Интервью с Михаилом Васильевым – комиксистом, живописцем, коллекционером комиксов. Беседовала Анастасия Коровина.
– В Советском Союзе были довольно успешные попытки создавать комиксы, например, «Сверчок» – первый детский журнал, который полностью состоял из картинок. Позже были и «Рассказы в картинках», и «Веселые картинки», но ни один не распространился и не сохранился в таком масштабе, как это было в других странах. Почему?
– Широкого распространения комиксов не произошло, потому что в СССР они создавались преимущественно для детей. Это был юмор, сказки, истории из школы. Того, что интересно читать взрослым – чего-то актуального и обыденного, что затрагивало бы современную повестку дня и отражало происходящее в мире, – не создавали. В итоге широкой аудитории советские комиксы не достигли. Плюс комиксы развивают и другие медиа: кино, игры. А советские комиксы в этих «ответвлениях» себя не проявили.
– В интервью интернет-журналу VictoryCon вы сказали «Газета – это мать комиксов, ведь первые комиксы появились именно там». Как вы считаете, насколько перспективно публиковать комиксы в газетах сейчас по сравнению с временами, когда комикс зарождался как формат?
– Действительно, газета – мать комиксов, потому что изначально они выходили в виде коротких смешных историй на страницах газет, и только потом их стали публиковать в отдельные журналы. Сейчас комиксы снова актуальны в прессе, потому что важен привлекательный и яркий визуальный контент. Авторам комиксов также нужно где-то издавать свои истории, которые не совсем вписываются в формат полноценного журнала.
– Когда в США появились супергеройские комиксы и они еще не были доступны советскому населению, Корней Чуковский о них сказал следующее: «…В этих журналах только и делают, что режут, кромсают, расстреливают, душат, отравляют, калечат и топят людей, сбрасывают их на всем ходу с поездов, с самолётов, или тащат в тюрьму, на электрический стул». Как такая жестокость получила огромную популярность среди подрастающего поколения?
– Корней Чуковский рассмотрел то время в американских комиксах, когда после окончания войны нужен был яркий, патриотичный символ. В 50-х происходила массовая миграция американского населения в пригород, это были общие мечты о тихой семейной жизни. Дети из таких семей – и есть аудитория комиксов в тот период. Им хотелось чего-то «рок-н-рольного» и «запрещенного». Появились банды, субкультуры и рок-музыка, комиксы также ждал переворот: появились такие жанры, как ужасы и триллеры, сюрреалистические истории. Соответственно, в этот период сложилось мнение, что комиксы освещают только зло и насилие, но это не так! Обратная их сторона была поучительной и доброй, к тому же, это просто одно из ответвлений медиа – как кино, музыка и литература.
– Само слово «комикс» произошло от «comic», то есть комический. Но далеко не все популярные комиксы были юмористическими. Почему произошел переход от изначального комического к воинственному, героическому и даже жестокому?
– Да, отправная точка комиксов – юмор. Конечно, со временем авторы, художники и издатели экспериментировали над этим жанром с появлением новых тенденций и требований к искусству и медиа. Пресса всегда отражает то, чего требует общество.
– Были ли принципиальные отличия в технике создания комиксов в СССР и других странах?
– Я изучал этот вопрос и сделал вывод, что комиксы в СССР были более творческими: серия картинок не была заключена в строгие рамки. Советские истории были очень детскими и наивными в сравнении со сложными западными сюжетами. Метод работы над советскими комиксами был авторским, в США это делала целая компания с различными цехами производства: текст, рисунок, тушь и цвет.
Как появление комиксов отразилось в прессе?
– На сайтах зарубежных изданий (Китай, США) существуют целые разделы с новостными комиксами. Получается, что такой формат потребления информации не теряет актуальности, несмотря на то, что существует видео и аудио. Почему формат комиксов так полюбился за границей и за счет чего сохраняется до сих пор?
– Комиксы – это отдельный вид распространения информации, значит, и новости можно в них рассказывать, в истории есть много таких случаев. А насчет актуальности новостей в виде комиксов – визуальный формат всегда прост и понятен и взрослым, и детям, в этом нет ничего плохого. Это естественное желание людей – потреблять информацию картинками, образами, а не только объемными текстами. Сейчас век технологий, информации, образов и символов. А что такое комиксы, если не технологии, информация и символы?
– В СССР существовала серия плакатов «Окна РОСТА», «Окна ТАСС» – это была адаптация формата комиксов под агитационные цели или все же искусство плаката? Также в России большую популярность получила карикатура. Насколько эти понятия близки к комиксу?
– Да, искусство карикатуры и плаката – это сокращённый комикс. В свою очередь, комикс – последовательный рассказ истории через картинки. Плакат и карикатура часто ограничиваются одним изображением, так что смело можно сказать, что это одно семейство графики.
– Как и чем детская пресса «заменяла» комиксы, пока они не появились в продаже в конце ХХ века?
– По сути, детская пресса – это стенгазета, текст с элементами графики. Думаю, стенгазета и была альтернативой журналистики в комиксах.
Что сегодня?
– Вы застали момент, когда в России внезапно появилось огромное количество зарубежных комиксов. Насколько быстро стали появляться качественные российские комиксы после ввоза иностранных «примеров для подражания»?
– После поднятия железного занавеса наше общество наполнилось западной культурой. В кино, музыке и, конечно, в медиа появились новые жанры и формы. Так и комиксы нашли своё место. Сначала это было издание комиксов, переведённых на русский язык. А уже в процессе изучения западной культуры отечественные авторы стали сами рисовать и писать свои комиксы с «оглядкой на импорт» – и не хуже! Появились замечательные художники и писатели, издатели, журналы и газеты, которые поддерживают современных авторов комиксов.
– Как много сейчас качественных комиксов в российской детской прессе?
– Среди хороших комиксов в детской прессе я вспоминаю журнал «Сибирячок», он издаётся на Байкале. «Мурзилка», который издается в центральной России и распространяется по всей стране. Сейчас мы с газетой «Петербургский дневник» и Фондом развития спорта и содействия сохранению объектов культурного наследия имени В.А. Соловьева создаем комикс-раскраску «Слава Самбо». Это история про парня-спортсмена, который силами спорта делает добро. Все эти яркие детские издания продолжают традиции журналистики и качественных комиксов для детей.
– Комикс – это всегда много иллюстраций и мало текста. Насколько такой формат полезен для развития детского воображения, если учитывать, что сейчас мы практически не видим текст без иллюстраций или видео и уже отвыкли самостоятельно создавать образы в голове?
– Я считаю, что неважно, с помощью чего создается образ: будет это текст или изображение. Фантазия человека состоит из того, что он уже видел и знает – это насмотренность, багаж накопленных знаний. Информация усваивается в любом виде: в цифрах, буквах, картинках. А фантазировать ли с помощью изображений или текста, зависит от личных взглядов человека.
– При создании любого комикса, по сути, используется формат сторителлинга. Есть много «инструкций» по написанию цепляющего текста, использованию этого формата. А как сделать цепляющий комикс в таком разнообразии выбора?
– Комикс действительно должен в первую очередь цеплять, «трогать душу» и показывать окружающий мир в новых красках. Для этого можно брать любые идеи, желательно те, которые еще не осуществлялись – пусть и глупые, сумбурные. Ведь изначально в комиксах царит сумбур, в отличие от литературных произведений. Пишите в первую очередь для себя, а публика «подтянется», если им будет интересно то, что интересно вам. Рисуя свою историю про Ангара (Ангар – персонаж комикса Михаила Васильева, прим. Ред.), я вдохновлялся мифологией родного Байкальского края. Ангар – внук Байкала, сын Ангары, а супергероиня Россия выражает дух патриотизма, который сейчас так нужен.
– Как привлекать детей к чтению комиксов вместо просмотра мультфильмов?
– Комиксы в России станут популярнее, если будут развиваться журналы и газеты, которые печатают комиксы. Талантливых авторов, готовых творить, в нашей стране много, и хотелось бы, чтобы помощи этим авторам было так же много. Тогда и детей привлекать не нужно будет – они сами будут к этому тянуться!
СПРАВКА:
Михаил Васильев, художник – комиксист, живописец. Коллекционер комиксов.
Победитель конкурса «Лучший работник культуры города Иркутска среди сотрудников муниципальных учреждений культуры города Иркутска в номинации «Молодой специалист» 2022г.
Организатор и идейный вдохновитель фестиваля КОМИКОН Байкал с 2017г. по 2023г.
Организатор и куратор проекта «Область комиксов». В 2019г. издал свой комикс «Мифы и Легенды», история про русских супергероев с Байкала. Работы имеются в частных коллекциях России и США.
В 2024г. совместный проект с газетой «Петербургский дневник»
комикс «Слава Самбо» – юный российский супергерой обладающий неукротимыми силами международных единоборств.
Участник Международных выставок и фестивалей.