Иван Еремин: «Проектов такого уровня, как «Ведомости», у меня еще не было»

Как известно, новым владельцем АО «Бизнес Ньюс Медиа», которое является издателем «Ведомостей», стала компания «Саппорт» в лице ее учредителя — основателя сайта «ФедералПресс» Ивана Еремина. ЖУРНАЛИСТ попросил Ивана прокомментировать эту сделку и рассказать о планах по реформированию издания.

 

— Не страшно ли заходить в такой бренд, как «Ведомости»? Насколько трудно далось вам это решение?

— Страшно интересно. Конечно, для меня это серьезный вызов, и ответственность, которую я на себя взял, я вполне сознаю. Скажу честно — никаких сложностей с решением не было, мне сразу стало интересно. Проектов такого уровня, такого масштаба, как «Ведомости», у меня еще не было. Это не просто ведущее деловое издание, это — некогда флагман деловой журналистики с 20-летней историей.

Как издатель я вижу огромный потенциал для развития газеты, расширения ее аудитории, вижу механизмы не только для выхода из кризиса, в котором «Ведомости» находились в последнее время, но и для серьезного коммерческого успеха. Как говорил Уорен Баффет: лучшая стратегия — это покупать хорошие компании на операционном столе. Вот это ровно тот случай.

 

— Считаете ли вы «Ведомости» пострадавшими от закона об ограничении иностранного участия в СМИ? Именно с принятием этого закона началось их «хождение по рукам».

— «Хождение по рукам» — определение не вполне корректное: пока газета меняла собственника лишь дважды, и, надеюсь, что третьего раза не будет.

Если же говорить о коммерческой и содержательной сторонах вопроса — то здесь нет разницы, иностранный собственник или российский. Дело в стратегии развития, в качестве управления, которые начали меняться не в лучшую сторону задолго до введения ограничений.

 

— Бизнес-газета, на ваш взгляд, должна быть над политической схваткой? Или это невозможно в сегодняшней ситуации в России?

— Я убежден, что бизнес-газета должна быть в первую очередь бизнес-газетой, политическая схватка — что бы мы ни подразумевали под этим словосочетанием — это не «над» и не «под», это — где-то в параллельной реальности.

Задача качественного делового СМИ — предлагать читателям ориентиры: где заработать, как эффективно потратить, как эффективно планировать свой бизнес, какие решения власти, события в стране и в мире могут завтра на него повлиять.

,

я намерен быть хранителем «Догмы», а она исключает возможность участия в каких-либо схватках

,

Невозможно быть внутри схватки, занимать политическую позицию, играть «за красных» или «за белых». Для этого есть собственно политические издания. Журналист не должен выступать с оценками, он должен излагать факты. Если речь о корпоративном конфликте, слово должно быть предоставлено обеим его сторонам. 

Все это, к слову, прописано в «Догме» «Ведомостей», вокруг которой было сломано столько копий. Это прекрасный документ, и не надо от него отступать. Я уже говорил и повторюсь: я намерен быть хранителем «Догмы», а она исключает возможность участия в каких-либо схватках. 

 

— Конфликт редакции и дирекции — традиционный для СМИ. Как вы с позиции бизнес-менеджера планируете его решать?

— Пока я планирую дать редактору и редакции шанс этот конфликт пережить и как-то уладить, попробовать найти общий язык. 

 

— Почему было принято решение утвердить Андрея Шмарова главредом, несмотря на протесты редакционного коллектива? Это же не единственный редактор на рынке, к тому же у редакции были альтернативные кандидатуры.

— В сложившихся обстоятельствах я не мог себе позволить «подвесить» ситуацию с главным редактором. Человек, управляющий редакционными процессами, должен быть наделен всеми полномочиями. Статуса исполняющего обязанности для этого, как показал опыт последних трех месяцев, увы, недостаточно. А утверждать вердикт некомпетентности, который Андрею Шмарову вынесли отдельные сотрудники редакции, я не посчитал корректным.

Со Шмаровым я лично познакомился только в период завершения сделки и посчитал, что он заслуживает шанса проявить себя в роли главного редактора.

Редакция действительно выдвигала своего кандидата — Анфису Воронину. К слову, Анфиса была одним из первых сотрудников редакции, с кем я познакомился. Я предложил ей войти в состав Совета директоров АО «БНМ», чтоб представлять интересы редакционного коллектива при голосовании за кандидатуру главного редактора. Однако она отказалась, поскольку, видимо, хотела сама занять пост главного редактор издания. В результате Совет директоров рассмотрел ее кандидатуру и отклонил — четверо из шести членов совета проголосовали против. Лично я был в их числе, поскольку госпожа Воронина возглавляет важнейшее направление партнерских проектов. Я не видел эффективной замены для нее и посчитал неправильным оголять это направление.

,

если главный редактор принимает решения по конкретным материалам, качество и уровень которых не соответствуют, на его взгляд, уровню и стандартам издания — он в своем праве

,

Таким образом, у нас оставалась только кандидатура Андрея Шмарова. Голоса членов совета разделились поровну, и я воспользовался правом решающего голоса. Сейчас он наделен полномочиями на год. Это — достаточное время, чтобы показать себя в качестве главного редактора авторитетного делового издания и найти общий язык с редакцией.

 

— Как планируется сохранить уникальный журналистский коллектив «Ведомостей» в условиях, когда многие расценивают продажу издания как недружественный захват с последующей цензурой?

— Управление коллективом газеты — это задача главного редактора. Свое мнение выскажу разве что как читатель и собственник издания. Мне, конечно, хотелось бы, чтобы профессиональный уровень сотрудников редакции соответствовал высоким стандартам «Ведомостей».

Что касается цензуры — моя позиция неизменна: никакой цензуры в издании быть не может. Я за этим буду также пристально следить. С другой стороны, если главный редактор принимает решения по конкретным материалам, качество и уровень которых не соответствуют, на его взгляд, уровню и стандартам издания — он в своем праве. 

Я вполне отчетливо понимаю, что в любом коллективе, когда меняется руководство, кто-то с ним не срабатывается, уходит — это нормально. Многие издания такие перипетии переживали, и не раз — и продолжают вполне успешно развиваться. Путь развития и процветания ждет и нас.

 

— Какие шаги, чисто менеджерские, необходимо сейчас предпринять, чтобы бренд «Ведомости» снова набрал вес.

— Да, сам бренд «Ведомостей» несколько потерял в весе. Слухи о возможном банкротстве, редакционный конфликт — все это нанесло газете некоторый урон. Однако, по итогам общения с представителями ключевой аудитории газеты — руководителями и собственниками российских компаний, мне стало понятно: «Ведомости» уже несколько лет отклонялись от своего изначального формата — авторитетного делового издания с взвешенной подачей материала и интересными и топовыми ньюсмейкерми. Это привело к потере части очень важной, ядерной аудитории. Мы сделаем все, чтобы вернуть эту аудиторию и развивать «Ведомости» как ведущее авторитетное деловое издание страны.

Как я уже говорил, главное — это стратегия и качество управления. Над стратегией мы работаем. Могу сказать уже сейчас, что одно из направлений — это развития мультиплатформенности в издательстве, поиск новых форм маркетинговых коммуникаций между читателем и рекламодателем, расширение читательской аудитории и рекламодателей за счет пространственного развития издания, создание продукта, привлекательного не только для столичных деловых кругов, но и для региональных предпринимателей. Это расширение и аудитории, и круга рекламодателей. Думаю, к началу нового делового сезона мы вынесем стратегию целиком для рассмотрения на очередном заседании совета директоров.

Если все же говорить о творчестве, то первоочередная задача в этом смысле — наладить обратную связь с аудиторией, создать механизм, который позволит газете лучше понимать своего читателя — не только умозрительно, не только по социологическому портрету или по статистике кликов, но и в прямом диалоге. И над таким механизмом мы тоже работаем.

 

— Сказался ли кризис в редакции на количестве платных подписчиков и рекламодателей?

— Если мы говорим о пандемии и карантине — то, пожалуй, на общей ситуации в «Ведомостях» это сказалось в минимальной степени. Оттока подписчиков практически нет, хотя мы, как и другие ведущие газеты страны, приостанавливали печатный выпуск газеты, и подписчики, и рекламодатели отнеслись к ситуации с пониманием. С 23 июня «Ведомости» снова выходят не только в электронном виде, но и в бумаге. Так что этот период мы, считайте, благополучно прошли.

Иное дело — общая экономическая ситуация, которая, в том числе, стала одним из факторов, повлиявших на решение предыдущего собственника продать издание. Она, конечно, сказывается, не только на нас — на всех СМИ. Рекламные бюджеты многих компаний сокращаются, в том числе в части затрат на покупку площадей в деловых изданиях. О задачах, возникающих в связи с этим, я уже говорил — будем работать над привлечением новых рекламодателей, созданием новых, привлекательных рекламных форматов, прорабатывать механизмы общения с читателями и рекламодателями. Все это будет отражено в стратегии.

 

— Что вы думаете об издательском рынке? Почему издателям не удалось и не удается сформировать серьезное лобби для прессы. Ведь пресса вроде бы — четвертая власть…

— Рынок разрознен. Сильных, независимых игроков, которые могли бы создать какое-то лобби, выступить единым фронтом не так много и, вероятно, для них вопросы конкуренции пока важнее общих интересов. Игроки же более мелкие в принципе не склонны к конфликтам, к каким-то публичным действиям, они хотели бы «договариваться по-хорошему». Если не получается — они либо адаптируются к ситуации, либо уходят из бизнеса. Медиабизнес на самом деле достаточно адаптивен, он научился приспосабливаться к ограничениям.

 

— Быть владельцем медиа сегодня не очень просто. Но вы наращиваете медийные ресурсы… Есть ли еще какие-то планы по захвату медийного мира. Или «Ведомости» —последняя жирная точка на этом пути?

— Я пока не ставлю точек, но и планов что-либо захватывать у меня нет. Если серьезно, «Ведомости» — сами по себе не точка, а многоточие. Это прекрасная база, на ней и вокруг нее может жить и развиваться много интересных проектов. Но пока речь о том, чтобы привести в порядок дела в самой газете и решить первоочередные вопросы, связанные с ее развитием.

,

Фото: из личного архива Ивана Еремина