В медиаотрасли есть устойчивая картинка: в журфак входят 30 (50, 100) абитуриентов — через 4-6 лет из журфака выходят 30 (50, 100) высокопрофессиональных журналистов. Они радостно приходят в редакции и включаются в работу без дополнительного обучения и «полировки».
На этой картинке держатся бурные дискуссии об эффективности и неэффективности профессионального образования. Хотите получить 400 комментариев под вашим постом в соцсети? Заведите разговор о качестве журналистского образования. Бурные дебаты, быстро переходящие в личные претензии, гарантированы.
Наблюдающие за этой битвой титанов студенты к концу первого курса понимают расклад сил и, в зависимости от амбиций и ситуации, выбирают свою тактику. Кто-то устраивается на работу в редакцию и ходит в университет время от времени. Кто-то старательно ходит в университет на занятия, публикуясь время от времени, чтобы сдать зачет. Часто такие студенты уверены, что хорошие оценки откроют им по окончании учебы двери больших медиакомпаний. А кто-то готов дотерпеть до диплома, показать его родителям, а потом заняться тем, чем хочется на самом деле. И уйти в дизайн интерьеров, театр, пиар, менеджмент или декрет. Есть и другие варианты, но они индивидуальны и не влияют на ситуацию.
Можно ли посмотреть на происходящее с другого угла? Как наладить отношения внутри треугольника «редакции — кафедры — абитуриенты / студенты / выпускники»?
Давайте рассмотрим пример, как устроена воронка подготовки, например, профессиональных спортсменов. Используя эту метафору, можно системно взглянуть на подготовку специалистов для медиаотрасли и понять, чего не хватает, чтобы утолить кадровый голод.
В медиаотрасли есть устойчивая картинка: в журфак входят 30 (50, 100) абитуриентов — через 4-6 лет из журфака выходят 30 (50, 100) высокопрофессиональных журналистов. Они радостно приходят в редакции и включаются в работу без дополнительного обучения и «полировки».
На этой картинке держатся бурные дискуссии об эффективности и неэффективности профессионального образования. Хотите получить 400 комментариев под вашим постом в соцсети? Заведите разговор о качестве журналистского образования. Бурные дебаты, быстро переходящие в личные претензии, гарантированы.
Наблюдающие за этой битвой титанов студенты к концу первого курса понимают расклад сил и, в зависимости от амбиций и ситуации, выбирают свою тактику. Кто-то устраивается на работу в редакцию и ходит в университет время от времени. Кто-то старательно ходит в университет на занятия, публикуясь время от времени, чтобы сдать зачет. Часто такие студенты уверены, что хорошие оценки откроют им по окончании учебы двери больших медиакомпаний. А кто-то готов дотерпеть до диплома, показать его родителям, а потом заняться тем, чем хочется на самом деле. И уйти в дизайн интерьеров, театр, пиар, менеджмент или декрет. Есть и другие варианты, но они индивидуальны и не влияют на ситуацию.
Можно ли посмотреть на происходящее с другого угла? Как наладить отношения внутри треугольника «редакции — кафедры — абитуриенты / студенты / выпускники»?
Давайте рассмотрим пример, как устроена воронка подготовки, например, профессиональных спортсменов. Используя эту метафору, можно системно взглянуть на подготовку специалистов для медиаотрасли и понять, чего не хватает, чтобы утолить кадровый голод.
,
,
ФИЗКУЛЬТУРА.
Школьные стадионы и спортплощадки позволяют людям поддерживать физическую форму, тренироваться самостоятельно. Чем доступнее такие площадки, чем интереснее физкультура в школе, тем больше возможностей активно заниматься физкультурой любому.
В медиа таким массовым «физкультурным слоем» должно быть практическое медиаобразование в школах, колледжах, библиотеках и т. д. В виде популярно написанных книг, пособий, мобильных приложений, методических комплектов для учителей любых специальностей, тематических сайтов.
Умение понимать медиа, критически относиться к информации, интерпретировать видео, искать нужные данные и проверять их достоверность, выстраивать сетевую коммуникацию, грамотно вести переписку, заботиться о цифровой безопасности своей и близких, соблюдать информационную гигиену — эти навыки важны человеку любого возраста и профессии. Как отличить факт от мнения, почему пропаганда — не журналистика, как грамотно выражать свою точку зрения на общественные процессы и какими законами регламентируется распространение информации — эти темы нужно обсуждать широко. Массовое медиаобразование важно, оно не просто создает среду, из которой появятся те, кто хочет и будет работать журналистом. А формирует более грамотную аудиторию для всей отрасли.
Но! Нельзя прийти на дворовую площадку, показать пальцем на парня и сказать: он будет чемпионом мира по дзюдо. Нельзя про школьника сказать: он станет профи в телерепортаже. Не стать олимпийским чемпионом в спринте, просто занимаясь бегом во дворе. Для профессионального роста нужна система обучения.
СЕКЦИЯ.
Для тех, кому интересен тот или иной вид спорта, есть секции, где тренер показывает приемы, объясняет правила, выстраивает режим. Тренер — всегда практик. Он должен владеть навыками, которые передает ученику. На чистой теории здесь не выехать. Плюс ему важно знать анатомию и физиологию.
Секциями в медийном деле являются кружки при редакциях, медиашколы для разных возрастов, профильные смены в лагерях, дистанционные курсы и вебинары. Учителям, которые ведут школьные кружки журналистики, нужно погружение в современный медиамир. Через кратковременные стажировки в редакции, совместные проекты с изданиями. Иначе они формируют у школьников картину профессии, которая сильно отличается от реальной работы редакций. По сути, это начальная ступень профориентации. В мире, где многие подростки хотят быть или уже стали блогерами, журналистские и редакторские навыки нужны не только тем, кто поступает на журфак.
На уровне секции важна возможность примерить на себя роль интервьюера или репортера. Написать портретный очерк, встать перед камерой и смонтировать видео или провести трансляцию в соцсети. Если понимаешь, что это не твое, спокойно уходишь в другую секцию. Но практический навык уже приобретен.
СПОРТШКОЛА.
На состязаниях спортивных секций часто присутствуют скауты — они наблюдают за спортсменами, ищут среди них перспективных атлетов, приглашают их в свои клубы. Далеко не всем из секции нужно идти дальше. Берут тех, кто показывает лучшие результаты и кто понимает, что хотел бы преуспеть именно в этом виде спорта.
Вот здесь на арену выходят факультеты журналистики. С разной степенью успешности они вербуют в свои ряды абитуриентов, заманивая самых лучших, целеустремленных, соответствующих требованиям.
Система сбоит потому, что абитуриенты плохо разбираются в многообразии специализаций, которые скрываются за общим словом «журналистика».
Сложность обучения на журфаке заключается в том, что условных «фигуристов», «боксеров» и «марафонцев» учат по общей программе. Специализация идет в разрезе «печать — телевидение — радио — интернет», хотя в реальности в этой системе координат должны быть еще «работа с людьми — работа с документами — наблюдение — анализ массивов данных», а также «политика — бизнес — общество — спорт — культура — наука и т. д.». И невозможно ни за 4, ни за 7, ни за 20 лет провести человека по всем тропинкам. Невозможно подготовить выпускника, который одинаково хорош будет во всех этих «видах спорта». Например, в пятиборье идут совсем немногие по сравнению с другими видами спорта. Так и журналистов, совмещающих в себе множество специализаций, единицы.
Редакции ищут себе тех, кто преуспел в том или ином «виде спорта». Они хотят четко представлять, что умеет выпускник. Редактор оценивает молодого сотрудника не по количеству прослушанных курсов, а по конкретным умениям.
Но существует государственный стандарт, которому подчиняются факультеты. Его разрабатывает учебно-методическое объединение, в которое входят преподаватели, научные деятели и (внимание) представители работодателей. Если хочется повлиять системно на то, чему учат на журфаках, нужно войти в УМО и активно отстаивать там точку зрения отрасли.
Исторически факультеты журналистики вырастали из филфаков, текст был ядром и стержнем. Современные коммуникации включают в себя и визуальные искусства, и кибернетику, и глубокую работу с числовыми данными. Медиа сегодня гораздо шире, чем создание текстов. И разные факультеты по-разному придумывают, как расширять или менять филологическое ядро. Например, есть направление «Медиакоммуникации», программы которого отличаются от традиционного направления «Журналистика».
Факультет — это высшее образование, от него требуется системное погружение студентов в мир коммуникаций, социальной жизни, культуры, теории информации, семиотики. Чтобы студенты глубже понимали тот мир, о котором будут рассказывать в качестве специалистов по коммуникации. Практические навыки тоже важны. Но они должны быть базовыми.
Как только факультет начинает гоняться за сиюминутным запросом отрасли, вводя новые и новые мелкие специализации, дробя практические курсы на массу мелких, размывается фокус на системное обучение. Конечно же, можно и нужно преподавать ремесленные навыки, востребованные в отрасли, но ждать от каждого выпускника владения любым необходимым в конкретной редакции ремеслом утопично.
Да, не в каждом университете есть преподаватель-исследователь по конкретной теме. Но факультеты имеют возможность найти нужного специалиста, записать с ним дистанционный теоретический курс, который используется как основа преподавания одновременно в нескольких вузах.
За 4 года бакалавриата те ремесленные навыки, которые будут востребованы в медиакомпаниях, успевают сильно измениться. Вспомните, кого редакторы искали срочно в 2014 году? SMM-щиков. Сегодня больше запросов на специалистов по видеотрансляциям и съемкам с квадрокоптеров. В вузах их пока не готовят. И надо ли готовить их именно там?
,
,
Ремесло осваивается в мастерских, на интенсивных курсах. Они не дадут вам системное образование, высшее образование же не должно брать на себя задачи быстрого практикума, для которых нужны профессиональные ремесленные школы. Онлайновые и офлайновые. Такая школа взяла бы на себя подготовку по конкретным специализациям, востребованным здесь и сейчас. В ней могли бы учиться студенты любых факультетов, а также практикующие журналисты, которым нужно оперативно добрать тот или иной навык.
Преподавать должны практики. Они могут один-два раза в год набирать мастерскую для оттачивания конкретного умения. Такому практику нужно будет пройти лишь курсы педагогического дизайна, чтобы его занятия были эффективными тренингами, а не байками о былой молодости. Результативность таких мастерских оценивать просто: на выходе участники умеют делать то, что нужно, руками и головой.
Такие школы можно было бы открыть как дополнительное образование при вузах, но система вполне может вырасти и как параллельная структура. Она должна быть быстрой, отзывчивой, активной, чтобы реагировать на запросы отрасли.
Современный вуз живет в другом темпе. И должен отвечать за другой уровень знаний и умений. Каждому конкретному факультету нужно четче работать над своим позиционированием, системно продвигая или свой образ ремесленной школы (и тогда авторитет будет зависеть от умений выпускников), или образ классической высшей школы (и тогда стоит сконцентрироваться на качестве преподавания предметов, формирующих картину мира и системное мышление). На двух стульях не усидеть.
Основная проблема непонимания внутри нелюбовного треугольника «медиаотрасль — журфаки — студенты», на мой взгляд, лежит в неконкретности претензий друг к другу. Нельзя сваливать все проблемы в одну кучу, конструктивный диалог возможен, только если разделять и точно определять предмет спора.
Да, хочется получить все сразу и в одном месте. Создать этот магический туннель, в который входят абитуриенты, а выходят «всезнающие и всё умеющие» специалисты. Но если посмотреть на профессиональную подготовку как на «лего» для каждого отдельного человека, то дискуссию будет вести проще.
Специалист в медиа — не цельная литая форма. Это индивидуальный набор деталей «лего» — умений, навыков, опыта, идей и реализованных проектов. В основе этой конструкции может лежать разное базовое образование. Но добирать кирпичики, обновлять их и расширять свой диапазон — ответственность самого специалиста. Места, где можно получить эти дополнительные детали, разнообразны — стажировки, дистанты, мастерские, экспедиции, курсы и тренинги, самостоятельное освоение.
Четко сформулировать, какими навыками нужно обладать сотрудникам конкретной редакции, — это обязанность руководителей медиакомпании, не факультетов. Найти возможности для повышения квалификации или переобучения сотрудников — обязанность редактора или HR-специалиста издания, не вуза. Журфак может решить часть этих задач, но он не является универсальным решением всех образовательных и кадровых проблем отрасли.
,
,
ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА.
Далеко не всем учащимся спортшколы удается пробиться в олимпийский резерв. Но не всем это нужно.
Магистратуры были задуманы для тех, кто точно определился, каких именно знаний в выбранной профессиональной сфере не хватает. В них есть смысл после нескольких лет работы, когда становится понятен карьерный вектор.
Полезны они и при смене направления. Вы окончили бакалавриат по философии (биологии, химии), но жизнь вас привела в медиа. А на определенном этапе вам не хватает системного понимания, как эта сфера работает. Тогда идете в магистратуру по коммуникационным направлениям.
Можно перейти из одного спорта в другой. Из акробатики в прыжки в воду, из гимнастики в фигурное катание. Но придется осваивать азы новой специализации. Пересматривать свой опыт, отказываться от привычного, переучивать руку, глаз, мозг. Фигурист, конькобежец и хоккеист по-разному ставят ногу на коньке, отталкиваются ото льда.
Редакторы в информагентстве, на локальном портале, на национальном телеканале по-разному отбирают новости и формируют редакционную политику. Корреспонденты разных СМИ по-разному расставляют акценты в материалах. Нет универсальных правил презентации информации. Нет людей, которые на высоком уровне могут делать всё.
В магистратуре глубже погружаются в выбранную специальность, поэтому важно определиться, куда именно копать — в профессиональную сторону или исследовательскую. Важно четко понимать, на какой тематической сфере сконцентрироваться. На этом уровне уже нет «всё в одном месте», нужно выбрать направление прицельно. Креатив? Менеджмент? Практическая журналистика? Коммуникации?
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ.
В современном образовании активно используется термин life-long learning (обучение в течение всей жизни). Мастерские, интенсивы, курсы повышения квалификации — формы обучения, которые должны помогать практикующим сотрудникам медиакомпаний поддерживать свой профессиональный уровень.
Редакциям часто требуются очень специфические знания. Как понимать и интерпретировать статистику сайта, как создавать редакционные стандарты, как трансформировать традиционную редакцию в мультимедийную, как монтировать прямо на смартфоне, как сделать бота для сайта. И еще список из пятисот запросов на конкретные умения.
Это уже знакомые нам «лего» — детали, которые становятся необходимыми в процессе развития изданий. Невозможно предусмотреть всё заранее, приходится учиться прямо в процессе работы.
Для таких задач в отрасли жизненно необходимо развивать дополнительное профессиональное образование: интенсивы, практикумы, тренинги, короткие курсы. Студентам таких курсов не стоит ждать от них ответов на все вопросы. Конкретика и интенсив — вот ключевые качества обучающих курсов этого уровня.
Сколько спортсмен продержится в своем профессиональном клубе, зависит от его результатов и регулярных эффективных тренировок. Здесь ответственность лежит на нем, на его тренере, на руководстве его клуба.
Насколько долгой и эффективной будет чья-то профессиональная карьера, зависит от него самого, его редактора, руководителя издания, которые планируют повышение квалификации своих сотрудников. Дополнительное обучение, чтение профессиональных блогов, участие в тренингах, практикумах, очных и дистанционных курсах — обязательная составляющая здоровой жизни профессионала.
И когда менеджеры медиаотрасли посмотрят на содержание и форматы обучения своих сотрудников системно, когда факультеты конкретизируют, что они могут гарантировать своим студентам, а за что не поручатся, когда студенты и практики возьмут на себя выстраивание личных образовательных траекторий, когда мы вырастим работающую сеть дополнительного профессионального образования…
Только тогда дискуссии о компетенциях, стандартах и ответственности превратятся из взаимных обвинений в конструктивный диалог.
,