Анализу накопленного в уходящем году опыта и наметкам на будущее посвящен только что увидевший свет декабрьский номер ЖУРНАЛИСТА.
Открывает номер колонка главного редактора. «Этот год показал: аудитория возвращается к тем, кому доверяет, — пишет Любовь Петрова. — Устав от фейков, манипуляций и бесконечного инфошума, читатели ищут тех, кто говорит честно и проверяет каждый факт». Отсюда — первый вывод: достоверность и смысл важнее скорости, а человечность и эмпатия не алгоритмизируются.
Своей оценкой итогов года с ЖУРНАЛИСТОМ поделились медиаэксперты и капитаны отечественной печатной индустрии. «2025 год – это не только год тотального внедрения технологий, но и год зарождающегося кризиса», — считает, в частности, генеральный директор ИД «Аргументы и факты» Руслан Новиков. Впрочем, он, как и другие наши собеседники, не теряет оптимизма: «Мы проходили не один кризис. Справимся и с этим». В нашем традиционном новогоднем опросе также приняли участие главный редактор «МК» Павел Гусев, руководитель Агентства по печати и СМИ Башкорстана Максим Ульчев, декан факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Елена Вартанова и другие. О приоритетах и проектах российской печатой индустрии говорил президент СППИ ГИПП Алексей Иванов.
О том, как используют искусственный интеллект крупнейшие российские печатные издания (а там есть своя специфика), рассказывает журналист из «Российской газеты» Александр Гавриленко. Екатерина Синякова выделяет пять принципов, которые следует соблюдать для того, чтобы ваша новостная повестка отвечала запросам аудитории («Где инфоповод?»).
Как обычно, практики мыкаются в поисках истины, а теоретики с холодным любопытством за этим наблюдают, чтобы потом эту истину измученным практикам преподнести («Медиасреда — это маленькая медиапятница»).
Ленину и не снилось: газета — не агитатор, пропагандист и коллективный организатор, как он завещал, а носитель видеоинформации. Речь в данном случае идет о «Новоторжском вестнике» из Тверской области, но справедливо и в отношении множества других районных газет (см. рубрику РЫНОК). Там же о прошлом и настоящем старейшего издания Южного Урала — газете «Златоустовский рабочий» — рассказывает ее главред Анатолий Мармышев.
В рубрике ПРОФЕССИЯ знакомим вас с легендарным орловским фотографом Леонидом Тучниным («Фокус фотографа: показать то, чего нет») и представителем другого поколения журналистов, «творцом уральских новостей» Иннокентием Шереметом («Эпоха цифрового средневековья»).
Оказывается, наряду с нашей, давно привычной, существует и другая медийная реальность — творческое пространство фанзинов и зинов, малотиражных неофициальных и некоммерческих изданий, территория авторской свободы. О них рассказывает Лариса Шамикова («Ты вспомнишь, Зин?»).
Наконец, под Новый год — немного потустороннего: о том, как автор «Комсомольской правды» попыталась раскрыть секрет гадания на кофейной гуще и почему из этого ничего не вышло.