Я крайне не одобряю и ни в коем случае не призываю к такого рода действиям. Тема острая и деликатная. Моя цель — разобраться в причинах исхода событий. Я хочу защитить общество разговором о проблеме. Ведь, чем как ни словом можно ему помочь!
Идя на убийство, человек не решает своих проблем, только увеличивает их количество… А где найти руку помощи? Как отогнать от себя мысли о часе расправы?
В московской квартире никого, кроме Сергея Гордеева. В полном одиночестве он открывает отцовский сейф и берет ружье. Медленно проводит рукой по гладкому прикладу. Казалось бы, выбор ещё есть, но он идет убивать…
Статистика терактов в российских учебных заведениях за последние 10 лет возросла до 14 случаев шутинга в разных уголках страны. Первый теракт произошел в 2014 году, а последний — в декабре 2023 года, совсем недавно… Что с нами происходит? Пытаюсь разобраться.
Сергей Гордеев выходит из дома, пряча ружье за длинным пальто своей матери. Солнышко приближающейся весны светило прямо в глаза. У него было ещё 10 минут, чтобы передумать, пока он идет до школы. Ещё был шанс предостеречь людей от гибели. Но он останавливаться не собирался.
В эти же дни Владиславу Росляков, который устроит стрельбу в Керчи, было 13 лет, всего на пару лет младше Гордеева. Он сидел за партой на третьем уроке в своей школе. А из окна просачивались лучи солнца. Тогда он даже не задумывался о том, что через несколько лет пойдет на тоже преступление.
Малышке Алине (имя изменено) около года, она из Брянска и в 2023 году пойдет в свою школу устраивать правосудие. В тот день мама вывела её на прогулку, потому что и там было солнечно. Яркие лучи грели совсем ещё маленькие щечки Алины. Она не помнит этого времени, но жизнь отправит её на ту же дорогу, что и Сергея.
Удивительно, что во всех городах, откуда стрелки, в феврале месяце было солнце. Все жили и не представляли, что когда-то и они откажутся на месте Сергея Гордеева. Они все пойдут убивать…
Страшный суд, производимый руками детей, вызывает вопросы, почему такое происходит? Почему дети такие жестокие? И нет, тут претензии не только к совершившим преступление, но и к их окружению. Первопричины для расправы у всех индивидуальны, но я могу выделить те категории, которые провоцируют в детях агрессию к окружающим, а впоследствии, и террористические действия.
Александр Асмолов, доктор психологических наук, считает, что: «Нужно рассматривать очень индивидуальные вещи. Прозвучит банально, но ключевой момент, который необходимо учитывать, — это воспитание, как страхование социальных рисков развития детей и подростков. Если воспитание в наших школах открывает пространство для агрессии и ненависти, тогда мы с вами и пожинаем то, что происходит сегодня».
Семья отражает в ребенке все положительные и отрицательные качества. Воспитывая ребенка, вкладывая знания и умения, родители берут на себя ответственность за его будущее, за его действия. Ребенок – это зеркало семьи, он как губка впитывает в себя всё, что видит в кругу мамы и папы. Бывают семьи, где ребенка не слышат, не любят, не хотят им заниматься или, наоборот, у него вседозволенность. Эти факторы перерастают в конфликты, в недопонимание. Дети растут, знакомятся с компаниями, в которых могут себя проявить, и от того, как его воспитали, зависит — каким образом он отразит свой характерный потенциал. Эта первая категория, которая может повлиять на представление мира и на поступки ребенка.
Как бы это банально не звучало, но ко второй категории можно отнести Интернет, который имеет огромный вес в современном мире. Там есть много хорошего, но и плохого там столько же. Если человек ведомый, то его легко убедить в чём-то, убедить что-то сделать. Игры, сообщества и всё остальное могут отравить неустойчивую психику ребенка и направить не в то русло.
Третья категория, самая популярная среди учащихся – буллинг. К сожалению, это самый распространенный катализатор для принятия решения совершить ответный удар. В подростковом возрасте, когда формируется устойчивая психика ребенка, легче всего убедить его в своих недостатках. Ребята часто объединяются в компании и ищут слабого, чтобы самоутвердиться. Кому-то приходится от безысходности присоединяться к «стае», чтобы, не дай Бог, его не добавили в «черный список». Бывают и индивиды, которым нравится наблюдать, как страдает человек. Объединяясь в банды, выявляется «жертва» и начинается «охота».
Психоэмоциональное состояние человека может сыграть важную роль в принятии решения для расправы. Давление со стороны общества, накопленная агрессия внутри ребенка, которая нагнетает и, так скажем, ломает его. Буря эмоций скапливается и, иногда выплёскивается в ужасные ситуации. У кого-то осознание для шутинга приходит со временем, даже через годы, у кого-то, наоборот, очень быстро. Чаще всего, когда дети сталкиваются с буллингом со стороны сверстников это никак не прорабатывается, не обсуждается с родителями. Ребенок скрывает проблемы, боясь осуждения со стороны взрослых. Да и дети, в период переходного возраста, считают, что они достаточно большие и сами смогут решить проблему. Есть и другая сторона медали, где ребенок рассказывает старшим о том, что его обижают, но взрослые никак не помогают разрешить ситуацию. Тогда ребенок понимает, что единственный выход – отомстить, не задумываясь о последствиях. В подростковом возрасте, когда эмоции бьют через край, сложно удержать внутренний баланс. Повезет, если ребенок устроит драку, но как мы видим, случаи бывают необратимые.
«Именно буллинг может послужить лишь триггером, лишь толчком к трагедии в школе, но не ее основной причиной. Главное же сейчас заключается в том, что в современной социальной ситуации само понятие конфликта стало нормой поведения. Агрессия стала поощряемой нормой взаимоотношений между людьми. Вот главный и базовый источник подобного рода ситуаций как в нашей стране, так и в других странах мира», — говорит Александр Асмолов о проблемах и их причинах.
Сергей Гордеев – Москва
3 февраля 2014 года в школе №263 вооруженный ученик 10 класса совершил террористические действия. На его счету три жертвы – двое убитых, среди них учитель и сотрудник полиции, и один раненый, также сотрудник полиции. В день расправы 15-летний школьник взял оружие из сейфа отца и отправился в учебное заведение, где помимо жертв, взял в заложники одноклассников. Сергей пришел, чтобы доказать теорию солипсизма*. Школьник пытался убедить учеников 10 класса, что все они лишь его фантазия и всё, что он планирует сделать ничего не будет значить, он не понесет никакого наказания. После задержания Сергей Гордеев признался, что хотел после рассказа совершить суицид в знак доказательства своей теории.
*Солипсизм – недоказанная теория, основанная на убеждении человека, который уверен, что он один в этом мире, а всё, что его окружает – иллюзия и сон.
Сергея Гордеева признали невменяемым и приговорили к принудительному лечению. В Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского вынесли вердикт после экспертизы и поставили Гордееву диагноз — «параноидная шизофрения»*.
*Параноидная шизофрения – психическое заболевание, характерное нарушением восприятия мира и нестабильным эмоциональным всплеском. Часто сопровождается слуховыми галлюцинациями (люди слышат голоса в голове).
Известно, что мальчик рос в хорошей полной семье, учился на «отлично», увлекался спортом, а также ходил в стрелковый клуб. Изначально, отец обучал азам стрельбы из оружия. Друзей практически не имел. Увлекался видеоиграми, где видел больше смысла, чем в реальной жизни. Накануне преступления Сергей Гордеев поссорился с директором и учителем.
Не имея полной картины произошедшего, сложно судить о том, что послужило катализатором для такого рода действия со стороны подростка. Сергей, на первый взгляд кажется обычным ребенком, с высоким интеллектом, но, те факторы, которые мы имеем открывают совершенно другой внутренний мир Гордеева. Отсутствие друзей повлекло за собой увлечение видеоиграми, которые могли повлиять на нарушение восприятия мира, но они не являются единственной причиной. Скорее, те игры, которые у подростка вызвали интерес, отражали тот смысл жизни, к которому он стремился. Его глубокие убеждения в солипсизме, как зеркало игры. Ты выбираешь персонажа, проходишь уровни, совершаешь какие-либо действия и, если что-то идет вне закона в реальной жизни, там отражается как отсутствие наказания. Можно предположить, что увлечение смешалось с реальностью, а с учетом поставленного диагноза, версия звучит правдивой, и его действия совершались на грани приступа шизофрении. Но полностью ответственность не лежит на видеоиграх, а лишь может быть провоцирующим фактором.
Отец учил Гордеева младшего стрелять из оружия. Вроде бы нет ничего плохого, но если ребенок имеет открытый доступ к небезопасным предметам, то тут можно сделать выводы, что это халатность родителя (Виктора Гордеева, папу Сергея, судили по статье о небрежном хранении оружия). Почему от ребенка не прятались ключи от сейфа или не скрывался пароль? На этот вопрос мы уже не узнаем ответ. Помимо должного хранения оружия, родители не обращали внимания на изменение поведения ребенка, ведь решение о преступлении не принимается за одно мгновение, а ссора в учебном заведении была бы заметна, Сергей мог нервничать, злиться, резко поменяться в негативном эмоциональном состоянии. Но родители также не заметили его убеждений и в теории солипсизма. Значит, они просто не разговаривали с сыном. В подростковом возрасте начинается изучение мира с разных точек зрения. Ребята в такое время начинают в чем-то убеждаться, а если родители вовремя не обратят внимания и не объяснят, что большинство убеждений ребенка не являются истинными, то и нормальное восприятие жизни искажается в процессе формирования устойчивой психики.
Владислав Росляков – Керчь
В Керченский политехнический колледж 17 октября 2018 года перед окончанием первой пары (она заканчивалась в 11:40) в здание учебного заведения, через запасной выход проник 18-летний студент 4 курса – Владислав Росляков. На первом этаже он установил взрывное устройство около буфета, где в перерывах между парами находится много студентов. Как только учащиеся начали появляться в опасной зоне, прозвучал взрыв. В этот момент Владислав находился на втором этаже. А далее последовали выстрелы во всех, кто находился рядом. В прессе, по словам очевидцев, говорилось о нескольких взрывах и одиночных выстрелах из ружья. В ходе террористических действий погибли 21 человек, один из них сам Росляков, который совершил суицид на месте преступления, а также пострадали 67 человек. Это был самый массовый шутинг в учебных заведениях в России.
Эта история одна из самых тайных. Во-первых, по причине смерти стрелка. Во-вторых, семья Владислава Рослякова и следственная группа не распространяют какую-либо информацию.
Что известно о преступнике? Он рос в семье, но родители развелись. Мама растила его в основном сама. После окончания школы Владислав поступил на бюджет в Керченский колледж. В «РИА новости», после массового убийства, по данным неизвестного источника, говорилось о том, что Росляков планировал свое преступление один с 2017 года. Летом 2018 года Владислав Росляков прошел курсы по обращению с оружием, а еще через время получил разрешение на хранение оружия и приобрел его.
Если Владислав получил разрешение, значит он удачно прошел психиатрическое обследование. Что послужило причиной для нападения в колледже, можно только предполагать. В СМИ ходит мнение о том, что Росляков был вдохновлен действиями американских школьников, которые устроили расправу в 1999 году в Колорадо. Но версия звучит более, чем условной, и, скорее всего, не несет конкретного смысла для повтора подобного в России. Где-то говорилось, что парень подвергался моральному давлению со стороны одноклассников, а в последствии и одногруппников. Официального подтверждения также нет, поэтому эта версия тоже условна.
Какие на самом деле были мысли у Владислава Рослякова, что стало пиковой точкой для принятия решения, почему он пошел на самосуд? Это те вопросы, ответы на которые он оставил навсегда неизвестными.
Алина А. (имя изменено) – Брянск
Впервые в истории России девочка устроила стрельбу в школе со смертельным исходом. На гимназию №5 города Брянска 7 декабря 2023 года напала вооруженная девочка, это была 14-летняя Алина, ученица 8 класса. Девочка вышла из дома с оружием своего отца, заранее спрятав его в тубус. В квартире находилась мать Алины, которая не заметила, что дочь выкрала из сейфа дробовик. Девочка направилась в свой класс, где ранила 6 одноклассников, одну смертельно. А после застрелилась сама.
Алина росла в полной семье со своей сестрой-близняшкой. Была замкнутой, почти ни с кем не общалась. За несколько недель до происшествия в школе проходили психологический тест на суицидальные наклонности. Девочка прошла его, что может говорить либо о том, что девочка была вполне вменяемой и на её будущие действия повлияло какое-то яркое событие; либо она отвечала так, как это нужно было; либо тест был халатно составлен и не выявил отклонения.
Есть две версии причины совершения преступления: первая – конфликт с одноклассницей из-за парня; вторая – издевательства со стороны одноклассников. Но насколько они могут быть правдивыми, остается загадкой.
По некоторым данным, известно, что Алина вела личный дневник, где записывала все свои мысли. Она мечтала о том, чтобы её одноклассники исчезли. А свой план она хотела совершить ещё 1 сентября, но ружья не оказалось в сейфе. Если это было на самом деле так, то можно сделать выводы, что у девочки и правда были конфликты с одноклассниками, и, соответственно, она решила им доказать, что тоже может дать ответный удар.
Родители, за несколько дней до происшествия заметили, что Алина вообще никак не реагировала на их вопросы. Видимо, это была пиковая точка для повторного выполнения задуманного плана, если верить версии существования личного дневника. Но почему, замечая изменения в поведении ребенка никто из членов семьи не обратился за помощью к специалисту? Почему, как и в случае с Сергеем Гордеевым, отец (отца Алины привлекли к ответственности за халатное хранение оружия), который владел оружием, должным образом не скрывал доступ к сейфу? Тут, к сожалению, все остается на совести родителей.
Ситуации и правда индивидуальны. Но что же так сильно побуждает человека совершить такого рода поступок? Сложно сказать, в голову к человеку не залезешь. Все люди разные, и всё индивидуально. В целом, сложно предугадать исход таких событий. Внешние признаки могут вообще ни о чем не говорить. Предотвратить стрельбу в учебных заведениях можно лишь общим изменением в обществе. В школах мало говорят о личных проблемах, дома тоже не всегда. Поэтому, пока не изменится общество, пока не поменяются рамки дозволенного среди одноклассников и учителей, такие ситуации будут происходить, как бы мне этого не хотелось говорить, к сожалению. Безусловно, дети подвержены влиянию других людей, что оставляет большой отпечаток в их жизни. Никто не застрахован от того, что ребенок не начнет продумывать план и следовать ему, в лучшем случае словесный или с кулаками, в худшем – самосуд. Если проанализировать все случаи шутинга в учебных заведениях со стороны подростков, то все идут мстить за что-то. Но месть – это блюдо, которое никогда не даст вкус облегчения, и наоборот, появится горький привкус тяжести. Выброс агрессии, месть за свою душевную боль – вот они, причины судейства детскими руками.
Нападения на учебные заведения в период с 2014 по 2024 года:
- 02.2014. Сергей Гордеев (приговорен к принудительному лечению) – город Москва, школа №263. 2 погибших, 1 раненый. На момент совершения преступления Сергею было 15 лет.
- 09.2017. Михаил Пивнев (приговорен к 7 годам и 3 месяцам лишения свободы) – город Ивантеевка, образовательный центр №1. 4 раненых. На момент совершения преступления Михаилу было 15 лет.
- 01.2018. Лев Биджаков и Александр Буслидзе (приговорены: Биджаков к 9 годам и 8 месяцам лишения свободы; Буслидзе к 7 годам лишения свободы) – город Пермь, школа №127. 15 раненых. На момент совершения преступления Льву и Александру было по 16 лет.
- 01.2018. Антон* Б. (приговорен к принудительному лечению) и сообщники, которые помогали в организации, Александр* Р. и Илья* С. (приговорены: Александр к 4 годам лишения свободы; Илья к 6 годам лишения свободы) – поселок Сосновый бор, пригород Улан-Удэ, школа №5. 7 раненых. На момент совершения преступления Антону и Илье было по 15 лет, Александру – 14 лет.
- 04.2018. Артем Тагиров (приговорен к принудительному лечению) – город Стерлитамак, школа №1. 4 раненых. На момент совершения преступления Артему было 17 лет.
- 05.2018. Илья Иванистов (самоубийство на месте преступления) – город Барабинск, колледж транспортных технологий имени Л.Н. Лунина. 3 раненых, 1 погибший – сам Иванистов. На момент совершения преступления Илье было 16 лет.
- 10.2018. Владислав Росляков (самоубийство на месте преступления) – город Керчь, Керченский политехнический колледж. 21 погибший, 67 раненых. На момент совершения преступления Владиславу было 18 лет.
- 05.2019. Искандер Халфин (приговорен к принудительному лечению) – город Казань, гимназия №7. В заложниках у Халфина было 16 человек, 12 из которых ученики гимназии; пострадавших нет. На момент преступления Искандеру было 17 лет.
- 05.2019. Дмитрий* Г. (приговорен к 7 годам лишения свободы) – поселок Большевик, Вольская область, школа №4. 1 раненый. На момент преступления Дмитрию было 14 лет.
- 11.2019. Даниил Засорин (самоубийство на месте преступления) – город Благовещенск, колледж строительство и ЖКХ. 2 погибших, 3 раненых. На момент совершения преступления Даниилу было 19 лет.
- 05.2021. Ильназ Галявиев (приговорен к пожизненному лишению свободы) – город Казань, гимназия №175. 9 погибших, 21 раненый. На момент совершения преступления Ильназу было 19 лет.
- 09.2021. Тимур Бекмансуров (приговорен к пожизненному лишению свободы) – город Пермь, Пермский государственный университет. 6 погибших, 21 раненый. На момент совершения преступления Тимуру было 18 лет.
- 12.2021. Владислав Струженков (приговорен к 13 годам лишения свободы) – город Серпухов, гимназия во имя преподобного Варлаама Серпуховского. 10 пострадавших. На момент совершения преступления Владиславу было 18 лет.
- 12.2023. Алина* А. (самоубийство на месте преступления) – город Брянск, гимназия №5. 2 погибших, 5 раненых. На момент совершения преступления Алине было 14 лет.
*имя изменено