Газета «Комсомольская правда» от 23 октября 2024

Заголовок: “Мог быть заказ”: Появилась новая версия гибели российской журналистки и ее возлюбленного в отеле Ташкента (Заголовок однозначно вовлекающий. Тема чувствительная. Подача интригующая. Но он, к сожалению, спекулятивный. Подробнее об этом в заключении).

Подзаголовок: Гостиница Ташкента, где погибла журналист из РФ, продолжает принимать гостей (Подзаг вызывает недоумение: почему акцент в этой истории вдруг смещается с версии гибели людей на функционирование гостиницы?). 

Лид: Родственники погибших (кто именно?) в Ташкенте 47-летней российской журналистки Инессы Паперной (автор второй раз акцентирует внимание читателей на том, что погибшая была журналисткой, намекая на то, что ее убийство связано с профессиональной деятельностью, однако позже мы узнаем, что профессия погибшей вообще ни при чем) и 44-летнего Максима Радченко (почему автор не называет профессию Максима? Или инфоповодом для КП является только смерть коллеги по цеху?) не готовы принять (как будто следователь сдает версию убийства родственникам – как прораб квартиру после ремонта – и ждёт, когда те ее примут или отправят на доработку) версию с отравлением болотным газом. По их словам, в версии (лексический повтор) следствия пока слишком много пробелов 

НЕ ПРИЧИНА, А ПУСТЫШКА 

Напомним, что пара приехала в Ташкент на юбилей родственников. Никаких пищевых отравлений или жалоб на здоровье у них не было. (Откуда это известно?) Однако в какой-то момент (в какой?) Инесса и Максим перестали выходить на связь. Родственники забили тревогу. В итоге номер влюбленных вскрыли. И (неоправданная парцелляция) обнаружили их тела. Этажом ниже сотрудники отеля нашли еще одного погибшего – им оказался местный житель (этот погибший упоминается и без имени, и без профессии, хотя автору материала эти данные известны).

Сразу после случившегося (случившееся – это смерть постояльцев или момент обнаружения тел?) появилась версия (у кого появилась?) с отравлением болотным газом из-за очистки бассейна в отеле «Караман палас». Однако сейчас выяснилось, что (лишний оборот) гостиница не имеет собственного бассейна, да и в целом – территория маленькая, небольшой номерной фонд. В здании всего два этажа. Внутри, помимо номеров, только зона столовой, где постояльцы могут позавтракать в формате «шведский стол». Никаких развлечений, сауны, хаммама, тренажерного зала и так далее нет. (Нагромождение лишних подробностей, заслоняющих суть дела) К слову, забронировать номер можно и сейчас за 450 рублей. (Какое это имеет отношение к расследованию?)

Бюджетно. Только опасно. (Спекуляция на ЧП) Правда, пока больше никто не жаловался на плохое самочувствие (с чего бы, ведь бассейна нет, версия с болотным газом отпала?). При этом сообщалось, что гостиницу должны были временно закрыть. (Размытая конкретика. Кем сообщалось? Когда? Временно – это на сколько?)

– Сейчас (только сейчас?) дело взято под контроль прокуратуры Узбекистана и Российской Федерации, там (там это где?) работает следствие. Идут мероприятия по обследованию гостиницы и расшифровке экспертизы, которую они провели на месте, – говорит KP.RU Лариса, мама погибшего Максима Радченко.

ОТКУДА ВЗЯЛСЯ БОЛОТНЫЙ ГАЗ?

И все же, если бассейна не было, мог ли в этой гостинице образовать (странный выбор глагола) болотный газ?

– Подобные газы (болотные – прим.ред.) (в примечании редакции закралась ошибка. Под «подобными газами» эксперт имел в виду угарный газ, который также может образовываться в погребах и приводит именно к летальным исходам. Подробнее на эту тему здесь: https://admhmansy.ru/news/33/159846/.) обычно скапливаются в погребах от гнилой картошки, они очень опасные. Нередко люди спускаются в погреб, подвал, не проветрив, и умирают там. А вот насчет того, чтобы через вентиляцию поднялся этот газ и отравил их – это маловероятно. Даже если по вентиляции он поднялся как-то, то концентрация была слишком мала, чтобы убить, – заявил KP.RU Михаил Кутушов, врач-токсиколог, член-корреспондент РАЕН.

По словам Кутушова, смертельные отравления болотным газом (метаном) происходят только из-за высокой концентрации (надо указать какой, поскольку «высокая концентрация» понятие относительное) 

– Например, в погребе лежит и гниет картошка, этот газ там копится. Человек открывает его, спускается, вдыхает и умирает. Заметить этот газ нельзя – у него нет цвета и очень слабый запах, в основном, люди думают, что это пахнет картошкой. Чтобы понять, есть ли внизу скопление газа, нужно зажечь свечу, поместить ее в ведро и погрузить его в погреб. Если огонь потух, значит находиться там опасно и нужно проветривать погреб от газа.

(Этот фрагмент в тексте лишний. Автор повторяет предыдущий абзац, а потом и вовсе перескакивает на другую бытовую тему и дает читателям совет, путая два вида газа: болотный и угарный). 

Что же касается случая в Ташкенте, то, по словам Михаила Кутушова, если смерть произошла от удушья, то причина, конечно, может быть (так конечно или может быть?) в газе (но, возможно, в другом), который был в вентиляции. По словам матери Радченко, погибший гражданин Узбекистана жил под номером Инессы и Максима. Следовательно, номера были объединены (скорее имели общую вентиляционную систему) общей вентиляцией.

ЗАКАЗ?

В СМИ также начала распространяться версия о заказном убийстве. Якобы погибший гражданин Узбекистана – 48-летний Хушнуд Удеков – который жил в номере этажом ниже, был чиновником (из текста ниже мы знаем, что погибший не был чиновником, зачем тогда пересказывать недостоверные факты?) и его отравили, а остатки газа поднялись по вентиляции в номер Инессы и Максима. А так как пара находилась в ванной комнате, в замкнутом пространстве, им стало плохо и вскоре они скончались.

Известно, что Хушнуд Удеков был руководителем одной из частных газовых компаний (какой именно?). По имеющейся в открытых данных информации, компания была ликвидирована. (страдательный залог в этой конструкции ставит ряд вопросов: кем ликвидирована, когда, по какой причине? Автор наконец-то «вылез» из погреба с гнилой картошкой и зацепился за действительно интересные факты и подробности, но в развитие этой темы не пошел.) 

Но официально об этой версии пока не заявляли. (Безличное предложение снимает ответственность с тех, кто должен был это сделать. Или с автора, который не делал запрос на эту тему в пресс-службу прокуратуры) Прокуратура Узбекистана завела уголовное дело (на кого?) по статье «Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Вероятнее всего, когда тела доставят в Россию, местные судмедэксперты проведут дополнительные исследования, так как этиология отравления так (повтор) и не установлена. (вывод из разряда «капитан очевидность»)

Заключение журналиста

Заголовок спекулятивный. Расчет делался на то, что читатели захотят прочесть горячую новость о заказном убийстве журналистки. Нехорошо, ведь автор знал, что слова «мог быть заказ» относятся к бизнесмену Удекову, а не к журналистке Инессе.

Что сделал журналист, чтобы раскрутить этот сюжет? Связался с матерью погибшего друга журналистки Максима, позвонил в гостиницу и попытался забронировать номер (этот фрагмент мы убрали из соображений экономии места), порассуждал с экспертом о газах-убийцах и почитал об этом деле в других источниках.

Этого, конечно, недостаточно, чтобы маркировать на коленке собранный текст флажком «эксклюзив». Поэтому заполнять смысловые лакуны текста пришлось с помощью «ваты» и «воды». Параллельные сюжеты, эмоции, обывательские домыслы, устаревшие версии – всё пошло в ход, только чтобы нагнать строку. И заодно интриги.