Как SEO-анализ поможет составить контент-план

Контент-план — календарь публикаций с видами и темами контента, площадками и датами размещения. Его заполняют на один–два месяца вперед, чтобы посты выходили регулярно. Найти интересные пользователям темы, определить востребованные форматы и выбрать время публикации поможет SEO-анализ. В статье расскажем, как его использовать при составлении контент-плана.

 

3 компонента SEO-анализа для составления контент-плана

Из SEO-анализа вы узнаете, какие факторы и как влияют на позиции блога в поиске. Увидите, какие ошибки исправить, что сделать для развития сайта и как создать контент, который способен выйти на первое место поисковой выдачи.

Разделы SEO-отчета, где искать идеи для контент-планирования:

•   Анализ семантики. Для привлечения трафика из поиска нужно понять, какие темы интересуют целевую аудиторию блога. На этот вопрос отвечает семантическое ядро — перечень ключевых запросов, по которым пользователи ищут информацию в поисковых системах.

•   Анализ конкурентов. Включает поиск конкурентов, определение их позиций в выдаче и ключевых фраз, по которым они продвигаются. Помогает понять, чем чужой контент лучше или хуже вашего, и найти темы, популярные у целевой аудитории

•   Анализ обратных ссылок. Выполняется для вашего блога и блогов-конкурентов. Показывает, какие страницы получают большее количество ссылок с других сайтов и из соцсетей. Вы видите, какие темы вызывают интерес пользователей, подбираете лучшие площадки для внешнего контент-маркетинга. Анализирует обратные ссылки сервис MegaIndex и другие.

Используйте данные SEO-анализа в комплексе, чтобы нарастить трафик и увеличить количество клиентов.

Игорь Рудник, руководитель сервиса крауд-маркетинга referr.ru, агентства семантического проектирования seoenergy.org:

Если вы хотите, чтобы материалы приносили трафик с поисковых систем, необходимо правильно выбрать темы, проверить спрос и оптимизировать их. Для проверки спроса используйте wordstat.yandex.ru. Это официальный инструмент Яндекса, позволяющий проанализировать количество запросов фразы в месяц и в год. Кроме анализа спроса, анализируйте конкурентов и изучайте, какие страницы приносят больше трафика. Выбирайте темы для контент-плана, делайте ТЗ для копирайтеров и готовьте контент. С помощью интересного контента и его правильного посева (например, через крауд-маркетинг) получите хорошую отдачу.

 

Как использовать семантический анализ для выбора тем

Если вы «прикручиваете» блог к уже имеющемуся корпоративному сайту или интернет-магазину, скорее всего, семантическое ядро у вас есть. Обычно его составляют на этапе разработки ресурса, чтобы определиться с его структурой.

Если сайт есть, а перечня ключевиков нет, или вы создаете блог с нуля, начните со сбора семантики.

Анна Линден, автор, редактор, в недавнем прошлом ведущий редактор агентства MadCats:

На этапе разработки контент-плана стоит прошерстить ключевые слова, включая низкочастотные и ультранизкочастотные. Загляните в подсказки поисковой системы — это поможет найти темы, о которых вы даже не думали. Если контент-план составляется для стороннего проекта — вместе с заказчиком подберите дополнительные базовые фразы и посмотрите их. Например, вы продаете товары или услуги, но человек сам их не ищет — он вбивает в поисковую строку «движок стучит» или «из-под капота течет». Для каждого проекта необходимо собрать нужные варианты.

Параллельно круто отслеживать показатели с контекстной рекламы. Контекст быстро покажет, на какие запросы ориентироваться, какие качать для роста органики. Например, вы видите, что ключ «купить белые розы» конвертит в три раза лучше, чем ключ «купить чайную розу». Без теста вы это не угадаете, проверять обычным сеошным методом долго. А тут вам контекст как бы говорит: «Смотри, друг, мы теперь в выдаче по этому слову, потому что рекламное место оплатили, и поток заказов вырос. А давай по такому ключу в поиске продвигаться, и про белые розы напишем?

Основные этапы работы с семантическим ядром:

1.   Составьте первичный список запросов по теме блога. Включите в него все фразы, которые вспомните из собственного опыта. Например, нужно писать об очистке воды в квартирах и частных домах. В первичный список войдут фразы «фильтры для воды», «как очистить воду», «какой фильтр лучше». Добавьте в перечень синонимичные фразы, например: «бытовые фильтры для воды» — «фильтры для воды для дома».

2.   Соберите расширения для каждой ключевой фразы из первичного списка. Воспользуйтесь Яндекс.Вордстат:

 

,

,

Включите в семантическое ядро найденные ключевые слова и фразы. Не игнорируйте низкочастотные ключевики — те фразы, которые пользователи запрашивают реже всего. В совокупности они приведут внушительный трафик — из-за низкой конкуренции их легче вывести в топ поиска.

Чтобы не тратить время на ручную сборку семантики, можно автоматизировать процесс с помощью специальных сервисов.

Например, в блоге SEO-специалиста Сергея Кокшарова вы найдете сразу 50 инструментов для работы с семантическим ядром.

3.   Вычеркните «лишние» ключи. К ним относят:

•   Фразы, повторяющие запросы, по которым вы уже продвигаете товары и услуги. Если вы продвигаете страницу интернет-магазина под ключ «как выбрать фильтры “Аквафор”», не нужно писать аналогичную статью в блог. Подберите другой ключ, чтобы рассказать посетителям о фильтрах — например, «какой фильтр “Аквафор” лучше».

•   Нецелевые запросы. Если целевая аудитория блога — люди, которые ищут фильтры для дома, исключите запросы, связанные с промышленной очисткой воды.

•   «Мусорные» слова, с которыми ключевая фраза становится нецелевой для вашего блога: топонимы (слова-привязки к географическому объекту), устаревшие данные, слова с ошибками, наименование фирмы конкурента. Так, запрос «очистка воды реферат» приведет нерадивого студента, которому нужна готовая работа, а не человека, заинтересованного в покупке оборудования. Полный перечень таких слов зависит от тематики.

Анна Линден, автор, редактор, в недавнем прошлом ведущий редактор агентства MadCats:

Проверяйте списки запросов — может оказаться, что на некоторые вы возлагали надежды, а они приводят людей «заглянуть и уйти». Например, в моей практике такое было с ключами типа «резюме/портфолио/сайт такого-то специалиста». Думалось, что это будут искать заказчики, и продажи у специалиста пойдут вверх. А по факту искали новички, которые хотели посмотреть, как резюме заполнять, портфолио оформлять и сайт делать.

4.   Распределите запросы по рубрикам и статьям. Это трудоемкий и длительный процесс, особенно для ядра, состоящего из тысяч фраз. Чтобы сгруппировать запросы правильно, нужно хорошо знать специфику темы. При разработке структуры блога можно подсмотреть названия рубрик в блогах по аналогичной тематике. Намного сложнее распределить ключи по темам. Для автоматизации процесса воспользуйтесь сервисом Content.Guru, а затем разнесите полученные темы по контент-плану.

Екатерина Кушнир, главный редактор в content.guru:

В Контент.Гуру мы составляем контент-план, ориентируясь на кластеры запросов, которые ищем в нашем сервисе. Это позволяет не только отобрать актуальные для читателей темы, но и получить рост органического трафика из поиска. Кластеры — группы поисковых запросов для одной темы. Например, вы собрали семантику «купить окно», «куплю окно в Москве», «выбрать окно», «выбрать лучшее окно». Очевидно, что первые два — это одна тема, а следующие два — уже другая. Отличие Контент.Гуру в том, что он собирает ключевики сразу кластерами: один кластер — одна тема.

 

Как использовать SEO-анализ конкурентов для составления контент-плана

Найдите лидеров в тематике и проведите SEO-анализ их сайтов. Самый простой способ выявить конкурентов — вбить в строку поиска основную ключевую фразу и скопировать ссылки из топ-10.

Проанализируйте семантику конкурентов. Определите, по каким ключевым словам они продвигают сайты, как распределяют фразы по рубрикам. Собрать запросы конкурентов вам помогут сервисы Keys.so, Spywords, Serpstat, Ahrefs.

Введите адрес блога конкурентов и получите результат в виде списка:

 

,

,

С учетом этой информации вы сможете:

•   Улучшить структуру вашего ресурса.

•   Расширить семантику за счет новых ключевиков.

•   Найти в своем семантическом ядре запросы, которые пропустили конкуренты, и заполнить пустую нишу раньше других сайтов.

Найдите публикации и темы, которые дают конкурентам больше трафика. Посмотрите, какой контент создают конкуренты, и сделайте еще лучше.

Игорь Рудник, руководитель сервиса крауд-маркетинга Referr и агентства семантического проектирования Seoenergy, рекомендует использовать для поиска топовых страниц сервисы Serpstat, Semrush или Ahrefs.

Анализ в Serpstat за 3 шага:

1.   Откройте раздел «Инструменты» — «Анализ сайта» — «Анализ доменов» — «Суммарный отчет».

2.   Введите в строку поиска адрес сайта конкурента, укажите поисковую систему и нажмите кнопку «Найти».

3.   Пролистайте страницу до блока «Страницы с наибольшей видимостью».

,

,

Посмотрите, есть ли в вашем блоге такие темы. Если да — проанализируйте, почему статьи конкурента в выдаче стоят выше. Если нет — включите новые темы в контент-план. Избегайте переписывания чужих текстов. Постарайтесь рассказать что-то новое, о чем забыл конкурент, или раскройте тему с другого ракурса.

Проанализируйте оптимизацию контента. Проанализируйте статьи из топ-10 поиска. Оцените объем, уникальность, тошноту и водность, релевантность заголовков.

Александр Метиза, контент-маркетолог Netpeak Software:

Как правило, для построения контент-плана я изначально определяю топовые материалы из поисковой выдачи и наиболее виральные материалы по данным Ahrefs Content Explorer по приоритетным поисковым запросам. Затем в Netpeak Spider провожу SEO-анализ полученной выборки успешных материалов: изучаю объем контента, содержимое и длину метатегов Title и Description. Также извлекаю содержимое заголовков первого и второго порядка: H1 и H2. На основе этих данных выделяю закономерности, которые учту при построении контент-плана и создании контента.

По итогам анализа блогов-конкурентов составьте таблицу вида:

,

,

Смотреть, как работают конкуренты, искать новые идеи и фишки — полезно. Однако не стоит делать блог копией чужих ресурсов. Сохраняйте индивидуальность подачи контента — в итоге именно это выделит ваш сайт среди тысяч других.

 

Как анализировать обратные ссылки при подготовке контент-плана

Анализ обратных ссылок даст информацию о количестве ссылок и сайтах-донорах. Он поможет выявить популярные форматы и темы публикаций для их последующего включения в контент-план.

С его помощью вы найдете:

•   Страницы с максимальным количеством обратных ссылок. Многие тематические интернет-журналы, блоги, порталы делают перепосты материалов с указанием первоисточника. Вы увидите, какой контент вызывает интерес профессионального сообщества и привлекает естественные ссылки.

•   Страницы, получившие наибольшее количество расшариваний в социальных сетях. Если люди делятся контентом, значит, он приносит им пользу, вызывает интерес или развлекает. Развивайте это направление.

•   Площадки для «посева» контента. Список обратных ссылок на блоги конкурентов поможет узнать, где они публикуют гостевые посты, откуда приводят клиентов. Дополните этими ресурсами список ресурсов для внешнего контент-маркетинга.

Проанализировать ссылочный профиль собственного блога и блогов-конкурентов можно в сервисах Ahrefs, Majestic, Linkpad, Serpstat.

Например, в Linkpad достаточно ввести адрес сайта, чтобы получить нужную информацию:

,

,

 

Как корректировать контент-план на основании seo-анализа блога

Отслеживайте SEO-показатели и регулярно вносите изменения в контент-план.

Актуализируйте семантическое ядро. Удаляйте устаревшие ключевые слова, добавляйте новые. Если посетители начали заходить в блог по запросам, которых нет в семантическом ядре, поставьте в план расширение старых материалов или создание новых специально под эти запросы.

Анализируйте поисковый трафик. Определите, какой контент блога привлекает больше посетителей из поиска и заставляет их дольше оставаться на сайте. Увеличьте его долю в контент-плане.

Павел Молянов, руководитель digital-агентства «Сделаем»:

Как мы корректируем контент-план? Во-первых, смотрим статистику. Если по каким-то запросам у нас есть статьи, а трафика нет, надо переписать. Посмотреть, что по этой теме в топе, и сделать лучше. Переписывать старые статьи — это нормальная практика. Во-вторых, если видим, что какая-то тема собирает много трафика — есть смысл написать дополнительные статьи. Более глубоко погрузиться в тему, рассказать о смежных проблемах. Тема людям интересна, значит, надо ее развивать. В-третьих, анализируем эффективность по источникам трафика. Смотрим, откуда к нам приходят — масштабируем эти каналы. Если куда-то вкладываем много сил, а толку нет — меняем подход или забиваем на этот канал

Не ограничивайтесь SEO-анализом. Используйте и другие способы поиска тем для контент-плана. Опрашивайте руководителей компании, менеджеров по продажам и читателей блога. Следите за отраслевыми новостями, выставками и конференциями.

Кира Каменских, контент-стратег, руководитель агентства Business Content:

У нас совершенно другой подход, SEO-специалистов мы не привлекаем вообще. Мы анализируем информационный спрос аудитории, к SEO это отношения не имеет. Смотреть нужно шире. Поисковые запросы нужны, но кроме них есть еще опросы — с аудиторией обязательно надо говорить, есть анализ контекста потребления контента на каждом канале — в некоторых нишах аудитория в одной сети не готова к контактам с бизнесом, а в другой покупает. Нужно смотреть, как именно аудитория потребляет контент — как читает, что читает. SEO, конечно, хорошо, но это всего лишь SEO — очень узкие для контент-маркетинга рамки.

 

Чек-лист по SEO-анализу для поиска тем

SEO-анализ поможет составить контент-план и найти темы, которые приведут в блог заинтересованных пользователей:

•   Семантический анализ даст пул запросов пользователей, которые лягут в основу рубрик и отдельных публикаций.

•   Анализ конкурентов поможет дополнить семантическое ядро и подскажет, как выходят в топ другие блоги аналогичной тематики.

•   Анализ обратных ссылок расскажет, какие материалы нравятся пользователям настолько, что они рекомендуют их в блогах и соцсетях.

Корректируйте контент-план в соответствии с новыми SEO-данными: обновляйте семантику, уточняйте оптимальное время размещения постов, определяйте категории и темы, которые приносят максимум поискового трафика. 


Источник и скриншоты: Content Guru
Иллюстрация: shutterstock.com