«Полистать бумажную прессу — в этом есть кайф» – признался президент страны Владимир Путин в ходе недавней прямой линии.
А между тем муниципальные чиновники в Башкирии методично лишают народ этой самой возможности: по итогам 2023 года республика находилась на 57-м месте среди регионов России по количеству точек розничной торговли прессой на душу населения.
Только в Уфе за последние восемь лет из 72 киосков «Уфа-печати» 41 исчез по инициативе городской администрации. Причины сноса придумываются — именно придумываются, говорят киоскеры — самые разные. Дескать, скоро предстоит ремонт дороги, тротуара или их расширение, либо рядом планируется разместить сквер, либо облик киоска не вписывается в архитектуру квартала, либо… Газетную точку закрывают будто бы на время, однако затем не дают разрешение на ее восстановление — ниже подробнее остановимся на нескольких подобных фактах. За минувший год республика, скорее всего, опустилась еще ниже 57-го места.
Новые вызовы не услышаны
В защите культурно-нравственных ценностей мы проигрываем постоянно, при каждом новом вызове времени. Приватизация федеральных, то есть находящихся в государственной собственности полиграфических комбинатов началась еще в 2000-е годы. Как писала с тревогой «Российская газета», в мае 2022 года правительство РФ исключило из программы приватизации всего девять региональных издательских комплексов. Уфимского среди них нет. Видимо, поэтому пошли слухи о том, что наш Дом печати скоро снесут, а на его месте построят высотки. Пока обошлось. Правда, гараж — двухэтажный, удобный — разобрали. По словам генерального директора АО «Российские газеты» Вячеслава Корягина, после продажи в частные руки большинство типографий переделали в торгово-выставочные комплексы. И, как говорится, пошло-поехало: начался захват крохотных киосков, которые для удобства читателей традиционно занимают пятачки на остановках общественного транспорта, на самых оживленных улицах. Для бизнесменов-торгашей это лакомый кусок: они быстренько договариваются с властями и перепрофилируют киоски под свой товар, чаще всего под фастфуд или ширпотреб.
Еще в начале приватизации новые владельцы типографий распространяли слух о том, что печатные станки изживают свой век, поскольку стремительно развивается интернет и большинство людей будет брать информацию из Сети. Однако время показало, что интернет и печатные издания — две большие разницы. Именно Сеть пополнила наш лексикон хорошо всем знакомым сегодня словом «фейк».
Что означает вранье, ложное сообщение. Уровень доверия населения к печатному слову, считают эксперты, гораздо выше. Как говорят в народе, что написано пером, того не вырубишь топором.
Да и последние геополитические события не могли не заставить федеральное руководство пересмотреть отношение к работе с информацией, которая, как показывает реальность, обладает не меньшей мощью, нежели боевое оружие. В ходе декабрьской прямой линии президент РФ Владимир Путин заявил, что у бумажных изданий есть будущее. Но подчеркнул, что первичным в печатной журналистике должно быть содержание: «Если в бумажном носителе будет достойный контент по сравнению с интернет-шелухой, она никуда не уйдет».
Власти сохранили на 2025 год объем федерального финансирования социально значимых проектов в области печатных средств массовой информации. Об этом заявил в ноябре прошлого года на форуме российских издателей директор департамента господдержки периодической печати и книжной индустрии минцифры РФ Владимир Григорьев. Вводится понятие «социально значимое издание», их будет по стране около 150 федеральных и 2800 региональных и районных.
Президент Союза предприятий печатной индустрии Алексей Иванов подчеркнул: чтобы сохранить печатные СМИ, важно поддерживать их распространение.
— Мы стараемся противодействовать сокращению киосков, и во многих регионах нас слышат и слушают, — сказал он. — Однако мы часто сталкиваемся и с обратной реакцией, когда на местном уровне киосковая розница планомерно уничтожается. В таких случаях обращаемся к губернаторам и мэрам напрямую, пользуясь поддержкой минцифры.
А вот что сказал на заседании правительства республики 16 декабря минувшего года премьер-министр РБ Андрей Назаров.
— В годы моей юности киоски с периодикой стояли почти на каждой улице, — напомнил он. — Они пользовались большой популярностью, а за свежими газетами выстраивалась очередь. Сегодня мы хотим возобновить торговлю печатной продукцией повсеместно. Если до 2023 года нормой считалась одна точка на 10 тысяч населения, то по новым нормативам их должно стать не менее четырех. Это одно из последних федеральных нововведений.
То есть количество точек продажи печати в розницу уже в текущем году увеличится в четыре раза.
«Своих покупателей вижу издалека»
Киоск № 22 возле перекрестка проспекта Октября и улицы Округа Галле. Мало сказать, что место оживленное — людской поток здесь не иссякает с рассвета до глубокой ночи. Продавец Галия Кабирова давно пенсионер, пришла работать в систему «Союзпечати» в 29 лет, вначале трудилась в дирекции, последние девять лет — в киоске. В молодости вместе с мужем трудилась на трассе по строительству магистральных трубопроводов. Он отличный сварщик, но надорвал на тяжелых операциях позвоночник, пришлось осесть в городе. Сейчас мужу 70 лет, он тоже одно время был киоскером: работа, как говорится, непыльная. Но платят мало. Зарплата, по словам Галии Кабировой, не более 20 тысяч рублей — и то благодаря оживленному месту. У других ее коллег меньше.
— Основную выручку дают газеты и журналы, — рассказывает Кабирова. — Затем идут сопутствующие товары: магнитики, заколки, брелоки, лосьоны, канцелярские товары. Из печатных изданий люди предпочитают те, где есть интересные исторические статьи, программа телевидения, разные практические советы. Сейчас, например, спрос на лунный календарь, — и как бы в назидание или в упрек мне говорит на прощание: — Издатели должны лучше знать своих читателей.
Упрек принимается. Мы, журналисты, зачастую забываем об ожиданиях своего основного заказчика — рядового читателя, мы даже, честно говоря, не привыкли считать его своим заказчиком. Как сказал Владимир Путин, сердца читателей надо завоевывать интересным контентом.
Познакомимся еще с несколькими коллегами Галии Кабировой. Елена Семечкина торгует в киоске по улице 50-летия СССР, 47. Прежде она многие годы трудилась авиадиспетчером в аэропорту, оттуда ушла на пенсию.
— Шла мимо киоска, узнала, что нужен продавец, и устроилась — лишь бы дома не сидеть, — улыбается она, и сразу видно, что перед тобой оптимист от природы. — Зарплатой даже не интересовалась: она всего-то 9 — 10 тысяч.
Зато у киоскера есть возможность постоянно общаться с интересными людьми. Своих покупателей, признается Елена Семечкина, она видит издалека. Многие просят оставлять для них любимые издания. Сама газет не читает и опять с шутливой улыбкой объясняет: «Булгаков сказал же, лучше их не читать». Пришлось внести поправку: не читать перед обедом, да и то прессу советского периода. Тем временем очередной покупатель попросил сразу несколько газет — так покупали этак лет сорок назад.
— Он их берет для своего деда, которому 92 года, — объясняет Елена. — Дед — советский человек. Кстати, таких покупателей не так уж мало: бабушки просят сходить за газетой то детей, то внуков.
Семечкину сегодня сильно беспокоят разговоры о том, что киоск грозятся снести. Почему? Бывший авиадиспетчер в ум не возьмет: вроде бы киоск новый, только летом доставили сюда взамен маленького.
— Этот выглядит, как «Боинг» по сравнению со старым АН-2, — прибегает она к привычным для бывшего авиадиспетчера образам. — И покупателей много. В основном люди образованные, состоявшиеся в жизни. Пожалели бы пожилых горожан, у которых чтение периодики — одна из немногих радостей в жизни.
Примерно такую же историю, но со счастливым финалом поведала Галина Мезенова, продавец киоска на проспекте Октября, что рядом с высоткой треста КПД.
— В декабре хотели закрыть, — все еще с волнением говорит она. — Даже кто-то объявление наклеил на стекло с телефонами администрации города и Октябрьского района, дескать, по всем вопросам звоните туда. Покупатели сильно обеспокоились. Один из постоянных читателей «Аргументов и фактов» написал письмо в редакцию газеты, в Москву. Я тоже написала — и главе республики, и в Курултай, и в соцсети. В общем, отстояли, похоже. Оставили нас в покое.
Галина Мезенова работает киоскером с 2017 года, до выхода на пенсию была бухгалтером. Первый ее киоск находился рядом с Городским дворцом культуры, но его закрыли и перепрофилировали под торговлю кофе. Обидно. Мезенова живет неподалеку и видит, что спрос на газеты был выше.
Газетные киоски — тоже рабочие места
Киоскеры — это пенсионеры. Из числа самых активных. И даже зарплата для них не столь важна, хотя тоже существенный фактор. Пенсии-то мизерные. Они «закрывают» собой проблемную отрасль — газетную розницу. Это более ста рабочих мест в одной Уфе. Солидное предприятие, на котором случайный человек трудиться не способен. Нужна интеллектуальная подготовка, да и немалое здоровье тоже. И оптимизм. Аудитория печатных СМИ в целом по стране сегодня превышает 30 млн человек, или 25 процентов взрослого населения. Наиболее образованная его часть как раз и есть те самые «заказчики» печатной периодики. С ними нельзя не считаться. И потом, для чего губить хорошую традицию читать газеты в угоду сомнительному бизнесу по торговле фастфудом? Который, как всем известно, никакой пользы еще никому, кроме коммерсантов, не принес.
Когда говорят, что число точек, торгующих печатной продукцией, нужно увеличить в четыре раза, имеют в виду также торговые залы супермаркетов. Тоже вариант, конечно. Но что мы там видим? Во-первых, газетам в супермаркетах отводят дальние углы, где они навалены кучей без всякого порядка. А во-вторых, тот, кто идет за продуктами, вряд ли возьмет газету или журнал.
А пока война с киосками в Уфе продолжается. Так, организация «Тотум», арендующая их у муниципального предприятия «Уфа-печать», получила предписание от администрации Орджоникидзевского района снести в десятидневный срок киоск у дома по проспекту Октября, 162, возле остановки «Бульвар Славы». От администрации Октябрьского района — о демонтаже киоска рядом с домом № 47 по улице 50-летия СССР. Киоск по проспекту Октября у остановки «Госцирк» потребовали временно убрать 9 сентября прошлого года, но вернуть его на место до сих пор не удается. Или вот еще красноречивый пример: в октябре 2022 года у перекрестка улиц Р. Зорге и 50-летия СССР убрали киоск из-за устройства сквера «Первому учителю». После завершения работ вернуть газетную точку на место администрация города не разрешила. Логическому объяснению это решение не поддается. «Киоск никак не мешает скверу, наоборот — дополняет только», — размышляет живущий рядом пенсионер Руслан Александрович, которого мы застали в тот день рядом со сквером. Он же поведал нам предысторию появления сквера: вначале на его месте хотели разместить ресторан с парковкой, но жители микрорайона активно выступили против. Тогда был спешно разбит сквер, и никто не знает, почему его назвали именно так. Во всяком случае, хороший учитель как человек образованный точно был бы не против иметь под рукой газетный киоск.
Источник: Республика Башкортостан