«Сегодня о «культурке», завтра — об убийстве»

,

Как найти общий язык с оператором или героем? Почему видеосюжет стоит начинать с крика чаек? И куда податься с красным дипломом журфака? О своем профессиональном пути и тв-лайфхаках рассказал недавний выпускник СПбГУ Эдмунд Желбунов, корреспондент петербургского бюро НТВ.

 

Первым делом — подготовка

В наших ограниченных рамках нет такой роскоши — времени на раздумья, поэтому есть стандартный алгоритм, который помогает работать оперативно и качественно.

 

,

,

Подготовка и опыт

На месте съемок не будет времени, чтобы изучать тему, поэтому хорошо проработайте ее заранее.

К примеру, недавно меня отправили на съемки материала памяти Жореса Алферова. Но так как я молодой и неопытный, мне неизвестны все достижения этого великого ученого. И передо мной стояла колоссальная задача — и не переврать, и сделать так, чтобы материал оценили люди, которые гораздо старше меня. Вот в этом случае без подготовки я бы не справился.

А что касается прямого включения — сколько бы вы ни готовились к нему, тут поможет только наработанный опыт и уверенность в своих силах. Страх перед объективом уйдет со временем, и вы будете с легкостью зачитывать стендап с первого раза.

 

,

,

Математика

Нужно все систематизировать. Репортаж — это математическая модель. Нужно собрать информацию, понять ее, подать под правильным углом. К примеру, обрушился корпус ИТМО. В первую очередь, конечно, нужно показывать результаты обрушения, ведь зритель любит визуалку. Две, три секунды в начале сюжета могут быть этому посвящены. Нужно ввести в курс дела, погрузить в атмосферу, а потом уже рассказывать. Этим видеосюжет и отличается от статьи в газете — он может передать картинку.

 

Текст без картинки — газета

Чтобы сюжет заиграл, нужна правильная визуальная составляющая и бантики.

Картинку нужно обыгрывать. К примеру, проходят учения, и на улице ажиотаж. Газетный журналист напишет, что тут собиралось много людей, гудят сирены и кричат рации. А тележурналист в свою очередь даст общий план толпы, крупно снимет мигалку, добавит сирену на фон. И за три секунды введет зрителя в курс дела. Сначала нужно завлечь, поэтому советую начинать свои сюжеты с таких «заманух» и не использовать глаголы прошедшего времени, чтобы создавать ощущение присутствия.

В недавнем материале про Гатчинскую свалку задать атмосферу я смог мусоркой и наложенным на фон криком чаек. Чтобы передать масштаб местной трагедии, я снял квадрокоптером ролик разной крупности на семь секунд. А речь спикеров иллюстрировали тем, о чем они говорили. О детях и внуках — на экране мальчик в снегу, про речку — ищем ее, хоть она и на другом краю деревни, ведь текст без картинки — это уже газета.

Или, например, свой пост покидал вице-губернатор из команды Полтавченко, и нам нужно было добиться от него невозможного — оперативных комментариев. Первым делом отсматриваем досье, а по ходу составления сюжета — придумываем визуалку. Первое, что приходит в голову, когда слышишь «Игорь Албин», это стадионы. Там я и записал свой стендап.

 

С новостями одни проблемы

Еще один проблемный сюжет заставил нас помучаться. Прилетели мы на место на вертолетах. Там был спикер, который отвечал на вопросы всех остальных, а мы хотели отдельную экскурсию от него. Было бы идеально, если бы мы не тратили 30 секунд, рассказывая о принципе работы слухача, а сразу попросили героя это сделать.

Но мы постоянно сталкивались с проблемами, от этого никуда не убежать. Синхрон от пилота был вообще статичный, в итоге мы взяли картинку, которую всем разослали сами военные.

Единственное, что мы там смогли — это рассказать о железяке. 

А вот тут мы вышли из ситуации красиво. На бастионе проводится реставрация, а что там происходит — непонятно, но материал сделать нужно. Нас обещали впустить, с условием, что снимаем мы все только с одной точки, а это, на секундочку, территория в десять квадратных метров. У нас есть два спикера — один пенсионер, который не блещет здоровьем, а второй и вовсе не особо заинтересован в беседе.

Под рукой не было никаких динамичных картинок, и мы решили снять проходку, пока нас вели на место. То есть даже из банального захода на съемку всегда можно что-то выцепить. Съемочной команде не так уж и сложно, а зрителю кажется, что они прямо сейчас находятся на месте раскопок.

 

Подручныый!

Наш главный редактор говорит, что корреспонденты должны использовать дополнительные средства съемки и сбора сюжета.

Один из главных интерактивных элементов — это графика.

Когда я ехал делать сюжет про свалку, то узнал, что эта площадь в 73 гектара была продана за 210 тысяч рублей. Цифра несоизмерима с землями и, чтобы продемонстрировать абсурдность ситуации, я использовал графику. С помощью нее быстро рассказал, что один квадратный метр там стоит 27 копеек. Но все- таки не нужно злоупотреблять, ее должно быть в меру.

Помимо графики и техники, нельзя забывать про вашего главного друга — оператора.

,

Почему и как нужно дружить с оператором?

1.   Кроме вас, корреспондента, до камеры никто не донесет идеи. Ему нужно прямым текстом говорить, что бы вы хотели видеть в кадре.

2.   Взаимодействуйте с ним. Чтобы он косо на вас не смотрел, пока вы записываете десятый дубль, пообщайтесь как нормальные люди.

3.    Не перекладывайте свои обязанности на него — у всех своя работа. Вообще, людей нужно заставлять трудиться. Всем лишь бы обратно в штаб в теннис поиграть или на диване посидеть

,

А как быть с героем?

1.   Статичный синхрон никому не интересен. Можно идти по коридору и задавать вопросы. Так появится динамика и пространство. Чтобы зацепить зрителя, нужно придумывать интересные подходы к людям.

2.   Чтобы герой вышел на контакт, не задавайте вопросы в лоб. Сначала поговорите на общие темы.

3.   С чиновниками сложнее. Они всегда улыбаются и говорят, что у них все замечательно. А сюжет у вас проблемный и вам нужен правдивый комментарий. Поэтому сначала поговорите на отстраненные темы, чтобы его разговорить, затем — задаете конкретный вопрос.

4.   С простыми героями нет заморочек. В основном, они сами заинтересованы в том, чтобы их проблему осветили.

,

 

Не уверены — не говорите

Если вы освещаете какую-то скользкую проблему, нужно быть осторожнее. Корреспонденты — люди публичные, их легко найти не только в социальных сетях, но и в жизни.

Материал обычно должен быть сделан так, чтобы к нему не подкопались. А то за чиновником вдруг может оказаться целый юридический отдел, но вам помогут ключевые слова. Чтобы даже самый дотошный специалист не смог вас подловить, добавляйте «якобы» и «по словам очевидцев» в тексты.

Но в любой ситуации у вас должны быть на руках документы, которые подтвердят сказанное. Никаких голословных утверждений быть не может.

 

Молодой практикант — бремя

Когда люди заканчивают журфак, считают, что их возьмут куда угодно с распростертыми объятиями. Даже если за вашими плечами богатейший теоретический опыт, в вас не заинтересуются на «Первом канале» с первого раза. На федеральный уровень никого просто так не берут, сначала нужно штурмовать региональные СМИ — «Вести» Петербург, «78», канал «Санкт-Петербург».

И с первого дня работы не нужно волноваться. Редактор в штабе распределяет нагрузку, видит ваши сильные и слабые стороны. Но все же журналист должен быть готов к любым темам, ведь сначала вас могут отправить снимать о «культурке», а потом — про убийство криминального авторитета.

,

Фото: Pixabay.com; ok.ru