,
Comprova был создан при поддержке международного некоммерческого партнерства First Draft, которое объединяет журналистов, ученых и специалистов в области ИТ для борьбы с дезинформацией по всему миру. First Draft был основан несколькими годами ранее, еще в 2015-м, девятью партнерами, в число которых входили Google News Initiative и Storyful, а в 2017-м присоединился к центру Шоренстейн по изучению медиа, политики и общественного мнения при университете Гарвард.
Основное внимание First Draft уделяет проверке информации в ходе выборов, пилотные проекты уже были осуществлены во Франции, США, Германии, Великобритании, Нигерии и Бразилии, а в 2019 проверки пройдут еще в семи странах.
Собирать информацию о фейках Comprova решил через WhatsApp. Это связано с тем, что бразильские интернет-пользователи — а это 66 % от 211-миллионного населения страны — все чаще выбирают мессенджер и как средство общения друг с другом, и как информационную площадку. По данным Reuters Institute при Оксфорде, за последние два года число тех, кто узнает новости в Facebook, снизилось с 69 % до 52 %, а аналогичные показатели WhatsApp выросли на 2 % до 48 %.
В качестве основного рабочего инструмента Comprova выбрал бизнес-аккаунт WhatsApp. На выделенный для этих целей номер пользователи присылали вопросы, связанные с ходом предвыборной кампании и голосования на выборах в октябре 2018 года, когда избирались президент, члены Национального конгресса, губернаторы и законодательные органы штатов. Основными преимуществами бизнес-аккаунта являются сниппеты, легко доступные данные о вовлеченности пользователей и возможность интегрировать сторонние приложения, которая оказалось очень полезной для Comprova.
Проект подключил сервис Zendesk, который помогает систематизировать и обрабатывать на компьютере обращения клиентов, поступающие по почте, телефону или в мессенджерах. Клиентами Zendesk, например, часто становятся авиакомпании, которые таким образом взаимодействуют с пассажирами и разбирают их претензии.
За все время работы до и после октябрьских выборов (всего 12 недель) Comprova получила 70 тысяч обращений — до 3 тысяч в день: это абсолютный рекорд для Zendesk.
Мониторингом поступающих в Comprova вопросов поначалу занимались 4 сотрудника, но накануне выборов их число увеличилось до 10. Их работа заключалась в чтении запросов и их пересылке редакторам, которые принимали решение о проведении расследования. Затем сотрудник обязательно отвечал автору вопроса коротким сообщением или ссылкой на материал, написанный по результатам проверки. Изначально команда предполагала, что, в среднем, время ожидания ответа от редакции составит 24 часа, но в реальности оказалось чуть дольше (около 36 часов) из-за того, что вопросов было очень много.
,
,
В дни, предшествовавшие первому туру выборов 7 октября 2018, бразильские избиратели были в первую очередь обеспокоены честностью результатов голосования. Еще во время работы избирательных участков в соцсетях начали распространяться фотографии бюллетеней, где якобы был досрочно обозначен победитель. В первую очередь, Comprova проверила достоверность этих фото — они оказались подлинными. Однако «победитель» вышел на первое место только в одном регионе, а не по всей стране. С помощью Zendesk был создан шаблон ответа-опровержения, который одним кликом отсылался каждому, кто задавал аналогичный вопрос: всего 900 раз.
За время работы проекта журналисты выявили 149 случаев дезинформации. Это было весьма непросто, учитывая, что они совмещали деятельность в Comprova со своей основной работой, уделяя проверке фейков время рано утром или поздно вечером. Самым трудным было выявление критической точки вирусной активности фейка (команда вычисляла ее с помощью различных инструментов для оценки того, вышел ли уже слух из онлайн-сообщества, в котором он зародился, перешел ли на новые платформы и с какой скоростью двигался). Если начать писать о фейке слишком рано, вы только подогреете внимание аудитории. Если слишком поздно — распространение дезинформации уже будет не остановить.
Под материалом обязательно должны были подписаться как минимум три партнера, поставив свои лого внизу страницы. Это означало, что они проверили все доказательства и выводы и гарантируют их точность. Помимо того, что результаты проверки публиковались на сайте Comprova, редакции могли использовать материалы для написания собственных заметок. В среднем, Comprova собирала до 1 млн просмотров в день, тогда как сайт одного из партнеров — до 7 млн. Это способствовало более массовому распространению опровержений.
,
,
По мнению участников расследований, в Бразилии и в других странах, секрет успеха проектов First Draft заключается в долгосрочном сотрудничестве между редакциями. Таким образом компетенции ньюсрумов по работе с дезинформацией существенно расширяются, редакционные стандарты развиваются, а доверие между сотрудниками различных СМИ крепнет. Ни у кого нет сомнений в том, что журналистика в век дезинформации становится все более сложной задачей, однако энтузиазм самих журналистов и новые технологии позволяют двигать профессию вперед.
,