Детская медиакоманда на «Молодой волне»: кейс организации молодежного пресс-центра

Молодежный форум: детская медиакоманда  

Молодость — время волнений. (прим.: официальный слоган форума «Молодая волна») А еще инициативы, смелости, экспериментов, опыта, поиска себя. Молодость — это время, когда смелые идеи превращаются в проекты, а юный взгляд — в уникальный контент. Работа медиакоманды молодежного форума «Молодая волна» строится именно на этих убеждениях. 

В мае 2025 года форум прошел в 13-й раз. Его история началась в 2012 году, когда активная молодёжь Дона предложила создать образовательную площадку для подростков от 14 до 17 лет. С тех пор форум собрал у себя в гостях свыше тысячи экспертов, представил более 80 образовательных направлений и объединил более 10 тыс. участников.

Организаторы форума — комитет по молодежной политике Ростовской области, государственное автономное учреждение Ростовской области «Агентство развития молодежных инициатив» совместно с региональным отделением Движения Первых Ростовской области и при поддержке Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе.

Идея подключить юных медийщиков к работе пресс-службы появилась в 2023 году. С каждым форумом становилось яснее — детская медиакоманда нужна. Запрос на нее рос параллельно с масштабами события. 

Команда организаторов «Волны» совместно с Русланом Ситдиковым, руководителем медиаслужбы, решили создать постоянный детский медиацентр на форуме «Молодая волна». 

Когда всё только начиналось, детская медиакоманда была экспериментом. Организаторы сами искали активных ребят, которые уже проявили себя в медиа и могли работать на одном уровне со взрослыми. 

С 2024 года набор в детскую медиаслужбу стал публичным — в социальных сетях выходят посты с формами для подачи заявок и распространяются с помощью партнеров. Любой заинтересованный ребенок Ростовской области и не только (в прошлом году в детской медиакоманде были и дети из других регионов) может попробовать присоединиться к пресс-службе форума. 

Уже в этом году конкуренция составила пять школьников на одно место в команде. В итоге отбор прошли 30 медийщиков, на каждый заезд по 10 ребят. 

Команда: помощь старших коллег  

Один заезд форума длится четыре дня, и на протяжение всего этого времени медиаслужба создает контент практически непрерывно: освещает образовательную программу, вечерние мероприятия, новости и события «Молодой волны». Количество постов в телеграм-канале форума доходит до сотни в день. Все это в срочном порядке и под ответственность каждого причастного. 

Старшие коллеги помогают детям с методикой, техническими аспектами и профессиональными стандартами. Дают обратную связь на протяжении всего дня. 

Юные копирайтеры и дизайнеры работают с SMM-службой. Лекции, активности и улыбки ловят команды фотографов и видеографов. По всей территории форума вещает радио. Есть ребята, которые по большей части снимают ситуативный контент. Кто-то работает в кадре, кто-то занимается вертикальными видео, кто-то — мобильной съемкой. 

«Для нас создание киндермедиа (прим.: так называет младших коллег медиаслужба) — это новый взгляд на работу медиаслужбы форума. Апгрейд контента», — поделилась Евгения Курьянова, первый координатор детской медиакоманды и координатор группы контента. 

«И, конечно, это история о преемственности. Мы надеемся, что в будущем ребята присоединятся уже в качестве взрослых специалистов, наставников для нового поколения киндермедиа», — отметил Руслан Ситдиков. 

За каждым направлением (фото, видео, радио и т.д.) закреплены координаторы, под началом которых работают как взрослые, так и дети. Здесь разделения нет.

Например, если ребенок поехал в качестве фотографа, его координирует руководитель службы фотографов. Если он поехал в качестве радиоведущего, то с ним работает команда радио. 

«Мы доверяем детям фотографировать открытие на сцене, снимать контент для партнеров, взаимодействовать с участниками. Всегда готовы помочь и подстраховать, но доверяем», — рассказывает Руслан

Ключевое правило — поддерживать инициативу. Взрослая медиакоманда держит баланс между контролем и свободой действий, старается не превращать наставничество в цензуру. Обеспечивает «безопасные рамки» (проверка фактов, этика), но не навязывают шаблоны. Подростки сами выбирают темы, форматы и ракурсы, учатся принимать редакционные решения, полноценно отрабатывают инфоповоды форума.  

Темп форума может быть тяжелым для ребенка. Поэтому у детской медиакоманды есть наставник — человек, который отвечает за комфортное пребывание на форуме. Он занимается вопросами размещения, атмосферы и заботы.

«Важно понимать, что детская медиаслужба — это те же участники форума», — подчеркивает Евгения. — «Им тоже хочется отдыхать, улыбаться, плакать, смеяться, танцевать, веселиться, обниматься, возможно, на что-то жаловаться. Поэтому должен быть человек, который рядом как вожатый, а не коллега». 

Работаем: контент и форматы

Медиаслужба начинает свою работу за пару месяцев до первого заезда. Сначала это организационные моменты: Руслан и Евгения собирают прошедших отбор ребят, рассказывают о предстоящей работе, о правилах. А также, если дети хотят, подключают к созданию анонсирующего контента вместе с SMM-командой. 

Приоритетная площадка — телеграм-канал «Молодая волна. Герои Первых», в котором более четырех тысяч подписчиков, просмотры в среднем полторы тысячи на пост. Форматы сообщений могут включать текстовые посты, фотоподборки, карточки, видео, ссылки на внешние ресурсы и опросы. Для структурирования контента и повышения его видимости используются хештеги.

Примерно за месяц там начинают выходить публикации о предстоящем форуме: о программе, экспертах, образовательных треках, посты с ключевой информацией о событии, анонс мерча, призывы к регистрации на форум, описание образовательных программ, истории успеха прошлых лет. 

Основная работа проходит на форуме. Там уже подключаются все: от дизайнеров до видеографов. Канал фокусируется на обсуждении новостей форума, периодически затрагивая молодежную повестку Южного федерального округа и России в целом: общественную и культурную деятельность, развитие творческого и социального потенциала молодежи, патриотическое воспитание и поддержку инициатив.

У киндермедиа такие же технические задания — наравне со взрослыми они освещают и образовательный блок, и культурный, значимые события форума, важных гостей. Остаются допоздна обсуждать контент-план, обрабатывать фотографии, дорабатывать идеи, получать обратную связь по своим проектам. 

«Если у детей появляются идеи для роликов, постов, просто мемов или клипов, контент любого формата, они всегда могут нам рассказать и показать. В 90% мы забираем для реализации», — рассказывает Руслан. — «Иногда картинка может быть некачественная с технической точки зрения, но и тогда мы публикуем. Просто с пометкой, что это контент, созданный детьми в образовательных целях».

Медиакоманда форума «Молодая волна»
На одной волне: коммуникация с аудиторией 

Детская медиакоманда меняет подход к коммуникации с подписчиками: помогает говорить не о молодежи, а с молодежью, делает форум честнее. Основная аудитория канала — участники форума, подростки от 14 до 17 лет. Весь контент создается именно для них — нужно соответствовать и быть с ребятами на одной волне. 

Так, обычное знакомство с территорией превращается в эстетичные видео из рекомендаций в социальных сетях, сдвиги в расписании прячутся в мемах, а обсуждение правил снимают в формате трендов из социальных сетей.   

Контент ориентирован на быстрое потребление и живое взаимодействие. На это влияет как короткий цикл внимания у аудитории из-за быстрого темпа форума, так и привычка подростков считывать наибольшее количество информации за наименьшее время. 

Ориентирование на молодых людей Южного федерального округа и России в целом добавляет в повестку интеграции с молодежными движениями, другими форумами, локальными брендами. Контент все еще связан с мероприятиями и образовательными треками форума «Молодая волна», но разбавлен розыгрышами, постами о спикерах от партнеров. 

Канал является связующим звеном между онлайн- и офлайн-активностями, образовательными программами и проектами. Формат подачи информации — короткие, емкие посты с анонсами, призывами к действию и визуальными элементами. Тексты написаны простым языком, сохраняется неформальный, но уважительный стиль. 

Цель медиакоманды не просто смешно рассказать о новостях и показать, как проходит форум, контент должен вдохновлять, побуждать к развитию собственного потенциала, поддерживать активную жизненную позицию. Поэтому в постах акцент часто делается на успехах молодежи, возможности самореализации, творческом росте и социальной активности.

Молодая волна: профессионалы 

Подростки, которые приезжают на форум из интереса или любопытства, уезжают с чётким пониманием: медиа — это та сфера, в которой хочется развиваться. Сегодня уже порядка 10 выпускников киндермедиа присоединились ко взрослой команде на постоянной основе. Часть этих ребят учится на факультете журналистики и медиакоммуникациях, другие ведут свои блоги или работают в школьных редакциях. 

Важно не то, сколько именно человек связали жизнь с медиа, а сам факт, что этот опыт дал им возможность увидеть профессию изнутри — без романтизации, но с пониманием её ценности. Возможно, главный результат даже не в выборе специальности, а в том, что они научились мыслить как медийщики: искать истории, работать с информацией и доносить ее до аудитории.

«Каждый год мне нам кажется, что круче уже быть не может», — делится Евгения. — «Но я рада, что мы ошибаемся. Дети становятся все круче и круче. Они уезжают домой, тренируются, работают над собой, постоянно развиваются и приезжают обратно еще большими профессионалами».