В Краснодаре состоялся XII саммит независимых региональных издателей, организованный АНРИ-Медиа при поддержке Альянса независимых региональных издателей (АНРИ). Более 100 экспертов, издателей и журналистов из России, Беларуси, Молдовы и Украины «сверили часы» и обменялись актуальным опытом. Хедлайнерами саммита стали главные редакторы и эксперты популярных медиапроектов Яндекс.Дзен, «Медуза», «Лайфхакер», «Мел», «Арзамас».
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДЕТОКС
Аудитория, поглощающая фейковые новости, нуждается в информационной гигиене, заявили на открытии саммита медиаэксперт Наталья Лосева и главный редактор Russia Beyond Всеволод Пуля. «Детоксикатором» могут стать СМИ. События в Кемерове показали, что фейковые новости распространяются быстро и крепко захватывают аудиторию. Среди других вызовов медиарынка Лосева и Пуля назвали роботов в журналистике (аудитории нужны не только данные, но и эмоции), дата-журналистику (какие тематические сегменты она займет), агрегаторы и соцсети, появление новых интернет-площадок для доставки информации.
На дискуссии о границах в современной журналистике издатели и корреспонденты рассуждали о том, нужно ли редакциям тормозиться в погоне за хайпом или все средства хороши.
Журналист «Новой» Ольга Боброва настаивала, что журналистика — это все-таки про качественный контент, который создает ценности, и «если журналисту дать достаточно времени на работу с темой, он может принести газете очень дорогой продукт».
У региональных редакций нет финансовой возможности предоставить журналисту пару месяцев на подготовку хорошего расследования, возразил редактор интернет-проекта 7х7 Павел Андреев. Поэтому проект «горизонтальной России», например, делает ставку на блогеров, которые собирают больше просмотров, чем тексты профессиональных журналистов.
Гендиректор ИД «Алтапресс» Юрий Пургин добавил, что в отсутствие качественной работы с текстами и с уходом из региональных СМИ расследований («на фоне стерильной журналистики») тех, кто еще работает с ними, стали называть «оппозиционерами» или «правозащитниками», потому что с некоторых пор нормальная журналистская работа воспринимается как оппозиционная деятельность.
ДЗЕН И ДРУГИЕ ЛАЙФХАКИ
Как медиа приручить Яндекс.Дзен, участникам саммита рассказала руководитель продуктов для авторов и издателей платформы Мария Петрова. СМИ могут взаимодействовать с Дзеном с помощью канала или RSS, однако развивать каналы выгоднее: канал привлекает подписчиков лучше, чем RSS, подписки дают стабильность в трафике, можно использовать форматы Дзена (нарративы и видео) и экспериментировать. Хороший контент, по мнению алгоритма, — дочитанный, залайканный, расшаренный. Здесь популярны вечнозеленые тексты.
,
,
,
«Лайфхакер» предложил сегментировать рассылки: редакция уже рассылает тематические подборки про рыбалку, спорт, отношения, процент открытий у которых в 2-3 раза выше, чем у обычных рассылок. Рубрикатор работает и для видео, просмотры которых выросли после появления харизматичной ведущей. Короткие видео по-прежнему востребованы аудиторией, заявили медиаэксперт Стив Шарлей и управляющий редактор видеопроекта ROMB Мария Семендяева. Если американская команда поставила производство роликов для различных компаний на поток (музыкальные чарты, визуализация научных трудов и т.д.), то ROMB с помощью видео показывает человеческие истории.
РЕГИОНЫ УМЕЮТ И ДЕЛАЮТ
Целый блок саммита был посвящен успешным проектам региональных медиа. Две редакции поделились опытом перезапуска новостного портала. Как рассказал главред «MОЁ! Online» (Воронеж) Владимир Мазенко, команда старалась максимально сохранить сообщество пользователей: журналисты активно взаимодействовали с читателями, просили тестировать и обсуждать. В результате от части решений отказались, и небольшое проседание по посещениям в первый месяц сменилось ростом. Редакция калининградского портала «Клопс» начала использовать блочную систему с аналитикой (показы, просмотры, клики), рассказал замгендиректора по маркетингу «Западной прессы» Вадим Раткевич. В результате доля мобильных пользователей выросла.
Тульский портал Myslo преуспел в создании сообщества лояльных пользователей. Посетителей сайта поощряют виртуальными наградами и званиями, отметил директор интернет-проектов ООО «Слобода» Сергей Коваленко. «Медальки» получают словоохотливые комментаторы, народные журналисты и даже те, кого забанили (чтобы помнили).
Портал Infpol (Улан-Удэ) сделал ставку на серьезную аналитику данных пользователей и использование этих баз данных. Команда внедрила собственный сервис, объединивший компании и читателей, рассказал директор ГК «Информ Полис» Чингис Дагаев. Площадка позволяет бизнесу продвигать свои предложения и скидки, пользователь получает единую бонусную карту. На старте проекта инициаторы привлекали крупные сетевые компании, после чего партнерская база стала расти сама.
,
,
,
СВОИ НИШИ
Нишевый контент может заинтересовать широкую аудиторию. Редакция проекта «Арзамас» кропотливо работает над каждым тестом, аудиокурсом, материалом. И читатели отвечают взаимностью. Бывший главред «Мела» Никита Белоголовцев порекомендовал сосредоточиться на ключевых для издательства платформах и активно взаимодействовать с читателями, потому что большую часть крутого контента нишевых медиа составляют идеи, блоги и комментарии пользователей. В заключение плотной программы саммита профессор ИСЭПН РАН Ольга Александрова представила результаты исследования о гендерном составе журналистского сообщества.
,