«Почта России» взяла на себя НДС-риски издателей

В Торгово-промышленной палате РФ состоялось рабочее совещание, организованное Комитетом по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций по инициативе Союза предприятий печатной индустрии (СППИ ГИПП). Встреча, ставшая итогом годовой системной работы в формате постоянно действующих рабочих групп, была посвящена обсуждению последствий грядущих изменений в налоговом законодательстве для рынка подписки на печатные СМИ. По ее итогам достигнута принципиальная договоренность, позволяющая избежать роста затрат для издателей и сохранить стабильность цен для читателей.

Согласно изменениям ФЗ №425 от 28.11.2025, с 1 января 2026 года порог дохода для освобождения от НДС на упрощенной системе налогообложения (УСН) снижается с 60 млн до 20 млн рублей в год. Поэтому издательства на УСН, чей доход за 2025 год превысит этот лимит, с 1 января 2026 года обязаны исчислять и платить НДС.

Базовая ставка НДС в России с 2026 года увеличивается с 20% до 22%. При этом для социально значимых товаров, включая периодические печатные издания, книги образовательной, научной и культурной направленности, сохраняется льготная ставка в размере 10%. Для тех, кто впервые становится плательщиком НДС в связи с превышением лимита, могут применяться специальные пониженные ставки без права на налоговые вычеты: 5% — при годовой выручке от 20 до 272,5 млн рублей, 7% — при выручке свыше 272,5 млн рублей.

Утрата освобождения от НДС создала правовую коллизию для действующих долгосрочных договоров на распространение печатной продукции, заключенных издательствами с АО «Почта России» до изменения их налогового статуса. В связи с этим центральной темой рабочего совещания стал поиск правового и договорного механизма, позволяющего исполнить новые фискальные обязательства, не нарушая условий текущих контрактов и не перекладывая дополнительную финансовую нагрузку на конечных потребителей — подписчиков.

В обсуждении участники обратились к прецеденту 2021 года, когда Конституционный Суд РФ рассматривал спор между ВТБ и поставщиком программного обеспечения «Ситроникс АЙ ТИ». Тогда суд, столкнувшись с аналогичной ситуацией введения НДС в период действия долгосрочного контракта, указал на пробел в законодательстве и сформировал временный принцип распределения нового налогового бремени пополам (50/50) между поставщиком и покупателем. Однако это правило применялось в специфических условиях, когда покупатель (банк) не мог принять НДС к вычету, что делало дополнительные расходы для него безвозвратными — в случае с издателями и «Почтой России» ситуация принципиально иная.

В ходе продуктивного диалога «Почта России» заявила о готовности взять на себя риски, связанные с изменением налогового статуса партнеров-издателей. Это решение, имеющее ключевое значение для всей отрасли, означает, что «Почта России» как покупатель, являясь плательщиком НДС на общей системе, компенсирует издателям полную сумму налога, подлежащего уплате в бюджет с 2026 года. Таким образом, чистая выручка издателей от договоров подписки останется неизменной.

«“Почта России” все эти налоговые риски взяла на себя (вне зависимости от вида договора с издателем), — подчеркнула Мария Огай, руководитель Дирекции по развитию бизнеса «подписка» АО «Почта России». — То есть в данной ситуации “Почта России” как плательщик НДС возьмет эту сумму в зачет. У нас этим проблем нет».

«Это отличный итог нашей длительной и конструктивной коммуникации с “Почтой России”. Достигнутая договоренность снимает основную тревогу издательского сообщества и позволяет нам сосредоточиться на развитии, а не на судебных спорах. Мы благодарны “Почте России» за ответственный и партнерский подход», — отметила Татьяна Иванова, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций деятельности, главный редактор газет «Экономика и жизнь» и «ЭЖ-Юрист», член Правления СППИ ГИПП.

В контексте грядущих изменений налогообложения особое внимание было уделено необходимости ответственного подхода к контролю за исполнением и актуальностью условий действующих соглашений. Издателям, меняющим налоговый статус, рекомендовано своевременно информировать об этом «Почту России».

Участники совещания единогласно отметили, что найденные решения не только снимают конкретную проблему, но и укрепляют стратегическое партнерство между издательским сообществом и оператором распространения прессы в России, что в конечном счете служит интересам читателей и сохранению доступности печатных СМИ.


Источник: СППИ ГИПП