,
Все началось с обновления сайта. Даже не обновления. В какой-то момент пришло острое чувство необходимости его реконструкции. Настоящей. Так, чтобы стать главной информационной площадкой в городе, чтобы стать ресурсом, на который пойдут все за всем: не только за новостями и всевозможной полезной информацией, включая всю адресно-телефонную базу по учреждениям и предприятиям, но и за частными объявлениями по продажам и покупкам. Замахнулись. Это был 2016 год, и нашему веб-ресурсу к этому моменту стукнуло 10 лет. Позиции главного печатного городского СМИ при этом слабели на глазах. Количество местных сообществ в соцсетях c многотысячными подписчиками отдавалось паническим стуком в висках — все пропало, мы отстали, не успеваем… запрыгнуть бы в последний вагон уходящего поезда. Ведь информация ежеминутно возникала где угодно, но не у нас.
КТО ТАКИЕ
В этом году наш город с красивым ландшафтным названием Сосновый Бор отмечает 45-летие. А нашей газете «Маяк» исполняется 35. У нас три соучредителя — АНО «Маяк», администрация города и областной комитет по печати. Первое историческое название газеты — «Маяк прогресса». Ничего удивительного. Город с теперь уже 67-тысячным населением возник вокруг построенной тоже 45 лет назад Ленинградской атомной станции (в 80 км от Санкт-Петербурга). Отпечаток особого сосредоточения здесь инженерных умов чувствовался изначально во всем. Сегодня в целом так же. Строительство замещающих мощностей ЛАЭС определило судьбу Соснового Бора как города технически и экономически продвинутого еще на многие десятилетия.
Понятно, что у нас сегодня только самые бабушки-бабушки не сидят за компьютером и не имеют интернета. А в целом, мы прикидывали, все равно остается среди наших читателей еще процентов около 35, кто готов получать газету только в бумажной версии. И это в основном пожилые люди. Увы, их число по естественным биологическим причинам сокращается и сокращается. Нового молодого притока подписчиков ждать даже смешно. При таком раскладе не выжить — доходы стремятся к нулю.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
У «Маяка» всегда был стабильно весомый тираж. До кризисных годов уверенно держался на отметке 6-7 тысяч экземпляров. Из них больше 90 процентов — по подписке. В 2014-2016 годах тенденция падения тиража стала казаться неотвратимой. Она и есть такая. Мы сопротивлялись. Пытались делать многое. Кажется, перепробовали почти все приемы привлечения читательского внимания и интереса к нам. Но сегодня читатели голосуют за получение информации не только рублем, но и своим удобством. Чем проще и быстрее информация к тебе зайдет, причем зайдет сама, тем легче выбор — где и на какой площадке быть.
,
,
В этот момент, 2016 год, уже вовсю велась работа над преобразованием сайта. Разработчик из Санкт-Петербурга промучил нас год, но в итоге мы получили что хотели — более-менее современный ресурс, позволяющий работать в режиме местного информагентства.
А как быть с бумажной газетой? Тираж падает, реклама — еще хуже. Известно, что рекламодателя сдвинуть и передвинуть на веб-ресурс трудно. Особенно в небольшом городе. Здесь носители «двигателя торговли» разворачиваются в цифровую плоскость крайне неохотно.
Когда-то запомнилась фраза героини одного из кинофильмов: «Идя ко дну, нужно достичь максимального к нему приближения, а потом напрячься и сделать резкий рывок в сторону». Вот мы и сделали. Идея охвата 100 % жителей города информацией и рекламой на всех наших ресурсах лежала, в общем-то, на поверхности. «Не хотите читать — заставим», — шутили мы. И запустили еженедельную газету с 25-тысячным тиражом, с бесплатной доставкой в каждую городскую квартиру. С прицелом на иной уровень интереса к нам со стороны и читателей, и, соответственно, рекламодателей.
КАК ДОСТАВИТЬ?
Еще в 2011 году мы расстались с Почтой России. О, это был трудный бракоразводный процесс. Нас отпустили с неохотой и даже обидой. Еще бы. Качество доставки почтальонами оставляло желать лучшего, причем с каждым годом ситуация усугублялась. А наши читатели, что приятно и ответственно одновременно, не терпят задержек с «Маяком». Так и сейчас. Тут же звонки и требования. Пришлось придумывать тогда для почтальонов всяческие поощрения и премии, ставшие со временем для них стабильным дополнительным заработком. Каково это было нам, самим считающим каждый рубль? И тут — до свиданья!
,
,
Да, мы заключили договор с надежным ИП, который организовал службу по доставке «Маяка». И все эти годы — с 2011-го по 2016-й — мы не вспоминали про тему роста цен на доставку. Мы остановили ее на отметке 2011 года, и это устраивало нашего привлеченного ИП.
А нас устроило качество доставки. Для страховки с того времени и по сегодняшний день на первой полосе, рядом с шапкой, значится номер телефона службы, по которому можно пожаловаться на недоставленную газету. Это работает. Наши партнеры реагируют и исправляются.
,
,
Когда в 2016 году мы стали выходить тиражом на весь город, система собственной доставки уже была отработана, и пришлось ее только отмасштабировать.
КАК СЕЙЧАС?
История трудная. Такой рывок дорогого стоит. Во всех смыслах. Доставка обходится недешево — но это и понятно, все же 25 тысяч экземпляров надо гарантированно разнести в каждый почтовый ящик. Дорого и производство такого тиража. Газета выходит в цвете. Но пришлось ужаться в полосности. Сейчас их 20. Источники дохода: примерно 15 % — от городской администрации (в рамках договорных отношений платят за публикацию нормативных актов), еще примерно столько же — в виде субсидий на возмещение полиграфии с бумагой от областного комитета, а 70 % — реклама. В том числе и в интернете.
Расчет оказался верным — рекламодатель среагировал на охват, а читатель не отвернулся, потому что тема достойного контента для нас по-прежнему в приоритете. Раньше стимулом для высокой содержательной планки была борьба за подписчика, а теперь — за каждого читателя, жителя города, которого мы должны замотивировать донести газету из почтового ящика до своей квартиры. А с учетом того, что немалая часть получателей газеты знакомится с новостями «Маяка» на наших страницах соцсетей и сайта, приходится темы и подачу материалов разделять, делая содержание разным и точно интересным.
С другой стороны, разные наши площадки перекрестными ссылками помогают активно дополнять и поддерживать друг друга. И это тоже работает.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
В свете последних тенденций вряд ли стоит уповать на сегодняшние в целом 30 % бюджетной поддержки. Заменить постепенно эти средства доходами от рекламы — наша важнейшая задача. Реальна ли она? Время покажет.
,