Гидом буду! Как бывший корреспондент водит экскурсии по Москве

Беседовала: Светлана Распопова

«Журналист меняет профессию» — это и про Елену Янкину, которая долгое время работала корреспондентом и редактором, а теперь водит экскурсии по Москве. Причем на «профильную» тему.

 

Лена, вы имеете журналистское образование и опыт работы в СМИ. Давайте с этого и начнем.

— Я окончила Высшую школу экономики. Это был первый набор в «Вышку» журналистов в 2002 году. Преддипломная практика у меня была в РИА Новости, диплом я писала по информационным агентствам и после окончания вуза там и работала. Потом был «Коммерсант-ТВ» и Банки.ру, где я проработала десять лет, из которых пять лет руководила новостной службой и еще три года была заместителем главного редактора.

 

Работа с новостью требует каких-то особых умений?

— Надо работать очень быстро, постоянно мониторить разные официальные источники, например, сайт Центрального банка. Если корреспонденты работают «в полях», надо следить за мероприятиями, на которые их можно отправить. Самое главное умение журналиста — это его способность быстро перестраиваться, оперативно организовать и свою работу, и работу корреспондентов.

 

Новости вызывают эмоции?

— Тяжелая новость, как правило, в ступор не вводит, потому что когда ты работаешь — ты работаешь. Но потом могут быть переживания. У меня был один случай, когда я поставила работу на «стоп». Новость была связана с происшествием в Санкт-Петербурге, где живут мои родители. Позвонила, выяснила, что у них все нормально, и только тогда продолжила работу.

Новости — это скорость. Я привыкла реагировать на происходящее быстро. К сожалению или не к сожалению, я так и живу, хотя в новостях давно не работаю. По-прежнему подписана на кучу новостных источников, все уведомления приходит мне в «умные» часы, чтобы ничего не пропустить.

 

Я ПРИВЫКЛА К ТОМУ, ЧТО МОЖНО НОЧЬЮ ЧТО-ТО НАПИСАТЬ, ЕСЛИ ЧТО-ТО СЛУЧИЛОСЬ. ЭТО ТАКОЙ РИТМ ЖИЗНИ. Я НЕ ЗНАЮ, СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ПОНАДОБИТСЯ, ЧТОБЫ ИЗ МЕНЯ «ВЫВЕСТИ» НОВОСТНУЮ ДЕВОЧКУ. НО ЭТО НА САМОМ ДЕЛЕ КЛАССНО. ЭТО КАКОЙ-ТО ВНУТРЕННИЙ СТРЕСС, НО ОН ПОЛЕЗНЫЙ. В НЕМ НЕТ НИЧЕГО РАЗРУШАЮЩЕГО.

 

А как так получилось, что вот такая новостная девочка, которая жила и продолжает внутренне жить в новостном ритме, резко все меняет в своей жизни и переходит от журналистики к работе гида? Мне кажется, что по ритму и по темпераменту это абсолютно разные профессии?

— Я не думаю, что это для меня прямо смена деятельности. Краеведением я увлекаюсь десять лет, играю в городское ориентирование. За это время накопилась такая масса информации, что захотелось поделиться ею с другими. О том, чтобы пойти учиться на гида, подумывала давно, и вот — звезды сошлись.

 

Что это за образование?

— Это Школа гида. Мы изучаем историю архитектуры, историю Москвы, теорию экскурсоведения. Есть мастерские, где мы составляем маршрут экскурсии, прописываем полностью текст. У меня сейчас написана экскурсия на 60 тысяч знаков, и я не могу остановиться.

Здание Центрального телеграфа на Тверской

Вы выбились из новостного формата?

— Вероятно, но столько интересной информации нашла, и всем этим хочется поделиться. Хотя здесь, как и в журналистике, есть очень большие ограничения, например, по времени. Как и у новостного текста, у экскурсии должна быть тема, должен быть месседж, развитие истории, логика повествования. Обязательно нужно обращаться к первоисточникам, а не брать непроверенную информацию из интернета. По сути, хорошая экскурсия — это исследование, а не текст из Википедии.

 

Ваша первая экскурсия по Москве, которую вы уже опробовали, посвящена журналистике. Как так получилось?

— В качестве темы первой экскурсии логичнее выбирать то, в чем ты лучше всего разбираешься. Я ни в чем не разбираюсь лучше, чем в новостях. Поэтому я решила попробовать рассказать людям, как делаются новости, чтобы им потом проще было их читать и анализировать.

Цель любого экскурсовода в том, чтобы после твоей экскурсии человек чему-то научился или что-то новое для себя открыл. В своей экскурсии я рассказываю, как работали журналисты и как они работают сейчас. И какие-то свои идеи пытаюсь донести через архитектуру. На экскурсии мы обсуждаем и анализируем архитектуру зданий, о которых я рассказываю. Считаю, что, если человек научится анализировать то, что вокруг него, то он сможет анализировать и информацию, которую все мы сейчас потребляем в огромных объемах.

 

Получается, что место, где делаются новости, в какой-то степени определяет сами эти новости? А как быть с тем, что сейчас все новости в интернете? Не значит ли это, что архитектура сейчас не влияет на их производство?

— Архитектура на производство новостей не влияла ни тогда, ни теперь.

Если мы возьмем здание, которое строилось специально для ТАСС, то это не оно повлияло на новости, а скорее новости повлияли на него. Это здание с по-настоящему говорящей архитектурой. Например, окна в нем символизируют «Окна сатиры РОСТА», а также ассоциируются с телевизионными экранами. То есть форма указывает нам на содержание.

Журналисты РОСТА (Российское телеграфное агентство, впоследствии переименовано в ТАСС) работали в Милютинском переулке, а сводки созданного в 1941 году Совинформбюро в годы войны писали в особняке в Леонтьевском переулке

Откуда вы начинаете свой маршрут?

— Я начинаю экскурсию от Центрального телеграфа на Тверской. Там я не только рассказываю экскурсантам о самом здании, но и говорю о том, что с появлением телеграфа начинается история информационных агентств, которые долгое время назывались как раз телеграфными. Сейчас для нас новостная лента – эта раздел на сайте, а изначально это была просто телеграфная лента для принятия сообщения.

Также в годы войны в здании телеграфа находилась радиорубка, из которой диктор Юрий Левитан зачитывал сводки Совинформбюро. Кроме того, радиорубки находились в здании на Страстном бульваре и даже в Кремле.

Появление телеграфа произвело настоящую революцию в распространении информации, поэтому именно у здания Телеграфа я рассказываю о том, как работали журналисты информагентств до появления интернета.

У Константина Паустовского есть шикарный рассказ «Говорит ТАСС», написанный в 1929 году. В нем он описывает работу новостных журналистов того времени. Например, рассказывает о том, как корреспонденты бегают по стране в поисках информации, а редакторы потом правят полученные от них телеграммы, ругая «лошадиный» язык и роясь в справочниках. Говорит он и о средствах связи. Одни аппараты переводили наш алфавит в знаки Морзе, другие передавали сообщения между городами, третьи – принимали информацию и печатали снова на русском языке. Помимо буквопечатающих аппаратов журналисты использовали телефон, телеграф, почту, световые сигналы между городами, а оттиски с новостными заметками развозили по редакциям на мотоциклах.

 

ЗА ВЕК ТЕХНОЛОГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАЛИСЬ НА ГЛАЗАХ, А ВОТ ОШИБКИ ЖУРНАЛИСТОВ И БОЛЬ РЕДАКТОРОВ ОСТАЛИСЬ ПРЕЖНИМИ. СТО ЛЕТ ПРОШЛО, А РЕДАКТОРЫ ПО-ПРЕЖНЕМУ РУГАЮТ КОРРЕСПОНДЕНТОВ ЗА ЛОШАДИНЫЙ ЯЗЫК. В ЭТОМ СМЫСЛЕ НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ.

 

Чем еще интересно здание Центрального телеграфа?

— Оно занимает целый квартал. Изначально там были расположены не только служебные помещения, но и квартиры для руководства, спальни для дежурной смены, прачечная, столовая, библиотека и даже ясли для детей сотрудников. Информации, пропаганде, связи молодая советская власть уделяла большое внимание. И это чувствуется в архитектуре здания Центрального телеграфа.

 

Презентабельное здание получилось, конечно.

— Да. По условиям конкурса фасады здания должны были демонстрировать монументальность. Газеты в то время называли телеграф «механизированным дворцом связи». Прочем, критики тоже находились. Одна из статей вышла под заголовком «Как не надо строить». В ней здание ругали за то, что оно вышло слишком дорогим, а архитектора Ивана Рерберга — за косность и отсталость.

Кстати, Рерберг не выиграл конкурс, но здание в итоге было построено именно по его проекту. По одной из версий, инженер, проектировавший Киевский вокзал, устроил московские власти, ведь телеграф — стратегически важный объект.

Когда будете проходить мимо — обратите внимание на то, что там огромные окна. На верхних этажах Рерберг спроектировал потолки высотой 7,5 м, чтобы рассеивать шум от аппаратов связи. А высокое остекление позволило обеспечить максимальное проникновение света, что было важно, поскольку работникам нужно было постоянно напрягать глаза.

В Москве очень много зданий, которые строились для одних нужд, а использовались совсем для других. Но телеграф строился именно как телеграф.

 

Куда мы идем дальше?

— От Центрального телеграфа мы идем в сторону Пушкинской площади, но по дороге делаем остановку возле здания мэрии, в прошлом это дом генерал-губернатора. Я его включила в маршрут не случайно, хотя журналисты там не работали никогда.

На его примере я говорю об архитектурном ордере — это порядок, последовательность использования элементов. И новость также имеет свою строгую структуру, свой ордер, если хотите. Она строится по определенным правилам, которые вырабатывались годами: заголовок, лид, золотая цитата. Кроме того, это здание симметричное и строгое, как и новости.

Интересна и его история. Там работали московские градоначальники — сначала генерал-губернаторы, потом – Моссовет, а сейчас там мэрия. В 1938 году здание за 41 минуту передвинули на 13,5 метра, расширяя улицу. Двигали его прямо с людьми, которые там работали. Кстати, говорят, что многие сотрудники уволились накануне.

 

А в чем была необходимость передвигать здание вместе с людьми?

— Это делалось в пропагандистских целях, чтобы показать миру: смотрите, мы двигаем дома с людьми.

Дом «под юбкой», Тверская улица, 17

Итак, мы идем к Пушкинской площади. И что мы там можем увидеть?

— Идем, чтобы посмотреть на дом, на месте которого мог появиться небоскреб ТАСС. Проект 20-этажного здания в 1935 году представил архитектор Илья Голосов, но его отвергли. На месте предполагаемого небоскреба построили дом, прозванный в народе «домом под юбкой». Его угловую башню до 1958 года украшала статуя балерины. А рядом, на бульваре, стоял памятник Пушкину, который перенесли на другую сторону улицы только в 1952 году. Москвичи говорили: «Над головою у поэта воздвигли даму из балета, чтоб Александр Сергеевич мог увидеть пару стройных ног». Статую демонтировали из-за аварийного состояния, а народное название «дом под юбкой» — осталось.

 

Пушкинская площадь это центральное место вашего маршрута. Как так получилось?

ДЕЛО В ТОМ, ЧТО СОГЛАСНО ПРЕДСТАВЛЕННОМУ В 1935 ГОДУ ПЛАНУ РЕКОНСТРУКЦИИ МОСКВЫ НА ПУШКИНСКОЙ ПЛОЩАДИ ДОЛЖЕН БЫЛ НАХОДИТЬСЯ «УГОЛОК СОВЕТСКОЙ ПРЕССЫ»: РЕДАКЦИЯ «ИЗВЕСТИЙ», РЕДАКЦИЯ «ПРАВДЫ» И НЕБОСКРЕБ ТАСС. Я РАССКАЗЫВАЮ О ТОМ, КАК БЫ ЭТО МОГЛО ВЫГЛЯДЕТЬ.

 

Например, здание «Известий», которое выходит на Тверскую — постройка 70-х годов, а в 1930-х мы бы увидели только авангардное здание, построенное к десятилетию Октябрьской революции. Как и здание Центрального телеграфа, это одно из знаковых сооружений первых советских лет. Интересно, что по первоначальному проекту в нем предполагалась 12-этажная башня, но этому помешали высотные ограничения.

Редакция газеты «Правда» в то время занимала конторский дом Сытина, который находится рядом с более поздним зданием «Известий». В конце 1940-х годов дом отдали редакции газеты «Труд». И именно чтобы открыть вид на новые корпуса «Известий», в 1979 году здание конторского дома Сытина было передвинуто на 30 с лишним метров сторону Настасьинского переулка. 

Также интересно, что в 1924 году был объявлен конкурс проектов здания газеты «Ленинградская правда» на Страстной площади (сейчас это как раз Пушкинская). Здание это в итоге не было построено, но сами конкурсные проекты оказались очень любопытными. Самым смелым был проект Константина Мельникова, согласно которому четыре из пяти этажей здания могли вращаться вокруг оси, а положение этажей меняли бы сами работники «Правды».

 

А где в Москве работали журналисты первых информационных агентств?

— Журналисты РОСТА (Российское телеграфное агентство, впоследствии переименовано в ТАСС) работали в Милютинском переулке, а сводки созданного в 1941 году Совинформбюро в годы войны писали в особняке в Леонтьевском переулке. В 1961 году Совинформбюро преобразуют в Агентство печати «Новости» (АПН), и до 1980 года агентство занимает здание Первой женской гимназии на Страстном бульваре.

Но, как мы уже говорили, технологии идут вперед, а здания не имеют свойства расширяться. У корреспондентов АПН появляется новая техника, которую не может вместить старое здание. Накануне Олимпиады-80 руководство агентства предложило властям страны построить новое здание, которое стало бы пресс-центром Игр, а потом перешло бы в собственность АПН. Так и было сделано. Строится здание на Зубовском бульваре, в котором сейчас находится РИА Новости. Собственно, Агентство печати Новости стало Российским информационным агентством Новости в 1991 году.

В рамках экскурсии мы не можем подойти к этому зданию, оно слишком далеко находится от основного маршрута, но я показываю фотографии и анализирую здание.

Здание ТАСС на углу Большой Никитской и Тверского бульвара

Как вы его опишите?

— Этот архитектурный стиль называется брутализм. Мощь, масштабы, необработанный бетон, отсутствие отделки – все это мы здесь видим. При этом система сквозных дворов с галереями по периметру создана для того, чтобы здание сочеталось со старинными Провиантскими складами, расположенными по соседству. Также можно говорить, что за счет этого здание пресс-центра Олимпиады демонстрирует открытость миру.

 

В ходе экскурсии вы несколько раз говорили о ТАСС. На Пушкинской площади оно не нашло себе пристанища. При каких обстоятельствах обрело свой дом главное телеграфное агентство страны?

— ТАСС в 1937 году переезжает в здание на Тверском бульваре, в котором до революции находилось ателье Надежды Ламановой, которую называли «русской Шанель». Но со временем журналисты столкнулись с той же проблемой, что и их коллеги из АПН, — помещений не хватало. И тогда руководство ТАСС обратилось к правительству СССР с просьбой построить новое здание на углу Большой Никитской и Тверского бульвара.

Первоначальный проект предполагал, что здание будет 25-этажным, затем сообщалось, что оно станет 12-этажным. Но и этого в итоге не произошло.

 

А сколько этажей в здании ТАСС?

— Девять этажей, один из которых технический. Про это здание хочется говорить, потому что сама архитектура разговаривает с нами. Это здание строилось специально для журналистов, и архитектор сделал все, чтобы мы это поняли. Для меня это здание — стопроцентно говорящая архитектура. Это завод по производству новостей, так как по факту производство новостей — это и есть конвейер. На это здание хочется смотреть и находить в нем какие-то новые смыслы.

ИНТЕРЕСНАЯ ДЕТАЛЬ — НА ЭМБЛЕМЕ НАД ВХОДОМ НАПИСАНО ИТАР. НА СТЫКЕ 1991-1992 ГОДОВ БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ ОБЪЕДИНИТЬ РИА НОВОСТИ И ТАСС ПОД ЕДИНЫМ БРЕНДОМ ИНФОРМАЦИОННОЕ ТЕЛЕГРАФНОЕ АГЕНТСТВО РОССИИ (ИТАР). СООТВЕТСТВУЮЩИЙ УКАЗ БЫЛ ПОДПИСАН, НО ОСТАЛСЯ ТОЛЬКО НА БУМАГЕ.

 

Чем вы завершаете свою экскурсию?

— Я призываю людей анализировать новости так, как мы с ними анализировали архитектуру. И больше гулять по Москве.