Технологии для идей: медиаобразовательные практики в Калининградской области

Текст: Мальвина Друкер, директор Центра коммуникационных и мультимедийных технологий «Медиапарк», преподаватель БФУ имени Иммануила Канта

Сегодня сложно представить мир без стремительного развития технологий, без существования в сети и взрослых, и детей. Здесь мы учимся, работаем, отдыхаем, общаемся, но не всегда легко справляемся с огромным массивом информации, рисками и угрозами сетевой среды. И если опытный пользователь чаще всего понимает, как сделать информационное пространство удобным, комфортным, конструктивным для себя, то дети, которые в раннем возрасте попадают в сеть, испытывают значительные трудности.

 

МАЛЬВИНА ДРУКЕР, директор Центра коммуникационных и мультимедийных технологий «Медиапарк», преподаватель БФУ имени Иммануила Канта

В течение нескольких лет я изучала риски и угрозы сетевого пространства: проводила массовые опросы, контент-анализ, эксперимент. Полученные данные подтвердили необходимость проведения профилактической работы среди школьников, которые входят в группу риска.

 

МЕДИАЭКОЛОГИЯ КИБЕРПРОСТРАНСТВА

В 2019 мы с коллегами задумались о необходимости введения образовательных практик в сфере медиабезопасности в школы и учреждения дополнительного образования Калининградской области. Понимая, что в новых знаниях нуждаются разные сегменты целевой аудитории, мы разработали образовательный ресурс «Медиаэкология киберпространства» www.cyberecology.ru для учителей и психологов, которые могли бы не только получить дополнительные знания, но и донести их до своих учеников и их родителей на занятиях, родительских собраниях, в рамках внеучебной работы, используя созданные нами материалы.

На нашем ресурсе представлены серия видеороликов, интервью с экспертами, инфографика, видеокурс, темами которых являются тренды медиапотребления молодежи, риски и угрозы цифровой среды, профилактика потребления деструктивного контента, фейк-ньюс и постправда как современная медиареальность и другие темы, направленные на обеспечение конструктивной и безопасной работы в киберпространстве.

ПО СУТИ, ЭТОТ РЕСУРС СЛУЖИТ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КУРСОВ НА НАПРАВЛЕНИЯХ «ПСИХОЛОГИЯ», «ЖУРНАЛИСТИКА», «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ», ГДЕ ГОТОВЯТ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРЫХ НАПРЯМУЮ СВЯЗАНА С СЕТЕВЫМ ПРОСТРАНСТВОМ.

Только получив необходимое представление о той среде, в которой дальше предстоит работать школьникам, можно уверено приступать к обучению создания контента.

Работая с медиапедагогами в разных регионах страны в рамках курсов повышения квалификации или профильных форумов, как, например, Международный форум «Префикс +10», проводя мастер-классы в Курске, Перми, Краснодаре, принимая участие в конференциях разного уровня и обмениваясь опытом, можно отметить контрастный уровень подготовки специалистов: кто-то стал преподавателем, проработав некоторое время в СМИ, а кто-то стал обучать ребят, параллельно получая необходимые знания в сфере медиа, кто-то приглашает практикующих специалистов, не всегда способных именно научить, но готовых поделиться своим опытом в рамках мастер-классов, а кто-то пытается учить, отстав от современных тенденций в сфере медиа. Именно на эти проблемы обращают внимание специалисты, которые работают в сфере медиаобразования, и найти оптимальный вариант бывает достаточно сложно, поэтому сегодня важна не фрагментарная, а системная работа, связанная с возможностью получения актуальных теоретических знаний и практического опыта.

Для организации эффективной работы на уровне региона в сфере медиаобразования был использован опыт взаимодействия с разными целевыми группами: учителями, школьниками, студентами. Обучая студентов направления «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью» БФУ им. И. Канта работе с творческими проектами в период 2013 – 2019 гг., коллектив медиацентра, часть которого в настоящее время является участниками проекта «Медиаэкология киберпространства», разработал свой подход для получения качественного результата – погружение в реальный производственный процесс и работа с конкретными заказчиками после ряда установочных теоретических и практических занятий. Это могли быть как внутренние структуры университета, так и внешние организации, например, Кванториум, благотворительный центр «Верю в чудо», Академия гениев, ГИБДД, Янтарьэнерго, ряд общественных организаций и другие учреждения.

Специалисты медиацентра работали в одной команде со студентами, обучая технологиям в процессе создания медийных продуктов для конкретных заказчиков, помогая создавать курсовые и дипломные работы, начиная от поиска идей и заканчивая оценкой качественного уровня готовых проектов, куда входила оценка сценария, видеоряда, монтажа, графики. Для этого привлекали экспертов, практикующих в профильной сфере, и специалистов ведущих вузов страны: МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ, ВШЭ и других.

СЛОГАН МЕДИАЦЕНТРА – «ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ИДЕЙ» – ОЧЕНЬ ТОЧНО ОТРАЖАЕТ СПЕЦИФИКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ МЕДИАПРОИЗВОДСТВА, ВЕДЬ ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ НАСТАВНИКА – НЕ ТОЛЬКО ПОКАЗАТЬ, КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТЕХНОЛОГИЯМИ, НО И ДЛЯ ЧЕГО.

Уделяя особое внимание созданию научного (видеопроект «Наука за минуту»), образовательного (видеопроект «Живая литература», «Лаборатория русского языка», «Удивительный Калининград», «Живая фразеология»), имиджевого (проект «Акценты», видеоролики для БФУ им. И. Канта), социально-значимого контента (проект «Добрый город», «Я буду жить»), коллектив медиацентра реализовал проекты, которые до сих пор используют в образовательном процессе школ и университетов разных городов страны. Качество таких работ подтверждено победами в различных конкурсах, так, например, видеоблог «Наука за минуту» стал победителем V Всероссийского конкурса инновационной журналистики за 2015 год «Tech in Media-2015» в номинации «Лучший блог по теме науки, инноваций и технологий», а сам медиацентр в 2017 году вошел в тройку победителей конкурса «Лучший медиацентр вузов России», который проводила Международная ассоциация студенческого телевидения.

Такой опыт помог продолжить работу в сфере школьного медиаобразования и профориентационной деятельности сегодня. Современные школьники должны не только понимать правила безопасной работы в сети, но и научиться создавать контент, направленный на формирование ценностных ориентиров, способных изменить в лучшую сторону реальную и виртуальную среду обитания.

 

ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ

Одна из успешных региональных практик, которая реализуется в течение нескольких лет на базе Центра развития современных компетенций детей БФУ им. И. Канта при поддержке Министерства образования Калининградской области, – это проект «Звезда будущего», социогуманитарный профиль которого объединяет три модуля: «Коммуникативное пространство XXI век», «Креативные технологии в массовых коммуникациях», «Технологии создания медийного проекта». Целью этого проекта является создание специализированных университетских классов предпрофильной и ранней профильной подготовки на базе БФУ им. И. Канта с привлечением профессорско-преподавательского состава университета.

Результативно работая с базовыми школами, школами-сетевыми партнерами, потенциальными работодателями, сотрудники центра помогают ученикам разных школ области не только проводить актуальные научные исследования, но и создавать практикоориентированные проекты. В течение семестра учащиеся получают необходимую теоретическую подготовку, после которой приступают к созданию своих работ: серии тематических видеороликов, инфографик, интервью с известными спортсменами региона, представителями творческой индустрии; социальной рекламе; интерактивной карте достопримечательностей региона; исследованиям, посвященным медиапотреблению подростков, формированию образов резонансных событий и объектов в СМИ и т.д.

ОТДЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ И ОБУЧЕНИЮ УЧАСТНИКОВ ШКОЛЬНЫХ ПРЕСС-ЦЕНТРОВ, ВЕДЬ СЕГОДНЯ ПРАКТИЧЕСКИ В КАЖДОЙ ШКОЛЕ СУЩЕСТВУЮТ ТАКИЕ ПЛОЩАДКИ, ГДЕ УЧАЩИЕСЯ РАБОТАЮТ С ТВОРЧЕСКИМИ ЗАДАНИЯМИ, СОЗДАЮТ МЕДИЙНЫЕ ПРОЕКТЫ.

Как правило, в дополнительных знаниях нуждаются не только ученики, но и их наставники, ведь школьный учитель, который возглавляет работу пресс-центра, чаще всего специалист в области обществознания, русского языка и литературы, информатики, но не в сфере медиа, поэтому он нуждается в дополнительных компетенциях, связанных с медиапроизводством.

В 2022 году для калининградских школ – участников проекта «Точки роста» Калининградским областным институтом развития образования был разработан и проведен марафон «ПроМедиа», целью которого стало обучение представителей школьных пресс-центров для их дальнейшей качественной работы. Он заключался в проведении установочных мастер-классов практикующих специалистов для учителей и учащихся и дальнейшей конкурсной работе по созданию школьного портфолио и медиапланов.

Перед организаторами стояла задача – не только помочь медиапедагогам в профессиональной подготовке, но и активизировать деятельность пресс-центров. Для достижения максимального эффекта была реализована поэтапная работа со школьниками и учителями. Первый этап заключался в проведении установочных мастер-классов практикующих специалистов сферы медиа, имеющих опыт и в преподавательской деятельности. После ознакомления с проектом «Медиаэкология киберпространства» слушатели смогли поработать с Любовью Чистяковой, главным редактором интернет-портала Калининград.Ru; Дмитрием Бовиным, креативным директором студии «Паракадров»; Анастасией Вольновой, преподавателем БФУ им. И. Канта дисциплин направления «Реклама и связи с общественностью». Темы мастер-классов были разработаны с учетом основных видов деятельности школьных пресс-центров: «Медиаэкология киберпространства: угрозы и возможности цифровой среды»; «В поиске новых смыслов: как организовать работу редакции и создавать качественный контент»; «Творческий проект: от идеи до реализации»; «Мультимедийные технологии в профессиональной деятельности». С наставниками эксперты делились опытом преподавания медиадисциплин, а для учеников проводили обзорное теоретическое занятие и тренинг, где отрабатывали работу с инфоповодом – в какой форме, с помощью каких инструментов и средств, на какой площадке, с каким углом подачи оптимально создавать ту или иную публикацию.

Среди инфоповодов, которые прорабатывали школьники, была актуальная повестка, связанная с экологией, культурой, наукой. Для закрепления полученных знаний и активизации деятельности школьных пресс-центров участники продолжили работу уже в рамках конкурса по созданию портфолио и медиапланов, которые оценивали признанные специалисты ведущих вузов страны: МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ, РУДН, ЧелГУ, Воронежского государственного университета и БФУ им. И. Канта. Для объективного оценивания были разработаны критерии, с помощью которых можно было детально оценить выполненные работы: члены жюри оценивали количество публикаций, жанровое и тематическое разнообразие; разнообразие видов контента, а также качество его оформления. Для оценки медиапланов дополнительно были указаны критерии, связанные с корректностью их оформления и использованием инфоповодов.

Члены жюри высоко оценили проделанную работу, определив четырех лидеров: средняя школа имени А. Моисеева п. Знаменска; СОШ № 4 города Черняховска; команды лицея № 1 г. Балтийска и СОШ № 1 г. Гурьевска.

А. М. ШЕСТЕРИНА, доктор филологических наук, профессор Высшей школы телевидения МГУ, медиапсихолог: «Отличный конкурс! Очень сложно было участвовать в судействе – все участники талантливы, работы очень интересны. Показала некоторые медиапланы как пример своим студентам. Молодцы и ребята, и педагоги, и организаторы этого мероприятия! Такую работу нужно распространить и за пределы Калининградской области».

В. Д. ТАКАЗОВ, доктор филологических наук, профессор кафедры массовых коммуникаций РУДН: «Школьники показали высокий уровень подготовки, творчески и профессионально подошли к выполнению заданий. Такой потенциал однозначно нужно ребятам развивать, а наставникам – поддерживать эти начинания, помогать профессионально расти. На то это и «Точки роста».

Объединяя специалистов разных профилей на одной площадке, создавая коллаборации образовательных центров, участвуя в профессиональных конкурсах различного уровня и вовлекая в них учеников, медиапедагоги не только помогают ориентироваться в медиасреде, но и помогают ребятам с выбором профессии. Наставники дают возможность пообщаться с практиками, попробовать себя в роли медийщика, увидеть техническое оснащение различных производственных процессов, как, например, это стало возможным в рамках марафона «ПроМедиа», который проходил на образовательной площадке Школы креативных индустрий Калининграда, или на дне открытых дверей Центра развития современных компетенций детей БФУ им. И. Канта, где школьники смогли познакомиться с работой студии.

Именно в этом направлении и продолжается деятельность региональных центров, где школьников обучают основам работы в сфере медиа, помогая освещать масштабные городские мероприятия, а не только жизнь образовательного учреждения. Такая практика была также представлена в рамках марафона «ПроМедиа» – учащиеся смогли принять участие в освещении областного форума классных руководителей, открытия года педагога и наставника.

ТОЛЬКО СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД И ЧЕТКО ПРОРАБОТАННАЯ СТРАТЕГИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ МОГУТ СТАТЬ НАДЕЖНОЙ ОСНОВОЙ КАК ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ГРАМОТНОГО МЕДИАПОТРЕБИТЕЛЯ, ТАК И ДЛЯ БУДУЩЕГО ПРОФИЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА.


Фотографии предоставила Мальвина Друкер. Иллюстрация на обложке: shutterstock.com