дисциплинарные издержки или даже штраф.

Однако, на самом деле, Уставом редакции журналистам предоставлено право излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его личной подписью. Иными словами, вас поругали за то, на что вы имели полное право.

КАК ЗАПОМНИТЬ ВСЕ ЗАКОНЫ?

Разумеется, знать абсолютно все законы, связанные со СМИ, журналист не может, но, чтобы комфортно себя чувствовать при выполнении профессиональных обязанностей и только воображать ситуации с повестками в суд и скамьей подсудимых, а не оказываться в них в реальной жизни, необходимо уверенно владеть базовыми нормативно-правовыми актами.

«А если возникнет потребность глубже погрузиться в мир медиаправа – вам на помощь всегда придут медиаюристы!», — напоминает Артём Блумберг.


Иллюстрация на обложке: shutterstock.com