Экспертная онлайн-встреча «Медиа и НКО-профи: солидарность и помощь», организованная АСИ совместно с «Журналистом», была задумана как первый шаг в создании новой модели взаимодействия. В обсуждении приняли участие более 30 главных редакторов, экспертов и исследователей из многих регионов.
На юбилейной конференции Агентства социальной информации «НКО-профи» в конце 2023 года многие журналисты говорили о том, что аудитория не получает интересной информации о благотворительных инициативах и в целом о социальной проблематике в силу нескольких причин. Среди них — и стремление некоторых СМИ к сенсации, и нежелание отделов рекламы публиковать материалы об успехах волонтеров, и недостаток времени и сил на подготовку серьезных аналитических материалов о «социалке» во многих региональных редакциях. Но все отмечали и то, что сами активисты не умеют и часто просто не хотят интересно рассказать о своей работе, считая, что их должны «обслужить», раз они делают такое важное дело. Активисты, в свою очередь, жаловались на то, что пресса их обходит стороной. Тогда же прозвучало пожелание попытаться объединить усилия тех, кто ищет интересные темы в повседневности, и тех, кто имеет важный практический опыт.
Открывая дискуссию, директор проектов АСИ Ольга Дроздова предложила прежде всего обсудить результаты последнего исследования Центра ЦИРКОН. Анализ выступлений СМИ о социальной проблематике и работе НКО ЦИРКОН начал еще в период пандемии и проводит ежегодно, полученные данные позволяют сделать вывод о некоторых устойчивых тенденциях. О них рассказала заместитель директора Центра Анастасия Сапонова.
Наиболее активно проблемы благотворительности освещаются в региональных и местных СМИ (в 2023 году 68%), наибольшее внимание привлекают заметные события, связанные с государственными программами и участием видных политических фигур и «звезд».
Среди федеральных СМИ доминируют ТАСС, «Россия сегодня», АСИ, «Российская Газета», «Правмир». Среди регионов — Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Нижний Новгород и Дагестан. Тональность сообщений в основном положительная. Наиболее широкое освещение в 2023 году получили Всероссийский женский форум «Единой России» и новость, связанная с конкурсом Фонда президентских грантов. Главные ньюсмейкеры — президент, патриарх Кирилл и губернаторы.
Упоминаемые НКО: Фонд «Вера» Анны Федермессер, Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. Наиболее часто употребляемые лексемы: помощь, помочь, поддержка, благотворительный, ребенок, волонтерство, волонтеры, общественный, рубль, важный, социальный, государственный. Результаты исследования дали начало дискуссии, в которой прозвучали несхожие мнения.
Журналист и медиаэксперт Александр Гатилин отметил все больший разрыв между стратегиями СМИ и НКО и предложил альтернативу —развитие действенной и даже проактивной журналистики, которая превратит местные редакции в центры реальной поддержки людей. Кстати, такой опыт уже есть в стране.
Некоторые из региональных участников предлагали создать крупное федеральное СМИ, которое бы аккумулировало новости социальной сферы. Им возразила заместитель руководителя Координационного совета по повышению социальной эффективности медиаиндустрии и взаимодействию с институтами гражданского общества при Общественной палате РФ Марика Мокина, она считает, что в стране достаточно ресурсов, которые способны размещать такую информацию, нет смысла создавать новый.
Редактор отдела ЖУРНАЛИСТА Надежда Ажгихина предложила провести национальный конкурс с привлечением серьезных спонсоров с тем, чтобы привлечь внимание редакций к проблематике. В процессе проведения конкурса можно было бы также организовать дискуссии и обучающие семинары. Идея понравилась многим. ЖУРНАЛИСТ будет следить за развитием событий.
Светлана Рузлева, главный редактор тверского информационного агентства «Социум»:
Исследование ЦИРКОН и последующая дискуссия помогли мне расставить на свои места все вопросы, которые рождает работа в моем частном небольшом информационном агентстве «Социум».
Исследователи изучили вопрос и пришли к выводу, что средства массовой информации НКО не видят. На мой взгляд, это не совсем так. Нас ведь тоже не видят, а в стране есть газеты, порталы, радиопрограммы, которые постоянно занимаются «третьим сектором», готовят публикации и организуют мероприятия. Наше агентство, к примеру, выпускает приблизительно 900 сообщений в год, касающихся деятельности различных общественных объединений. Вопрос в том, что СМИ освещают работу НКО «не так». Я еще в далеком 2012 году в Общественной палате Тверской области возглавляла комиссию по информационной политике. В течение нескольких лет мы обсуждали эту тему, проводили круглые столы и знакомили журналистов, волонтеров, сотрудников различных общественных организаций, благотворительных фондов и других объединений.
И пришли к выводу: проблема эта будет существовать всегда, поскольку меняются поколения и в СМИ, и в третьем секторе.
Главное, что служит камнем преткновения во взаимоотношении этих важных частей гражданского общества, – различное понимание читательского интереса и пожеланий общественников.
В конце года у нас начинается «урожай»: благотворительные ёлки, подарки, выступления спонсоров. Многим хочется, чтобы это попало на новостные ленты или выросло в большой материал. А теперь представьте читателя: будет он с увлечением просматривать тексты на одну-единственную тему?
Вторая важная тема для дискуссий — годовые отчеты. Для НКО важно, чтобы они были опубликованы. Там понимают, что отчет должен привлекать внимание, и многие достигли в этом деле настоящих успехов. Яркие презентации, нешаблонные ходы, разнообразные формы подачи. И главное — упоминание грантодателя! Потому что этот грантодатель крайне заинтересован и в благожелательной прессе, и в репутации благотворителя. И нетрудно понять, с чем многим из журналистов и редакторов приходится сталкиваться в конце года.
СИТУАЦИЙ, КОГДА ИНТЕРЕСНЫЕ ДЛЯ НКО ДЕЛА МОГУТ НЕ ЯВЛЯТЬСЯ ТАКОВЫМИ ДЛЯ СМИ, ДОСТАТОЧНО МНОГО. НО! ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ЖУРНАЛИСТАМ НЕ ИНТЕРЕСНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НКО И ВОЛОНТЕРОВ В ПРИНЦИПЕ. НАПРОТИВ, У НАС НЕМАЛО ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, КОТОРЫЕ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫ И РЕГИОНАЛЬНЫМ, И ФЕДЕРАЛЬНЫМ СМИ.
Что касается Тверской области, мне здесь сразу же на ум приходит объединение «Доброе дело» и его замечательный проект «Подари дрова!»
Суть проекта в том, что волонтеры собирают пожертвования, на которые покупают дрова для одиноких стариков. Потом они их развозят по домам в деревни, там рубят и укладывают в поленницы. А у себя на сайте и в социальных сетях публикуют фотоотчеты. Этот проект давно стал межрегиональным: к нему присоединились и соседние области. А лидер движения Николай Романенко, частый гость и в средствах массовой информации родного Торжка, и в региональных СМИ, и на федеральных телеканалах. При этом проект ребята из его команды придумали и реализовали сами.
Второй пример, который напрашивается сам собой, – это наша региональная общественная правозащитная организация «Качество жизни», которая отстаивает интересы граждан в сфере ЖКХ.
Ее история интересна: организация создавалась в качестве пиар-продукта под выборы одного из депутатов. Выборы эти прошли уже лет 20 назад, депутат тогда в Законодательное собрание не попал, а когда в конце концов попал, к такой деятельности и вовсе охладел. А вот организация стала самостоятельной, успешной и пользующейся большим авторитетом. Не так давно на ее базе был создан Центр общественного контроля в сфере ЖКХ. Лидер «Качества жизни» Елена Юлегина не испытывает ни малейших сложностей в вопросах взаимоотношений со СМИ. Кто же откажется рассказать о том, как серая халупа после созданного ТСЖ с активным председателем превратилась в уютный дом? А чтобы это произошло, надо было пройти определенный путь под грамотным руководством общественного объединения. Таких историй у Елены Юлегиной немало.
Много и других: про расселение аварийных домов, про выигранные суды о праве собственности жителей МКД, про экспертизы. Конечно, организация вызывала и будет вызывать интерес.
Об организациях можно говорить долго. И здесь есть один принципиальный момент: очень важно, когда общественные объединения создаются сами, на основе гражданской инициативы. Я могу привести в качестве примера хоспис «Анастасия» и Союз специалистов оздоровительных практик «Академия здоровья».
Ими руководят очень знающие авторитетные люди: отец Александр (Шабанов) и известный хирург Яков Шульман. Мы их знаем, с уважением и интересом относимся к их делам и убеждены в том, что они реально помогают людям.
Есть и другая тенденция. Грантодатель сам определяет «приоритетные направления» и решает, какие проекты ему важны для финансирования. Это естественное и понятное условие. Другое дело, что идей и инициатив нередко больше, чем направлений, и они зачастую остаются без поддержки. Наиболее целеустремленные общественники работают в формате клубов, групп в социальных сетях, накапливают опыт. И хорошо, если рядом окажутся профессиональные журналисты, пишущие и вещающие на темы гражданской активности.
О том, как наладить взаимодействие, можно говорить долго, проводить специальные семинары, учиться. Но в случае местных и региональных СМИ бывает достаточно позвонить, написать и предложить тему, или просто приехать в редакцию и познакомиться. Нередко сотрудничество складывается и становится плодотворным.
Иллюстрация на обложке: freepik.com