Статья — это не текст, это проект

Охота на внимание читателя стала главной задачей СМИ. Надо заставить читателя как можно больше времени провести на твоей платформе, с твоим материалом. Какие бы прочие идеологические и коммерческие задачи ни ставились, их решить не удастся, если не получится привлечь внимание.

У СМИ есть два способа добыть человеко-часы (точнее, человеко-минуты). Один связан с трафиком, другой — с лояльностью. В первом случае нужны кровища, секс, кликбейты и сенсации. Во втором случае ставка делается на качество материала, заставляющее вчитываться, а также на возвращение читателей в будущем.

Но самые успешны СМИ сочетают обе модели. Большой трафик с высокой лояльностью — что может быть лучше для СМИ, да и для любого бизнеса в сети.

New York Times имеет хороший трафик (90 миллионов посетителей в месяц), но еще и старается задержать читателя на своих материалах подольше. В 2016 году посетители сайта газеты проводили с ее материалами в среднем чуть больше трех минут, а в 2017-м — целых пять минут. NYT обходит по этому показателю главного конкурента — Washington Post (4,5 минуты).

,

Журналистам в России труднее перестроиться, потому что журналистика у нас выросла не из политики, а из литературы

,

Какими приемами NYT задерживает читателя? Прежде всего, это разнообразие форматов подачи. Издание старается укомплектовать каждый материал дополнительными мультимедийными компонентами. Например, когда в октябре в США безумец открыл стрельбу по толпе в Лас-Вегасе, NYT дополнила свой материал картами и графиками, объясняющими развитие событий. Когда разразился скандал с Харви Вайнштейном, газета добавляла к статьям полные заявления участников и подкасты.

Разнообразить форматы помогает новая издательская система, которая сделала удобной добавку различных мультимедийных форматов к материалу. Кроме того, важен мультимедийный настрой самих журналистов и редакторов: ведь статья уже давно не текст, а мультимедийный проект.

Пишущим журналистам бывает трудно перестроиться. Особенно в России, где журналистика выросла не из политики, а из литературы. Российская журналистика текстоцентрична. Но сейчас надо думать не о том, как написать текст, а о том, какими форматами разработать тему. И это теперь задача журналиста, а не редактора.

,

Заходная иллюстрация: shutterstock.com