Каждый пятый в редакции – фрилансер. Много это или мало?

В России, как и во многих других странах, в медиасфере все более востребованным становится труд фрилансеров. Особенно эта тенденция стала заметна с началом пандемии COVID-19, когда на удаленную работу переходили целые редакции. Западные исследователи считают, что в среднем в редакциях порядка 20% журналистов — фрилансеры, и количество заказов, которые выполняют внештатные работники СМИ, постоянно растет.

 

НЕ НРАВИТСЯ? НАЙДЕМ ДРУГОГО!

Помимо внешних политических и экономических факторов, журналисты сталкиваются с целым рядом внутренних проблем в сообществе. Журналистка Елена, начинавшая свой профессиональный путь в 17 лет в Останкино, проработала в СМИ в разных статусах — от корреспондента до руководителя больших медиапроектов, в том числе региональных. Потеряв постоянную работу, она много лет работала как фрилансер. По ее словам, самым травмирующим в работе остается отношение к журналистам:

«Мне представляется, что есть давнее и глубинное непонимание менеджерами СМИ (возможно, и обществом в целом) самой профессии “журналист”. Они сами с удовольствием в разговоре тет-а-тет не раз озвучивали свою позицию: “Журналистов полно, как грибов после дождя. Не нравится — не делай. Найдем другого. Да чего собственно сложного в этой работе? Почитал инет, задал пять вопросов: сел, задумался на полчасика — написал текст, фоточку какую-нибудь приляпал. Ну, ладно, если видео или звук — насладился собой у микрофона. Порезал там что-то. Всего делов-то!” В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧАСТО ПРОСТО “ЗАБЫВАЮТ” ПЛАТИТЬ, ИЛИ ПЛАТЯТ МАЛО, А ЧАСТО ПО-ЧЕРНОМУ. ВСЕ ЭТО ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ПОСТОЯННЫМ УНИЖЕНИЕМ. ПАДЕНИЕМ САМООЦЕНКИ. Как воскликнул один известный ведущий: “Очевидно, я м…к, если мне никто не платит за работу!”».

Выносить в публичное поле обсуждение финансовых проблем, отсутствия договоров и т.д. фрилансеры опасаются. Как рассказала другая журналистка, попросившая об анонимности, это связано с тем, что в России никогда не было культуры обсуждения своих доходов. «Журналисты научились обсуждать публично зарплаты чиновников и оппозиционеров, сопоставлять доходы и расходы других, но упаси Бог сделать замечание или задать вопрос внутри сообщества о доходах руководства, менеджеров СМИ. БОЛЕЕ ТОГО, НЕКОТОРЫЕ РЕДАКЦИИ СОВЕРШЕННО НЕЗАКОННО ВКЛЮЧАЮТ В ТРУДОВОЙ ДОГОВОР ПУНКТ О НЕРАЗГЛАШЕНИИ ДАННЫХ О ЗАРПЛАТЕ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, МНЕ СЛОЖНО СОПОСТАВИТЬ — ПОЛУЧАЮ ЛИ Я ДОСТОЙНУЮ ОПЛАТУ ЗА МОЙ ТРУД ИЛИ НЕТ».

Во время работы над текстом я начала проводить анкетирование журналистов-фрилансеров для более глубокого и всестороннего анализа ситуации. На момент сдачи этого текста пришли развернутые ответы от 30 человек. Практически все они указали на низкую оплату труда, отсутствие контрактов и договоров и необходимость совмещать журналистскую работу с чем-то другим. Подавляющее большинство респондентов отметили свое исключительно уязвимое положение по сравнению со штатными работниками.

«Редакторы, находящиеся в штате, имеют несоизмеримо более сильную позицию и относятся к проблемам автора “по-барски”, не всегда утруждая себя даже выполнением собственных финансовых обязательств. И бывает, что авторские тексты публикуются без подписи, что фактически является изъятием его интеллектуального труда и присвоением его редакции», — ответил один из опрашиваемых.

Многие участники опроса о положении фрилансеров на рынке труда согласились с тем, что проблемы сообщества давно требуют публичного обсуждения и обозначили конкретные предложения. Вот один из ответов:

«Нужна консолидация производителей контента по вопросам гонораров. Пока получается, что люди в штате получают больше всех, хотя загружены работой нерегулярно. Фрилансеры же хватаются за разные редакции и темы, чтобы собрать из небольших гонораров сумму, хотя бы немного приближенную к тому, что получают штатные сотрудники. ПОМИМО ПРОЧЕГО, КТО-ТО ИЗ ФРИЛАНСЕРОВ ЗАДИРАЕТ ЦЕНЫ, А КТО-ТО, НАПРОТИВ, ОПУСКАЕТ ПЛАНКУ. РАБОТОДАТЕЛЬ В ТАКОМ СЛУЧАЕ ОБЫЧНО ВЫБИРАЕТ БОЛЕЕ ДЕШЕВОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ И ОСТАВЛЯЕТ СЕБЕ ЛЮБИМЧИКОВ-ФРИЛАНСЕРОВ. Единая позиция по стоимости работы, принятая журналистским сообществом, смогла бы выровнять ситуацию».

Стоит заметить, что автор этого ответа практически дословно воспроизводит ситуацию, которая уже давно сложилась в европейских странах, где существует система локальных и отраслевых коллективных договоров, устанавливающих нижнюю планку оплаты труда журналистов вне зависимости от их статуса.

 

РАЗНЫЕ СТРАНЫ — ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

Права и возможности для полноценной работы волнуют журналистские сообщества во всем мире. При этом проблемы, с которыми сталкиваются внештатные работники, во многом схожи. Национальный союз журналистов Филиппин (NUJP) в 2021 году провел исследование среди журналистов-фрилансеров, которое показало, что большинство из них не получает достаточное вознаграждение за свой труд, не чувствует себя в безопасности, и работодатель уклоняется от того, чтобы заключать письменные трудовые контракты. Филиппинские журналистки отдельно отметили гендерный разрыв в оплате труда и культуру «женоненавистничества», сохраняющуюся в журналистике. При этом, по мнению филиппинских журналистов, фрилансеры в других сферах более консолидированы. Сейчас в Национальном союзе журналистов Филиппин работают над тем, чтобы помочь внештатным журналистом создать гильдию фрилансеров, которая сможет заниматься вопросами нарушения их прав и организовывать необходимую поддержку.

Успех в решении проблем зависит от консолидации усилий. В более успешной и свободной, чем Филиппины, Швеции в конце 2018 года благодаря совместным усилиям секции внештатных журналистов Шведского союза журналистов (SJ), отдельных активистов и местных отделений профсоюзных ячеек в издательских компаниях удалось добиться пересмотра новых тарифов оплаты труда фрилансеров, некоторые издания пошли на повышение до 15 %. До этого решения несколько газет годами не повышали оплату труда внештатных журналистов.

Ситуацию с фрилансерами на мировом рынке труда сильно изменила пандемия ковида. Через год после ее начала ассоциация журналистов Германии (DJV) провела исследование экономических последствий пандемии для фрилансеров. Оно показало, что средний годовой доход фрилансеров снизился на 25% в 2020 году. БОЛЕЕ ДВУХ ТРЕТЕЙ ФРИЛАНСЕРОВ СООБЩИЛИ О СНИЖЕНИИ КОЛИЧЕСТВА ЗАДАНИЙ, ПРИЧЕМ У ПОЛОВИНЫ ИЗ НИХ ПОТЕРИ СОСТАВИЛИ БОЛЕЕ 50%. КАЖДЫЙ ДЕСЯТЫЙ ВООБЩЕ ПЕРЕСТАЛ ПОЛУЧАТЬ КАКИЕ-ЛИБО ЗАДАНИЯ.

Это исследование показало, что особенно сильно пострадали те фрилансеры, которые пишут о событиях или личных историях, в том числе внештатные фотожурналисты. Кроме того, почти каждый пятый был вынужден ликвидировать свои пенсионные накопления, и лишь 25% получали финансовую поддержку или социальные выплаты от государства. В Европейской федерация журналистов также отмечали, что внештатные журналисты по всей Европе теряли работу, получали меньшие гонорары, а многие в конце концов ушли из профессии.

Эксперты отмечают, что последствия пандемии для медиасферы, включая смежный сектор искусства, кино и индустрию развлечений, еще до конца не изучены, но очевидно, что фрилансеры давно стали важной частью рабочей силы этих направлений, и защита их прав требует продуманной политики на государственном уровне.


Иллюстрация на обложке: Kandinsky