Она подтвердила, что компания будет разворачивать деятельность в Екатеринбурге, однако дистрибуция газет и журналов пойдет исключительно через сетевые продуктовые магазины.
Таким образом, в уральском мегаполисе не появится новой уличной киосковой сети по продаже печатной периодики и сопутствующих товаров, как это можно было заключить по сообщениям СМИ, ссылавшихся на источники в администрации города. То ли информацию неправильно истолковали, то ли подали в нужном свете, но СМИ рассказали об услышанном в мэрии так: киоски «Роспечати» может заменить нижегородская компания, она займется распространением прессы и журналов в уральской столице. Да, займется, но по-своему: компания уже нанимает мерчендайзера с автомобилем, чтобы развозить и раскладывать печатную продукцию по магазинам двух федеральных продуктовых сетей.
Это, однако, не решает проблем. Во-первых, тех горожан, которые привыкли и хотели бы и дальше приобретать периодику и сопутствующие товары в уличных киосках, мимоходом. А во-вторых, ежедневных федеральных изданий, чья печатная продукция не будет востребована в продуктовом ретейле. Таким образом, неофициальная информация из мэрии призвана успокоить горожан, которые высказались против ликвидации уличной сети распространения периодики.
На самом деле проблема газетной розницы в Екатеринбурге заключается не в том, что в городе нет или мало крупных дистрибуторов печатной продукции через продуктовые магазины, – они есть, и их станет больше. Патовая ситуация сложилась из-за того, что при выработке муниципальной политики в отношении нестационарных торговых объектов вообще городская администрация недооценила значение газетной киосковой сети для горожан, а следовательно, не озаботилась тем, как ее сохранить с учетом экономических реалий: прибыльность реализации газет и журналов уступает торговле другими товарными группами и уличному фаст-фуду. Будь оценки точны или было бы желание не создавать горожанам дополнительных неудобств на ровном месте, можно было, например, предусмотреть иную, чем для прочих товарных групп, стоимость участия в аукционах на места со специализацией «Печатная продукция».
Но случилось то, что случилось. Кстати, ровно то же, что с уничтожением старых остановочных комплексов. Сначала их снесли вместе с навесами, оставили пассажиров без защиты от дождя и жары, потом выяснили, что нет денег на благоустройство раскуроченных площадок. Начали там, где возможно, пытаться сохранять навесы, там, где такой возможности нет – искать и устанавливать старые. И лишь затем дошло до конкурсов на поставку новых. Буквально недавно – в середине августа – мэрия сообщила, что провела еще одну закупку: «Навесы будут установлены до конца года».
Между тем в стране есть примеры иной политики муниципалитетов в отношении уличной торговли прессой. Как водится, впереди тут Москва, где разработали и запустили новый формат медиапавильонов. Но и не в столичных Туле, Липецке, Калининграде, Архангельске и других городах иначе поступают с газетной розницей.
Источник: Российская газета