Диагноз Краснопольской: как журналисту получить звание Героя Труда

Текст: Ядвига Юферова, заместитель главного редактора «Российской газеты»

Впервые в новой России (советская история знает одного Героя Соцтруда — политического обозревателя Георгия Жукова) такую высокую награду в 2022 году получил журналист. Конечно, это был звездный час не только для медицинского обозревателя РГ Ирины Григорьевны Краснопольской, «Российской газеты», но и для нашей профессии.

Свидетельствую, у каждого Героя в Кремле, в том числе у Никиты Михалкова, Юрия Башмета, на вручении была своя группа поддержки. По протоколу — строго пять человек. Телефоны с нами («пожалуйста, звук отключите»), а так — снимай сколько хочешь; даже главный редактор работал как блогер, передавая в режиме нон-стоп неформальные снимки на сайт родной газеты.

ЕСЛИ СОБРАТЬ РЕАЛЬНУЮ ГРУППУ ПОДДЕРЖКИ КРАСНОПОЛЬСКОЙ — ЭТО ТЫСЯЧИ МЕДИКОВ, У КОТОРЫХ ОНА БРАЛА ИНТЕРВЬЮ, СОТНИ РЕАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫМ ПОМОГЛА БЫТЬ ЗДОРОВЕЕ, ДА ПРОСТО НЕИСЧИСЛИМОЕ ЧИСЛО ЧИТАТЕЛЕЙ — КАКОЙ ЗАЛ НА СВЕТЕ СМОГ БЫ ИХ ВМЕСТИТЬ?

Что Ирина Григорьевна именно ТОТ человек, у нас-то в РГ нет сомнения. Но ведь она не единственный журналист, достойный такой награды, заметят коллеги.

Открою тайну, которую, как Нобелевскому комитету, можно не хранить 50 лет. Это не случайность и не лотерея. Все семь Героев Труда РФ в области медицины (!) обратились с письмом на имя президента, что уникальный профессионал в своем деле и камертон в деле общем Краснопольская должна быть удостоена звания Героя.

Те самые «ромашки от Мурашко»

«Есть мужской и женский пол, флирт присутствует при том, есть лекарство краснопол — то для мозга корвалол».

…Когда Ирина Григорьевна полетела в Пекин к отцу реформ китайского здравоохранения, тот привел две причины, по которым согласился на интервью: во-первых, из России, во-вторых, самый возрастной журналист, с которым приходилось общаться. А потом добавил третью: «Мы говорили как два профессионала».

Во времена девальвации слова и дискредитации научного факта (помните, сколько была глашатаев с экрана: все болезни можно вылечить лопухом, сорванным до рассвета) Ирина Григорьевна неутомимо всю жизнь доказывает, что главные защитники России не только армия и флот, но и врач с учителем. Мы додумались до этого только во время пандемии, она это знала всегда.

Краснопольская никогда не сдавала свой боевой пост и не переводила медицину в сферу услуг, настаивая на долге государства по охране здоровья гражданина, без всяких оговорок на оптимизацию, и всегда при этом отдавая должное врачу как спасателю и спасителю, подвижнику и профессионалу.

ИРИНА ГРИГОРЬЕВНА ПРИСУТСТВОВАЛА НА МНОГИХ УНИКАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЯХ, КОТОРЫЕ ПОСЛЕДНИЕ ПОЛВЕКА ПРОВОДИЛИСЬ В НАШЕЙ СТРАНЕ, СТАЛА РЕАЛЬНЫМ СВЯЗНЫМ ЭПОХ И ЛЮДЕЙ, ПОДДЕРЖИВАЯ ИХ В САМЫЕ НЕПРОСТЫЕ МИНУТЫ ЖИЗНИ. 

Хорошо помню ее заметки об основателе отечественной трансплантологии Владимире Петровиче Демихове, перед которым другой великий доктор стал на колени: «Незадолго до ухода Владимира Петровича из жизни позвонил, прочитав мою статью, наш известный хирург Ренат Сулейманович Акчурин и попросил познакомить с Демиховым. Мы поехали на окраину Москвы, где в убогой пятиэтажной «хрущевке» жил с женой Лией забытый многими великий россиянин. Ренат Сулейманович привез с собой ту самую книжку о пересадке органов. Многие абзацы, даже страницы были помечены красным фломастером, он рассказывал патриарху, что когда зарубежные коллеги узнают, что у него есть книга «самого Демихова», восторженно восклицают «О-о-о!».

На ее веку происходило становление знаменитых медицинских династий, например, академика Российской академии наук Александра Николаевича Коновалова, кстати, Героя Труда России номер один, сын которого Николай тоже стал известным нейрохирургом.

Беседы Краснопольской с Лейлой Владимировной Адамян, главным акушером-гинекологом страны, стали уже традицией: проблемы демографии с каждым годом все острее. Как и диалоги с мудрым Александром Григорьевичем Румянцевым, который оставил пост директора Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Димы Рогачева, оставшись его президентом: «Я и теперь занят 12 часов в день. И надеюсь сохранить активность. Майя Плисецкая на вопрос о том, почему она, обладая гигантским опытом и невероятным прыжком, прекращает свою балетную деятельность, ответила: «Опыт потрясающий. Но прыжок ушел“. И я с ней согласен». 

Замеченный Краснопольской — как отмеченный свыше. Она знает цену авторитетам реальным и рекламным.

Пандемия назвала поименно новых героев-медиков. Среди них и Валерий Иванович Вечорко, главный врач 15-й, Филатовской больницы, которая в ковидные времена принимала до полутора тысяч больных… Впервые песни Валерия Ивановича смогли услышать читатели «Российской газеты» благодаря QR-коду, размещенному в конце интервью Краснопольской. Представляете, врач, который еще и поет по утрам, чтобы вернуть человека к жизни!.. 

Ирина Григорьевна часто пишет и говорит о том, чем больна наша медицина и как надо ее лечить, чтобы выздоровел пациент не только в Склифе, но и на бамовской станции Тында… И помогает каждодневно и ближним, и дальним, умудряется взяться за самый трудный случай и вместе с докторами совершить чудо. Как она влюбляется в маленьких спасенных людей, которые становятся практически ее родней!.. Несколько лет она совершала вместе с редакцией чудеса для потерявшей зрение девочки из Нижнего Новгорода Регины Парпиевой. Благодаря участию Краснопольской у нее появились и квартира, и собака-поводырь. В 17 лет Регина уже прыгала с парашютом, ставила рекорды в плавании и даже взяла интервью у президента Владимира Путина, а теперь — телеведущая на канале «Спас». 

КСТАТИ, ИМЕННО КРАСНОПОЛЬСКАЯ ОДНАЖДЫ УМУДРИЛАСЬ СДЕЛАТЬ ЗАМЕЧАНИЕ САМОМУ ПРЕЗИДЕНТУ: «У ВАС ЕСТЬ ОДИН НЕДОСТАТОК: ВЫ ДО СИХ ПОР НЕ БЫЛИ НА “ДЕЛОВОМ ЗАВТРАКЕ” В “РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЕ”». 

Естественно, Ирина Григорьевна беседовала со всеми министрами здравоохранения, часто по их просьбе. Один из последних впечатляющих эпизодов: идет торжественное заседание, посвященное юбилею уважаемого центра. В первом ряду, как всегда, Ирина Григорьевна. Поднимается на сцену президиум. Татьяна Алексеевна Голикова замечает Ирину Григорьевну и птицей слетает обнять ее. Вслед Михаил Альбертович Мурашко спускается поприветствовать уважаемого обозревателя («Вы единственный человек в стране, который называет меня Мишенька»). И что делать остальному президиуму, если вице-премьер и министр так поступили?..

На вручение премии

На медийной поляне Краснопольской нет равных. Скажите, кто еще из журналистов, без записи на диктофон, может по ходу интервью спорить с собеседником-академиком, набирать текст на компьютере и тут же, отсекая лишнее, визировать и отправлять в печать? Даже врачи уверены, что она доктор по образованию, хотя нет, филолог, всего лишь дочь медиков. И кто из них не мечтает побывать на знаменитой кухне Краснопольской на Кутузовском проспекте или принять участие в дискуссионном совете экспертов, который ведет Ирина Григорьевна в «Российской газете»? На балу прессы именно ей было доверено вручать награды медикам от имени Союза журналистов Москвы. В ответ многие, как академик Александр Леонидович Гинцбург, как главврач московской скорой помощи Николай Филиппович Плавунов, объяснялись ей в любви. Такая женщина. 

Теперь о самом главном — о секрете долголетия Краснопольской. Отчего угасают люди? От того, что они никому не нужны. Поэтому они жизнь доживают, а не живут, вещи донашивают, а не носят, живут воспоминаниями, а не планами. Краснопольская всегда и везде нужна всем: здоровых людей не бывает, шутит Ирина Григорьевна, есть недообследованные. Она стремится помочь каждому; если главный врач любой больницы не ответил на ее звонок, это почти ЧП… Не было командировки, из которой она вернулась бы без нового платья. Нет юбилея известного медика, на котором не царствовала бы Краснопольская. Нет события, спектакля, фильма, которые не волновали бы ее… 

На презентации книги «Диагноз от Краснопольской». Герои материалов Ирины Краснопольской, академики Леонид Рошаль (слева) и Сергей Готье, стали ее друзьями на всю жизнь

На работе все давно уже считают Ирину Григорьевну национальным достоянием, поэтому и относятся к ней соответственно. Любой наш служебный разговор — это прежде всего обсуждение «центровика» на следующую полосу «Медицина», потом на следующую после следующей… Такого еще никогда не было, чтобы она ушла в отпуск, а ее полоса в пятницу не вышла в «Российской газете». 

ПРО ВРАЧЕЙ ГОВОРЯТ — ПРОВЕЛ СТОЛЬКО-ТО ОПЕРАЦИЙ. ПРО ИРИНУ ГРИГОРЬЕВНУ СООБЩАЕМ: ЗА 30 ЛЕТ РАБОТЫ В «РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЕ» ОНА ПОДГОТОВИЛА БОЛЕЕ ТЫСЯЧИ ШЕСТИСОТ (!) ПОЛОС «МЕДИЦИНА».

Попасть в руки такого журналиста — то же самое, что на прием к великому врачу.

Думаете, шутка: если только приложить статью Краснопольской к больному месту, то человек уже начинает выздоравливать? Попробуйте.