Рекламу на бортах машин хотят взять под надзор

Реклама на машине или прицепе недорога и удобна. Но жителей разных городов, в том числе и Петербурга, бесит транспорт, специально оборудованный под эти нужды и припаркованный под окнами. Петербургский депутат Дмитрий Панов уже обратился в региональный комитет по печати и намерен выходить с федеральной инициативой о более жестком регулировании этой сферы: от контроля рекламных договоров до полного запрета рекламы на прицепах. В Госдуме считают, что нужен баланс.

Не по назначению
Прицеп — это транспортное средство. Но часто его используют исключительно для размещения рекламы. На это и обратил внимание петербургский парламентарий. Он обратился в городской комитет по печати, который регулирует выдачу разрешений на классических конструкциях, но не на машинах с прицепами. И написал, что такой вид рекламы пользуется большой популярностью, поскольку при относительно низкой стоимости включает высокий охват, мобильность размещения, динамичность и возможность продвижения бренда в разных точках города:

«При этом автоприцепы с рекламой, припаркованные в людных местах, загораживают вид на исторические здания и памятники, нарушают визуальный облик города и создают ощущение захламленности. Кроме этого, размещение рекламы на автоприцепах зачастую не регулируется должным образом. Это приводит к тому, что билборды устанавливаются на территориях зеленых насаждений общего пользования, во дворах многоквартирных домов, нарушая правила благоустройства, создавая помехи для движения транспорта и пешеходов, а также занимают бесплатные парковочные места».
Формально реклама на бортах авто и прицепов законна по договору с собственником. Но статья 20 закона «О рекламе» запрещает использование ТС исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе их переоборудование для распространения рекламы. То есть если человек использует машину и прицеп, перемещаясь по городу и путешествуя, то может наклеить на нее любой логотип, и это будет законно. А если человек или организация купили десяток старых «Газелей» и, обклеив их рекламой, заставили ими дворы и парковки, то это уже незаконно.

«Так как грань призрачна, первой идеей было выйти с инициативой закона о полном запрете такой рекламы в принципе. Но боюсь, что это затронет большой рынок эффективного продвижения товаров и услуг. Как вариант, полагаю, можно обязать регистрировать такие рекламные договоры и маркировать по принципу рекламы в интернете. Так, если машина или прицеп будут использовать только как рекламный объект, можно будет по коду отследить заказчика и привлечь к ответственности. Мы обсуждаем с юристами и готовим такую инициативу в закон о рекламе», — пояснил Дмитрий Панов.

Не первая попытка
Тему с надоедливыми рекламными конструкциями на прицепах уже поднимали на уровень Госдумы. Осенью 2024 года в парламент обратились общественники из организации «Федеральный проект по безопасности и борьбе с коррупцией». Они предлагали проработать систему запретов, за нарушение которых владельцы прицепов и рекламных агентств будут платить штрафы до 10 миллионов рублей. Но их предложение в работу не пошло.

До этого, в 2022 году, антимонопольная служба разъяснила, что считать используемым в качестве рекламной конструкции можно транспортное средство с размещенными на нем билбордом, светодиодным экраном или иным рекламным носителем, если оно длительное время стоит на одном месте без передвижения.

А если запретить совсем
В Госдуме осторожно относятся к идее полного запрета. Депутат Ярослав Нилов не видит ничего плохого в цивилизованной рекламе на бортах машин:

«Даже мы, представители разных политических партий, когда не было возможности разместить баннеры, например, во время избирательной кампании, использовали этот механизм. Я заказал «газель» и использовал ее как передвижной рекламный щит. Либо мы делали прицепы к легковым автомобилям, которые обтягивали специальным брезентом с нанесенной агитацией. Но все это было оформлено по закону. Поэтому я не могу сказать, что категорически против того, чтобы такая реклама была. Что раздражает меня и как пешехода, и как автолюбителя, это когда прицеп с рекламой ставят на городскую бесплатную парковку или где-то в неположенном месте, и он там стоит. Он просто мешает и занимает чье-то парковочное место».
Член Общественной палаты России Александр Холодов полагает, что запрет будет трудно проконтролировать:

«У ГИБДД нет таких полномочий. Какой-нибудь городской комитет? Как собственник транспортного средства я им даже документы не покажу. Поэтому я не очень за то, чтобы принимать законы, которые потом невозможно исполнить. А с брошенными автомобилями и прицепами с рекламой надо бороться как с автохламом. На это у нас законы есть».


Источник: Парламентская Газета