Светлана Карпова, куратор газеты «Грань» московской школы №1228 «Лефортово», учитель русского языка и литературы.
Наш «роман» с журналистикой начался зимой 2022 года, когда ребята из 11-го гуманитарного класса, в котором я была классным руководителем, захотели рассказать о себе в газете или журнале. У них были интересные замыслы и идеи, кто-то сам писал стихи, кто-то стремился поделиться тем, что волнует, написать о родных и знакомых, сверстниках, о жизни и литературе. Так родилась идея школьной онлайн-газеты, возникло ее название — «Грань». Тогда мы решили присмотреться к тем изданиям, которые адресованы подросткам. От знакомой журналистки узнали об опыте легендарного клуба «Алый парус» в «Комсомольской правде», познакомились с «Журналистом», который стал для нас ориентиром.
Тему первого выпуска обсуждали коллективно, из десятка предложений остановились на теме «Поэзия в городе». Выбрали главного редактора и членов редколлегии открытым голосованием. И приступили к работе.
Готовили первый выпуск несколько месяцев, создать газету оказалось не таким легким делом. Спорили о героях и стилистике материалов. В результате в газете оказались самые разные жанры: интервью (в том числе с бывшим подводником, пишущим стихи, с бездомным поэтом, которого повстречали на экскурсии в Петербурге), репортажи из книжных магазинов и с московских улиц, стихи и эссе. С этим номером мы приняли участие в городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в номинации «Медиастарт» и сразу стали победителями 2022 года.
После этого администрация школы подала заявку на участие в проекте «Медиакласс в московской школе». Уже два года мы участники этого проекта, в рамках которого проходят занятия по основам журналистики, новым медиа, фотоделу, основам телевизионного репортажа. Дополнительное образование ребята получают в колледже «26 кадр» (основные навыки фотографии и полиграфических знаний).
Медиаканикулы, в которых принимают участие все школьники проекта, проходят на базе московских педагогических вузов, там ребята встречаются с преподавателями отделения журналистики и студентами, участвуют в тренингах. Творческие проекты защищали на базе Московского технологического университета.
Очень важно, что ребята выходят за пределы школьного здания и имеют возможность проникнуть в мир медиа, увидеть многие процессы «изнутри». Расширяется их кругозор, круг общения, возникают новые контакты и новые возможности проявить себя. Газета «Грань» остается центральным элементом медиаобразования в нашей школе.
Второй выпуск газеты мои вдохновленные победой в городском конкурсе ученики посвятили трудностям общения детей и родителей, побеседовали о проблеме взаимопонимания поколений с психологом, со священником, поговорили о буллинге и о зависимости от тик-тока, о музыке и музыкальных предпочтениях разных поколений. Все темы и сюжеты они выбирали самостоятельно, обсуждали, спорили подчас отчаянно, учились принимать коллективные решения и работать в команде. Они уже закончили школу, но продолжают встречаться. Опыт газеты их вдохновил, а некоторые уже изучают основы медиа и коммуникаций в вузе.
Нынешний 11-й «А» медиакласс уже два года выпускает газету, они успели познакомиться с известными журналистами — фотографом Юрием Феклистовым, главным редактором «МК» Павлом Гусевым, «Золотым пером России» Евой Меркачевой, побывали в «Журналисте», который продолжает быть нашим главным компасом в мире СМИ. Побывали в редакциях АСИ, ТАСС, в театрах, встретились с режиссерами, театральными критиками, писателями… О герое третьего выпуска газеты детском писателе Владимире Лунине готовится документальный фильм.
Недавно подготовлен уже пятый выпуск издания, которое читают и наши ученики, и их сверстники из других школ, родители, педагоги. И все узнают что-то новое.
Публикации 2024 года — призеры конференции «Наука для жизни», получили два третьих и первое места на московском конкурсе «Новые вершины». Но едва ли не главной наградой для ребят стала презентация в центре «Благосфера», где представители трех редакций «Грани» рассказали о своей работе, это была настоящая пресс-конференция и, можно сказать, триумф наших юных журналистов. Некоторые ребята уже решили связать свое будущее с литературой, репортерской работой, операторским делом, медиадизайном, но надо сказать, что не только они, но все без исключения создатели «Грани» заметно выросли за это время, стали увереннее в себе. Научились лучше формулировать свои мысли и, конечно, лучше писать (не только сочинения). Узнали, что такое дедлайн, как оформлять материалы, как работать в команде. Но главное — имели возможность проявить свои способности, попробовать себя и поверить в свои силы. Не все станут работниками СМИ, но понимание того, что такое коммуникация и как с ней жить, не поддаваясь манипуляции, выбирать нужное и уметь самому рассказать о важном, — это необходимо всем. Главное — они не боятся проявлять инициативу, умеют говорить и имеют возможность быть услышанными. Литература остается одной из важнейших основ медиаобразования, это принципиально, мне кажется. В основе всего — работа со словом.
Проект предполагает 5 часов литературы в неделю, есть уроки, которые посвящены писателям в медиа, ребятам интересно рассказать о том, где они сегодня могут столкнуться с Тургеневым, Толстым, Гончаровым, они готовят исследовательские проекты о публицистике писателей, о литературе и СМИ.
С помощью Московской электронной школы мы просмотрели немало лекций, видеоматериалов, которые помогли расширить представление о том, как сегодня слово писателей второй половины XIX века живет и дышит в наши дни.
Хотелось бы, конечно, чтобы медиаклассы теснее взаимодействовали с классным руководителем, внеурочной деятельностью в целом. Самое главное тут — поиск единомышленников. Учительская среда очень консервативна, как правило, предметник мыслит в рамках своей дисциплины, идея медиакласса еще не всем учителям понятна.
Хотелось бы еще, чтобы педагогическое сообщество с большим пониманием отнеслось к новым проектам, к междисциплинарным начинаниям. Наша школа — одна из первых в Москве, где еще в советское время ряд предметов начали преподавать на английском языке, можно было бы обогатить практику нашего медиакласса участием в проекте преподавателей иностранного языка.
Еще одна проблема — нехватка квалифицированных специалистов в области медиа и коммуникаций, готовых работать в рамках дополнительного образования, зарплаты совсем небольшие. Так что в школу идут только те, кому действительно интересно работать с детьми.
Мне кажется, что широкое обсуждение этих вопросов помогло бы улучшить практику медиаобразования в школе.
Стараться быть внутренне свободными
Дарья Виноградова, заместитель главного редактора газеты «Грань» № 3-5
Школьная онлайн-газета «Грань» дала возможность понять журналистику. Наша творческая группа научилась с нуля писать заметки, делать репортажи и брать интервью. Мы научились проверять информацию, не бояться быть любопытными и задавать вопросы, искать на них ответы. Члены нашей редколлегии смогли проявить себя в разных сферах. Главный редактор Егор Илюшкин делал репортажные и портретные съемки, арт-директор Агнеса Даниелян управляла дизайном газеты. Корреспондентки Каролина Авакян, Валерия Тятова, Кристина Танцурина, как и я, писали заметки, участвовали в опросах, беседовали с людьми. Оказалось, интервью — «не стенограмма». Разговорная речь отличается от письменной.
Поняли, что главное в репортаже — яркая деталь. Больше всего нам понравилось писать эссе. В них мы обсудили злободневное: попытались выяснить, кто такие наши сверстники и как справляться с информационным шумом.
Мы познакомились и подружились с Виктором Владимировичем Луниным, известным детским писателем. Он стал для нас наставником. Беседы об искусстве и судьбе за чаем с вкусными пирогами — рефрен наших творческих встреч. Нам читали стихи и рассказывали о последних переводах. Мы решили запечатлеть этого чудесного человека и снять о нем документальный фильм. Егор Илюшкин и Николай Сошников были операторами, а я — интервьюеркой. Работа над фильмом продолжается и сейчас.
Мы ходили в редакции, принимали участие в мастер-классах, телефестивалях, конференциях и дискуссиях. Нам удалось осуществить презентацию нашей деятельности в «Благосфере».
За два года мы выпустили три газеты: «Школа. Мы. Время» об истории нашего учебного заведения, «Российская пресса: вчера и сегодня», «Творить и делать добро» о благотворительности и творчестве.
Школьное онлайн-издание помогло нам найти себя. Мы стараемся следовать основным принципам журналистики: быть правдивыми, честными, точными и никому не навредить. И стараемся следовать совету Виктора Владимировича оставаться внутренне свободными.
11-й «А» школы «Лефортово» стал первым выпускным медиаклассом. Проект был утвержден, когда я пошла в 10 класс. Мне казалось, что это будет кружок по интересам со скучной внеурочной активностью. Оказалось все иначе. Медиакласс и «Грань» подарили самые яркие воспоминания за всю школьную жизнь. Диана Бродкина вела у нас основы медиапроизводства, Виталий Молев обучал нас фото- и видеосъемке. Надежда Ажгихина преподавала журналистику, а Нанэ Хачатрян — новые медиа.
В творческих мастерских мы анализировали новости, придумывали мини-рассказы, учились фактчекингу и работали над «Гранью». Мы здорово проводили время: после нудных привычных уроков занятия в медиаклассе подобны глоткам свежего воздуха. Я перестала бояться разговаривать с незнакомыми людьми и выступать перед аудиторией. Я давно писала стихи, песни и рассказы. Медикалссс помог мне лучше разобраться в современной литературе, в психологии творчества. Я стала больше читать. И больше писать, не только репортажи для газеты.
Да, я из поколения интернета. Но теперь в моих подписках не котята-собачки-компьютерные игры, а серьезные издания, журналистские каналы. Медиакласс стал толчком для личного роста. Этот проект дал возможность поверить в себя. Я решила поступать в Литературный институт. Победила в конкурсе юных поэтов, организованном институтом, это была первая победа. Потом уже — Медиастарт, «Новые вершины». Мои одноклассники — коллеги по «Грани» тоже определились: Егор Илюшкин хочет стать актером и фотографом, Николай Сошников — оператором, Агнеса Даниелян — журналисткой, Кристина Танцурина — дизайнером.
Кира Азжеурова, главный редактор «Грань» №6
Медиакласс значительно интереснее, чем просто гуманитарный класс, упор делается на коммуникацию, журналистику, технологии медиа. Узнаешь что-то новое, осваиваешь новые навыки, учишься работать с текстом, понимаешь, как устроена журналистика.
В рамках медиакласса наш 10-й А побывал в Агентстве социальной информации, «МК», «Журналисте», РАМТ, где поговорили с главным режиссером после спектакля, в ГИТИС, где встретились с ректором, мы бы никогда туда не попали, если бы не новый проект.
Очень важный навык — умение представить свой продукт, себя самого аудитории. В любой сфере на работу скорее возьмут того, кто ярко и интересно о себе расскажет. Этому мы тоже учились и учимся. Совершенно новый опыт для меня лично — участие в презентации газеты «Грань» в московском центре «Благосфера», это мое первое выступление на публике, очень интересно.
Я поняла, что работать в команде — это очень сложно. Как главный редактор могу сказать, что трудно не только организовать, распределить обязанности, обсудить и убедить, но и проявлять необходимую жесткость.
До прихода в медиакласс я писала «в стол», для себя. В этом году впервые попробовала себя в творческом конкурсе эссе — и получила третье место в московском конкурсе творческих работ юных журналистов «Новые вершины».
Буду продолжать!
Очень важно было познакомиться с писателем Виктором Луниным, надеюсь показать ему свои новые тексты, уже прозу.
Если говорить о содержание курса, хотелось бы побольше практики, в том числе практики самопрезентации, открытых дебатов. Хотелось бы больше визуального материала, скажем, у нас была неплохая лекция о «желтой прессе» и гонзо-журналистике, но почему бы не показать фильмы, посвященные ее становлению, и вообще фильмы о журналистских традициях мира?
Мой выбор профессии далек от коммуникации, но я всегда имела в виду опыт писателей-фантастов, будь то Ефремов, который был врачом, или братья Стругацкие, переводчик и астрофизик. В любом случае, я очень рада, что пришла в медиакласс, это очень важное и перспективное дело.
Фото на обложке: «Благосфера»
Фото в тексте: Егор Илюшкин