«Как бы радио». Но как бы нет

Что такое подкаст, как его правильно записывать, монтировать и — самое страшное — выкладывать? Мастер-класс на интенсиве по подкастам специально для кафедры цифровых медиакоммуникаций провела Елена Никуличева, продюсер телеканала «Санкт-Петербург» и одна из авторов подкаста «Курсач». Пересказываем самое важное

 

Подкаст — это что, формат радио?

Нет. Подкаст — это онлайн-аудиошоу или аудиоблог. В отличие от привычного репортажного сюжета или радиопрограммы, подкаст — формат вневременной, это так называемый feature. К тому же, если на радио важно общение журналистов со слушателями, то в подкастах интерактив необязателен. Ведущие болтают друг с другом и не читают текст по бумажке — этим подкасты отличаются от аудиокниг.

 

Какие есть виды подкастов?

Монолог, диалог (или полилог — разговор друзей), интервью, целая лекция или сериал.

 

Что нужно для записи?

Абсолютная тишина, хороший микрофон и наушники, чтобы слышать себя. Можно записывать звук на петличку на камеру, но это может смутить гостя выпуска, если он у вас есть. Тогда лучше снять на час студию звукозаписи и воспользоваться услугами звукорежиссёра.

 

А как монтировать?

Лена советует Adobe Audition. Обязательные настройки — режим Mono, частота 44 100 Гц, 16-битный звук. Уровень звука должен быть от -12 до -6 дБ.

Экспорт — в формате WAV. Чистить и резать исходники лучше в режиме Waveform, подкладывать музыку и накладывать эффекты — в Multitrack Session.

,

Чем не оупенспейс?
Чем не оупенспейс?

Интерфейс Audition может выглядеть страшно, но на деле звук монтируется по наитию
Интерфейс Audition может выглядеть страшно, но на деле звук монтируется по наитию

,

И зачем медиа нужны подкасты?

Плюсы формата:

•   Удобство монетизации (реклама и донаты).

Например, в начале эпизода ведущие могут коротко представить его спонсора и тут же перейти к сути.

•   Доверие, эмоциональная связь с автором — удержание внимания аудитории.

Если слушатель найдёт в вашем лице единомышленника, что-то знает о вас — доверие к его изданию уже растёт.

Журналисты общаются в жанре беседы: высказывают мнение, делятся личными историями, спорят и шутят.

,

,

•   Многозадачность.

•   Привлечение более молодой аудитории.

По словам Лены, в США скорее дослушают до конца подкаст, чем досмотрят новый сериал или длинный ролик на YouTube.

 

Что с подкастами в России?

Бум! Подкасты записывают самые разные СМИ и сообщества:

,

,

Можем добавить ТАСС, Евроспорт, Newочём, Лабу и KudaGo

,

Что касается статистики, то её нет: никто ещё не проводил исследований. Систематизировать данные в любом случае сложно из-за множества площадок для публикации. Подкасты можно выложить на SoundCloudв iTunes, в мобильном приложении медиа, на платформе для подкастов ВКонтакте или просто как аудиозапись в той же соцсети. Google Play — вариант только через VPN, в России недоступна прямая загрузка контента.

Кстати, некоторые видеоформаты запросто можно перевести в аудио.

«Дудь мог бы просто существовать как подкаст. Видео „ВДудя“ не нужно смотреть, они нужны ему только для рекламы. Там нет никакого действия: никто не танцует и не бьёт никому морду. Эти полтора часа или сорок минут можно просто послушать», — считает Лена.

 

Так как же выложить подкаст в iTunes?

•   Заливаем подкаст на SoundCloud;

•   Загружаем аватарку — не меньше, чем 1400х1400;

•   Максимально заполняем профиль;

•   Открываем настройки на SoundCloud, выбираем Content. Копируем RSS Feed;

•   Заходим на podcastsconnect.apple.com;

•   Регистрируемся через Apple ID;

•   Вставляем RSS Feed;

•   Отправляем на рассмотрение.

И ждем. Лена предупреждает: на привязанную к Apple ID почту не приходят уведомления, так что страничку подкаста нужно через пару дней проверить вручную.

 

Источник: Кафедра цифровых медиакоммуникаций СПбГУ / ВКонтакте
Иллюстрация: shutterstock.com; фото: Маргарита Шестакова; скриншоты: Елена Никуличева

,