Сейчас редакция не всегда может себе позволить отправить на место событий вместе с пишущим журналистом еще и фотокорреспондента. Общий тренд — пишущий сам сделает фото своим телефоном. В такой съемке самое сложное — сделать портрет. Не удивляйтесь, именно портрет! Давайте попробуем сформулировать правила, которые вам помогут справиться с этой задачей.
ПЕРВОЕ. Надо подумать о заднем плане, то есть о фоне, на котором будет сделан портрет. Не придавать этому значения нельзя! Когда ваш персонаж, герой вашего материала стоит на фоне свалки, кривого забора или облупившейся стены — это совершенно не позитивно! Самая частая ошибка — это торчащие столбы, рамы окон и деревья из головы портретируемого.
Чтобы не допустить этого, вы можете как сами сделать шаг вправо или влево, так и попросить вашего героя стать в нужное вам место.
ВТОРОЕ. Следите за линией горизонта! Не надо заваливать кадр в какую-либо сторону — это, конечно, может придать снимку добавочную выразительность, но далеко не всегда уместно.
ТРЕТЬЕ. Обратите внимание: есть ли в кадре что-то, отвлекающее внимание зрителя от вашего героя? Порой лежащая на заднем плане красная сумка может стать главным акцентом в вашей фотографии. А также пестрый фон всегда отвлекает внимание от портретируемого.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. Вы стоите в правильном месте, фон хороший, в кадре нет ничего отвлекающего, теперь надо посмотреть на свет. В полуденное время, если человек будет стоять против солнца, то у нас получится вместо портрета силуэт. Или на кадре появятся солнечные блики, которые сделают ваш снимок непригодным.
Если ваш герой повернется к солнцу, то он сильно сощурится (вам нужен зажмурившийся герой?), и ему будет неприятно стоять на ярком солнце и позировать. К тому же, на глаза упадет грубая тень.
В такой ситуации нужно найти тень от здания или дерева. В пасмурную погоду, когда свет мягкий и рассеянный, сделать портрет легче.
ПЯТОЕ. Вы выбрали место, фон, свет и готовы нажать на кнопку, но — еще одна распространенная ошибка — это неправильное кадрирование. Как часто я вижу на снимке в газете или в интернете портрет человека, у которого срезана голова!
И это не потому, что так захотел редактор, а просто не было другой фотографии. Тут порой не спасают никакие выкрутасы верстки.
Совет очень простой: всегда снимайте чуть шире, оставляя пространство над головой. Помните, где находится камера у вашего телефона, и старайтесь снимать на уровне глаз, чтобы взгляд портретируемого был направлен прямо на зрителя.
ШЕСТОЕ. Вы все сделали правильно, сдаете материал, отсылаете вашему герою ссылку на статью, а в ответ получаете просьбу убрать фотографию, потому что человек считает, что он там не похож на себя. А в чем дело? А в том, что объектив телефона обладает широким углом зрения — такие объективы фотографы называю широкоугольниками. Он очень хорош для пейзажей и жанровых сцен, но для портретов — не очень.
ПРИ СЪЕМКЕ С БЛИЗКОГО РАССТОЯНИЯ, А ПОРТРЕТ ВСЕГДА СНИМАЮТ ВБЛИЗИ, ШИРОКОУГОЛЬНИК ИСКАЖАЕТ ПРОПОРЦИИ ЛИЦА — УВЕЛИЧИВАЮТСЯ СКУЛЫ, ПОДБОРОДОК, МЕНЯЕТСЯ ВИДИМЫЙ РАЗМЕР УШЕЙ, НОС ВЫПЯЧИВАЕТСЯ… Чтобы такого не было на вашем снимке, отойдите чуть дальше, метра на полтора, и приблизьте на экране вашу модель (техническая сторона такого приближения для вас несущественна) — тогда пропорции лица будут привычными и не вызовут нареканий.
СЕДЬМОЕ. А если съемка не на улице, а в здании, то что там может быть? Все эти правила остаются, но вводим дополнения. Например, вы хотите сделать портрет человека в его окружении и показать обстановку, чтобы зритель, даже не читая статью, сразу увидел, о ком идет речь: врач в своем кабинете или учитель в классе. Так же, как и при съемке на улице, обращаем внимание на фон и его цветовую палитру, на то, что все элементы в кадре должны гармонично быть вписаны в вашу фотографию, все лишнее убираем, ищем правильную точку съемки.
Если мне нужен портрет человека за рабочим столом, то я обычно даю время, чтобы человек смог привести свое рабочее место в порядок, если, конечно, рабочий беспорядок не нужен для передачи атмосферы.
ВОСЬМОЕ. Свет в помещении. Часто искусственные источники света дают не только неожиданные оттенки кожи, но и синяки под глазами. Сейчас все современные телефоны выдают картинку очень хорошего качества, поэтому выключите свет и снимайте со светом от окна, располагая героя ближе к свету. Если света уже мало, возможно, у вас будет более длительная выдержка, нужно просто удержать телефон, сделайте несколько кадров и убедитесь, что они получились четкими. Вспышку на телефоне можно использовать только в самом крайнем случае, она маломощная и делает ваш снимок совсем уж протокольным.
Если нам нужен просто портрет для колонки, выбираем простой неяркий фон, лучше всего подойдет однородная стена — надо выбирать ту стену, где есть свет от окна. А если яркий солнечный свет, то желательно окно с северной стороны, иначе мы получим грубые жесткие тени и покажем не только неровности кожи портретируемого, но еще и добавим к его возрасту пяток лет.
Эти простые советы помогут вам получить пусть и не шедевр, но хороший портрет для вашей статьи.
И ПОСЛЕДНЕЕ. Всегда делайте два варианта, горизонтальный и вертикальный кадр, так как неизвестно, какой формат может понадобиться, ведь всегда есть шанс, что удачный кадр может стать обложкой газеты и привлечь внимание читателя именно к вашей статье.
Фото автора из курса для студентов РАНХиГС
Иллюстрация на обложке: shutterstock.com