Секретный проект Фейсбука: соцсеть LOL для тинейджеров

,

«Техкранч» разузнал, что Facebook уже несколько месяцев секретно тестирует на 100 старшеклассниках новую социальную сеть LOL с упором на смешные гифки и видеомемы. Старшеклассники-тестировщики подписали соглашение о неразглашении, но некоторые детали известны. Это такое суррогатное медиа, сочетающее черты агрегатора и социальной сети, в котором лента выдачи наполняется отборными мемами, взятыми из самых популярных страниц мемов Facebook. Рубрики: «Для тебя», «Животные», «Провалы», «Розыгрыши». Обозреватели шутят, что Цукерберг начал год назад реформу Facebook, чтобы сделать общение «более осмысленным» (more meaningful), а платформа LOL делает ставку на бессмысленные приколы (meaningless fun).

Известно также, что новая платформа должна компенсировать неуспех Facebook Watch — видеоприложения, которое призвано было собирать видеоконтент пользователей и конкурировать с YouTube. Но Watch так и не полетел. Теперь Facebook заходит с другой стороны — не со стороны формата (видео), а со стороны пользователя (тинейджеры).

Это уже не первая попытка Facebook заманить детей и подростков. Он пытался внедрить приложения-клоны Snapchat — Poke и Slingshot, запускал отдельную платформу Lifestage, музыкальное и видео-приложение Lasso, надеялся привлечь молодежь видеоформатом в Watch. Причины усердия понятны: Facebook опасается, что социальная сеть привязана к определенному поколению, а значит, что его аудитория стареет. В свою очередь, это приводит к простому выводу: время такого медиа отмерено сроком дожития базовой аудитории. Срок пока еще большой, но принципиально конечный.

Если уже самые могущественные медиаплатформы беспокоятся о привлечении детей и подростков, то что уж говорить о традиционных медиа, для который привязка к поколению становится критическим фактором выживания. Медиаплатформы, основанные на традиционной журналистике, устаревают вместе со своей аудиторией. Молодежь почти не интересуется новостями, а если и интересуется, то получает их в социальных сетях, а не в СМИ. Аудитория газет, журналов, радио и телевидения стремительно стареет и сокращается.

,

Если миллениалы еще как-то воспринимают новости, то дети вообще выпадают из традиционных медиаформатов

,

На западных медиарынках неоднократно предпринимались попытки захватить молодежную аудиторию новыми подходами к журналистике. Однако 2018 год оказался провальным для многих из этих попыток. Успешные медиапроекты не удалось построить даже для миллениалов (20-30 лет), не говоря уж о подростках. Vice Media, BuzzFeed, Mashable, стартовав в середине 2000 с очень хорошим аудиторными показателями и большими инвестициями, к 2018 сдулись.

Последняя из громких заявок, медиапроект Mic, наделавший шума своими попытками привлечь молодежь в том числе с помощью видео, начал сокращать штаты и прошлой осенью был срочно продан хоть за какие-то деньги.

Причины, по которым традиционной или даже модернизированной журналистике не удается привлечь молодежь, те же, что и у взрослых СМИ. Аудитория уходит в социальные сети, где получает новости прямо в ленте, не переходя на сайт СМИ. Дуополия Google-Facebook забирает 70 % цифровой рекламы. Сказалась и платформенная зависимость медиапроектов от распространения через соцсети. Стоило Facebook чуть-чуть подкрутить алгоритм и сократить присутствие издателей в ленте, как аудиторные показатели всех СМИ, включая некогда модные СМИ для миллениалов, рухнули.

Наконец, главная причина — изменение форматов медиапотребления. Если миллениалы еще как-то воспринимают новости, то дети и подростки вообще выпадают из традиционных медиаформатов. Как показывает новые проект Facebook, уже даже социальные сети беспокоятся о лояльности следующих поколений. Дети общаются не текстами, а мемами, а то и вовсе танцами своих онлайн-персонажей — как в игре Fortnite.

Либо СМИ еще не придумали язык для общения с этим поколением, либо журналистике вообще нет места в этом мире новой семантики.

,

Скриншоты: youtube.com; techcrunch.com