Магистратура в королевстве Датском. Заметки русской студентки

«Береги себя!» – сказала мама, обняла меня и попрощалась. Я осталась с тремя чемоданами около одиннадцатиэтажного общежития в датском портовом городе Орхус. Так началось мое приключение под названием «магистратура по журналистике» в Дании.

В конце апреля 2022 года я получила приглашение поехать учиться на престижную программу Erasmus Mundus Journalism. Моему счастью не было предела, долгожданная мечта – cтать студенткой лучших европейских вузов наконец осуществилась. Приглашали и в другие университеты, в Испанию и Италию, но знойной погоде и сиесте я предпочла проливной дождь и скандинавскую темноту.

Дания встретила меня солнцем, но впереди была осень, и через несколько дней погода из необычно ясной быстро превратилась в привычную дождливую. Но даже дождь не мог испортить впечатления от увиденного студенческого городка Орхус. Я, кстати, еще не встречала человека, который при слове «Орхус» ответил бы: «Да, я знаю это место!». ДАНИЯ – ЭТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ КОПЕНГАГЕН, С КРАСОЧНЫМИ ДОМИКАМИ НА NYHAVN И ВЕЛОСИПЕДНЫМИ ПРОБКАМИ. НО И В ОРХУСЕ, КАК Я ЗАМЕТИЛА, ВЕЛОСИПЕДОВ ОКАЗАЛОСЬ НЕМАЛО.

Один из них был и у меня, на нем в первый учебный день я поехала на занятия. Скорее не поехала, а пошла, толкая его в горку. Мне повезло и одновременно не повезло жить около порта, красивые вечерние прогулки около моря сменялись мучительными поездками в университет, который находился на холме. В любую погоду, в снег, ветер, дождь и град надо было ехать или карабкаться пешком в горку, чтобы успеть на занятия к 8 утра. Но такие в Дании правила, велосипед – это верный друг человека.

Скажу честно, до переезда в Данию я практически ничего не знала о журналистике этой страны. Она казалась уютным местом, где обитают самые счастливые люди, где «хюгге» (особый стиль непритязательного комфорта и праздничности, основанный на уважении внутренней гармонии и естественности) наполняет каждый дом, – и кажется, что особенных забот и тягостных проблем не существует. О чем вообще можно писать в стране, где все идеально? Но мои представления оказались ошибочными.

 

РАЗНОГОЛОСИЦА

После учебы и работы в датском медиапространстве, интервью с экспертами, которые я проводила в рамках своего магистерского исследования, стало ясно, что датская журналистика заслуживает особого внимания. В Дании журналистам предоставлена высокая степень свободы слова, и они не боятся говорить об актуальных социальных и политических проблемах, даже если это «ухудшает» образ страны. Здесь принято говорить обо всем, и чем чаще это происходит, тем быстрее проблемы привлекают внимание, а значит, быстрее находятся пути их решения. Один из моих первых материалов, написанных в рамках программы, был посвящен положению женщин. Он назывался «Насколько безопасно быть женщиной в самой безопасной стране?» (How safe is it to be a woman in the safest country?). Я попыталась разобраться, насколько комфортно женщины в Дании (одной из наиболее передовых по всем параметрам гендерного равенства стран Европы) чувствуют себя в повседневной жизни. Оказалось, гендерные стереотипы, скрытая дискриминация дают о себе знать и за глянцевой витриной официального благополучия. В центре материала была конкретная история, конкретная судьба. Работу оценили и преподаватели и, что для меня было еще важнее, сама героиня.

ВАЖНАЯ ЧЕРТА ДАТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ – СТРЕМЛЕНИЕ К РАЗНООБРАЗИЮ МНЕНИЙ И ТОЧЕК ЗРЕНИЯ. ЖУРНАЛИСТЫ ПРИСЛУШИВАЮТСЯ К ГОЛОСАМ РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП, ДАЮТ ЛЮДЯМ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫСКАЗАТЬСЯ. Это, считают аналитики СМИ и журналисты, способствует формированию объективного образа происходящего в стране. В университете нас учили учитывать многообразие мнений при подготовке любого материала. Хотя, в принципе, это довольно похоже на то, чему нас учили на семинарах по журналистскому мастерству на факультете журналистики МГУ: непременно дать как минимум две, а лучше больше, точек зрения на предмет. Правда, на журфаке такого внимания к проблемам меньшинств я не помню, это тоже правда. Так что, когда мы с другими студентами готовили материал о современном датчанине, живущем в аналоговом мире, мы в соответствии со всеми правилами не ограничились исключительно описанием жизни и взглядов нашего героя. Мы побеседовали с экспертами в области информационной безопасности, изучили обширный материал, что и позволило дать более развернутое преставление о предпосылках и мотивах жизни героя в безцифровом мире в XXI веке.

Учиться было необычно и интересно. На курсе нас оказалось 90 человек, из 42 стран. Это, кстати, является одной из ключевых особенностей программы Mundus Journalism – она собирает студентов со всего мира. Рабочий язык – английский. Все лекции и все письменные работы. Журналистские материалы тоже писали по-английски. Учебный процесс был организован по модульной системе. В течение нескольких месяцев мы слушали лекции и практиковались в создании материалов в разных форматах. По окончании каждого модуля нас ждал экзамен, который включал как теоретическую, так и практическую части.

Лекции не совсем походили на привычные журфаковские. Преподаватели старались поддержать дружескую и открытую атмосферу, вовлекали аудиторию в активное обсуждение проблемы. Особенностью датской системы обучение можно считать акцент на работе в небольших группах. Мы постоянно делали упражнения, писали тесты, отвечали на вопросы и создавали журналистские материалы коллективно. В группах готовили домашние задания, изучали литературу по предметам, писали доклады и академические статьи. Группы менялись после каждого модуля программы, так что за год мне удалось поработать практически со всеми студентами с нашего курса.

«МЫ ДАЕМ ВАМ ИНФОРМАЦИЮ, А ТО, КАК И В КАКОЙ МЕРЕ ВЫ ЕЕ ВОСПРИМЕТЕ, ЗАВИСИТ ОТ ВАС», – ЭТОЙ ФРАЗОЙ В НАЧАЛЕ ГОДА ОТКРЫЛ ОДНУ ИЗ ЛЕКЦИЙ НАШ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. В ЭТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ, КАК МНЕ КАЖЕТСЯ, И КРОЕТСЯ ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Это не о том, чтобы просто предоставить аргументацию и дать единственный правильный ответ. Главное – рассказать и показать, как и где его можно найти, какие источники использовать, какая методология поможет. Еще одно отличие от российской системы образования – внимание к чтению. «Но ведь журналистика – в первую очередь про написание, а не про чтение», – говорят многие в России. Но у датчан другой взгляд. И я с ним согласна: чем больше самых разных текстов ты читаешь, от художественных и публицистических до сугубо академических, тем быстрее и лучше ты ориентируешься в глобальном информационном пространстве, тем больше ассоциаций и соображений появляется в голове, и тем лучше ты напишешь в результате свой собственный материал на любую тему.

 

ТЫ МЕНЯ УВАЖАЕШЬ?

Должна сказать, постоянный стресс, который, как говорят, сопутствует часто учебе за рубежом, меня миновал. Было интересно и учиться, и общаться с однокашниками из самых разных стран. Преподаватели видели в нас не подопытный материал и не «объект преподавательской деятельности», а нормальных людей, со своими интересами и взглядами, которым хочется не только зубрить за письменным столом, но и путешествовать, лучше узнать новую страну, видеться с друзьями. Это уважительное и внимательное отношение подкупало. Учебная нагрузка была не слишком большой, но при этом идеально продуманной, чтобы студентам удавалось находить время на себя.

Что касается учителей, то они были очень разными, некоторые – недавние студенты нашей программы, аспиранты, маститые профессора… А также – практикующие журналисты датских СМИ. Но одно было общим – все учителя для нас были для нас не только наставниками, но и добрыми старшими товарищами. Важное слово «professor» никогда не использовалось. Еще интересно, что не все преподаватели были датчанами. Нас учили профессора из Америки, Уругвая, Швеции и других стран. Мне кажется, для международной журналистской программы это особенно важно, помогает лучше понять многообразие окружающего нас мира, систем и культур журналистики разных регионов и стран.

Студенты нашей программы тоже были очень разными. Среди нас были люди из разных профессий и областей, не только журналисты, но и юристы, экономисты, адвокаты и даже психологи. У кого-то уже были семьи и дети, а кому-то только исполнилось 18 лет, и они отправились в магистратуру сразу после бакалавриата. Но несмотря на разные знания и опыт, было самое главное общее – интерес к медиаразвитию и журналистике.

 

ПЯТНИЧНЫЕ БАРЫ

Орхусский университет – это сочетание живописной природы и впечатляющей архитектуры. Весь город – сочетание исторических зданий и современных инфраструктур.

Город также удивляет дружным многонациональный сообществом студентов, которое создает особую теплую атмосферу в городе. Есть много мест, где студенты видятся друг с другом. Но одно из самых необычных – пятничные бары. Датчане серьезно относятся к балансу между работой и личной жизнью, и это находит свое выражение в традиции пятничных баров. УТРОМ ВЫ МОЖЕТЕ УЧИТЬСЯ И СЛУШАТЬ ЛЕКЦИИ, А ВЕЧЕРОМ СИДЕТЬ ЗА СТОЛОМ С ВАШИМИ ПРОФЕССОРАМИ И ОДНОГРУППНИКАМИ, ОБСУЖДАЯ НЕ ТОЛЬКО УЧЕБУ, НО И ВПОЛНЕ ОБЫДЕННЫЕ ВЕЩИ. ПЯТНИЧНЫЕ БАРЫ НАХОДЯТСЯ ПРАКТИЧЕСКИ НА КАЖДОМ ФАКУЛЬТЕТЕ, ЭТО ПОДЧЕРКИВАЕТ ВАЖНОСТЬ ОТДЫХА И ОБЩЕНИЯ В ДАТСКОЙ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ.

Поначалу в Дании мне все казалось странным: общество, культура, язык. Я чувствовала себя потерянной и одинокой. Трудно, когда оставляешь родных и друзей и начинаешь жить в совершенно незнакомой среде. Новая система обучения, непривычный формат лекций, 7-балльная шкала оценки.

Но со временем я поняла, что была не одна, мои одногруппники из разных стран, говорящие на разных языках, испытывали похожие чувства и также пытались найти себя на новом месте. Мы старались помогать друг другу, проводили время вместе и в итоге стали близкими друзьями. Метка «иностранный студент» со временем ушла на второй план, оставив место лишь «дорогому другу», на которого всегда можно положиться.

После первого года программы я приобрела много ценных навыков, среди них: проведение академических исследований и создание журналистских материалов, опыт учебы и работы в международной журналистской среде, а также сотрудничество с журналистами и медиаспециалистами из разных стран. Я нашла почти сотню друзей из разных уголков мира, приобрела опыт жизни в другой стране, подтянула английский и ощутила желание не останавливаться на достигнутом. Важно уметь слышать других, стараться понять их логику и образ мысли.

Впереди второй год обучения магистратуре, на этот раз меня ждет Германия, Мюнхен. Это, кстати, еще одна из особенностей программы Erasmus, каждый год, а иногда и каждый семестр, студенты меняют страну обучения. Для меня это еще одна возможность получить уникальные знания и лучше понять мировую журналистику.


Фотографии: Ульяна Галанцева