РАФФАЭЛЛА КЬОДО-КАРПИНСКИ, фрилансер из Италии
Я начала писать в газеты и вообще выступать в СМИ довольно рано. Была активисткой движения за права человека, мы поддерживали освободительную борьбу народов в разных странах мира, и писать об их стремлении к свободе и самоопределению было для меня естественно. Возможно, еще и потому, что я – дочь двух молодых людей, которые познакомились, будучи добровольцами при восстановлении Варшавы после Второй мировой войны. Два интернационалиста – моя русская мать, приехавшая из Финляндии, и мой итальянский отец.
Мой опыт в журналистике начался с радио, в 1980-х. В то время независимые радиостанции были очень популярны.
В 1985 ГОДУ Я ВПЕРВЫЕ ПОЕХАЛА В СОСТАВЕ ГРУППЫ ПРАВОЗАЩИТНИКОВ В ЗАПАДНУЮ САХАРУ. С ТЕХ ПОР БОРЬБА С РАСИЗМОМ СТАЛА ДЛЯ МЕНЯ САМОЙ ВАЖНОЙ ТЕМОЙ. БОРЬБА С АПАРТЕИДОМ В ЮЖНОЙ АФРИКЕ И ОСВОБОЖДЕНИЕ НЕЛЬСОНА МАНДЕЛЫ В ТО ВРЕМЯ БЫЛИ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ВСЕГО МИРА. В то время как в ЮАР был побежден апартеид, Мандела стал президентом Республики, в Италии и в Западной Европе в целом ситуация стала ухудшаться, активизировались расистские группы. Расизм до сих пор существует – и это рана, которую я не могу залечить.
Италия долгое время была одной из ключевых стран в поддержке борьбы за деколонизацию и восстановление Мозамбика, была посредником на мирных переговорах в Мозамбике. Мирные соглашения были подписаны 4 октября 1992 года в Риме. Важную роль в переговорном процессе сыграла община Сант-Эгидио с нынешним кардиналом Маттео Зуппи, который возглавляет миссию Папы Римского по установлению мира между Россией и Украиной. Это история, которую я хорошо знаю и пережила на собственном опыте. И не могла, естественно, об этом не писать. Публикации имели резонанс, мало кто знал детали работы правозащитных и миротворческих организаций.
Тема борьбы с расизмом привела меня в футбол. Меня избрали в совет европейской сети «Футбол против расизма» (Football Agаinst Racism in Europe), а в итальянском совете «Спорт для всех» (Unione Italia Sport per Tutti) я занимаюсь вопросами борьбы с расизмом в спорте и, в частности, в футболе. И когда началась подготовка к чемпионату мира в Москве, естественно, мы активно в нее включились. В Москве и Санкт-Петербурге мы организовали «Дом разнообразия», где проходили выставки, конференции и дебаты. Я писала об этом на сайте UISP и в сети FARE, а также в итальянской газете La Repubblica. Порой мне кажется, что это было тысячелетие назад.
РУССКАЯ ТЕМА
Россия всегда меня привлекала, и я начала писать репортажи о московских встречах и впечатлениях после Всемирного фестиваля молодежи в Москве в 1985 году. Тогда Москву посетила очень большая итальянская делегация. Никто еще не понимал, что началась горбачевская перестройка, и я помню, что переводила некоторым делегатам речь, которую Горбачев произнес на стадионе на открытии фестиваля. Итальянцы подумали, что я неправильно перевела смысл его слов. А на самом деле… он говорил о необходимости разоружения. Я БЫЛА В МОСКВЕ В АВГУСТЕ 1991 ГОДА, БЫЛА НА БАРРИКАДАХ У БЕЛОГО ДОМА. ТОГДА Я ПРИЕХАЛА НА ЗАСЕДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ ПО РАЗОРУЖЕНИЮ. МЫ СРАЗУ ЖЕ ВМЕСТЕ С ЖИТЕЛЯМИ МОСКВЫ СТАЛИ АКТИВНО ОСТАНАВЛИВАТЬ ТАНКИ, РАЗГОВАРИВАТЬ С ТАНКИСТАМИ… С тех пор я регулярно пишу в итальянских газетах о событиях, участницей которых была, а также о настроениях людей, о выборах, женском движении, которое активно развивалось в России после перестройки, об инициативах гражданского общества. Многие из этих тем были совершенно новыми для итальянской аудитории, мои репортажи читали с большим интересом.
При этом я никогда не работала в штате СМИ. Моя основная работа была в общественных организациях, я писала о том, что мне казалось важным, о чем общество должно было узнать. И я видела, что людям было интересно, меня регулярно приглашали на радио, на ТВ. Можно сказать, что фрилансеры своей работой обогащают журналистику, подсказывают новые темы, сюжеты, который потом подхватывают другие.
Многие фрилансеры работали и продолжают работать в зоне риска, часто просто на переднем крае. Не ждали, пока известные СМИ направят корреспондентов в зону конфликта, спешили туда, чтобы собрать важную и срочную информацию, зафиксировать происходящее. Таким был Андреа Рокелли, который вместе с русским переводчиком и правозащитником Андреем Мироновым был убит 24 марта 2014 года в Донбассе. Убийца журналистов был найден в Италии и предстал перед судом. Это произошло благодаря тому, что семья Рокелли и итальянские журналисты продолжали добиваться справедливости. Солидарность журналистов в этой истории имела большое значение.
Могу сказать, учитывая опыт коллег и мой собственный, что вопрос безопасности работы фрилансеров в зоне риска – один из важнейших, он требует принципиального решения.
О НАБОЛЕВШЕМ
С развитием социальных сетей все больше активистов общественных организаций стали выступать в СМИ, создавать новые медийные платформы, начали заниматься журналистикой профессионально. То есть становятся фрилансерами, чаще всего они не входят в Национальную федерацию итальянской прессы, как и я. А значит, не пользуются привилегиями и социальной и финансовой поддержкой, которая предоставляется членам НФИП.
Федерация – очень старая и мощная организация, она призвана защищать интересы журналистов, это касается коллективных договоров, оплаты труда, страховки, пенсии и т д. Чтобы стать ее членом, до сих пор требуется сдать анонимный экзамен Ордену журналистов, специальному ведомству, которое контролирует соблюдение профессиональных правил. После сдачи экзамена ты получаешь категорию – профессиональный журналист, публицист или фрилансер. Но если ты фрилансер, ты должен предъявить Ордену 80 опубликованных и оплаченных материалов за последний год. Это не так легко, если не сказать невозможно. Во-первых, в период кризиса далеко не все материалы фрилансеров оплачиваются. Дело в том, что на фрилансеров не распространяется действие коллективного договора, их заработок не защищен. А авторы, которые, как и я, годами регулярно сотрудничают со СМИ, при всей популярности своих выступлений не всегда публикуют необходимое число статей. Так что по формальному признаку мы не проходим. Получается что-то вроде замкнутого круга. И, естественно, прожить фрилансеру исключительно на гонорары очень трудно. ФЕДЕРАЦИЯ НЕСКОЛЬКО РАЗ ПРЕДПРИНИМАЛА ПОПЫТКИ УСТАНОВИТЬ МИНИМАЛЬНУЮ СТАВКУ ОПЛАТЫ ТРУДА ФРИЛАНСЕРАМ, НО В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА, КОГДА ПРИБЫЛЬ СМИ ПАДАЕТ, А МНОГИЕ ШТАТНЫЕ СОТРУДНИКИ ЛИШАЮТСЯ РАБОТЫ, ЭТО НЕЛЕГКО.
Добавим в этому, что социальный статус фрилансеров в целом достаточно низок, редакторы относятся к ним часто снисходительно. Конечно, все индивидуально, имеет значение регион, масштаб СМИ, их направленность, характер редактора. Бывают случаи, когда редакторы дают фрилансерам задания, которые не готовы выполнять штатные сотрудники, эксплуатируют их. Часто фрилансеры сами приносят темы и тексты, как в моем случае. Если тема важная, но какое-то СМИ не готово этот текст опубликовать, можно найти другую платформу. Статус фрилансера затрудняет участие журналистов в профессиональных конкурсах – к ним обычно допускаются только штатные сотрудники редакций.
Я считаю, что в Италии необходимо в принципе изменить статус фрилансеров, необходимо признать ценность их труда, воздать должное тем журналистам, которые расширяют наше знание о мире, о различных аспектах жизни общества, регулярно информируют о происходящем в новых медиа, на самых различных платформах.
Фотографии: из архива Раффаэллы Кьодо-Карпински
Иллюстрация на обложке: Freepik