Ничего их не берет: интернет все равно в прибыли

,

По итогам первого квартала все три гиганта Big Tech получили рекордные доходы несмотря на противодействие рынка, публики и регуляторов, желающих обуздать их всесилие.

2016 и 2017 годы, казалось бы, стали переломными с точки зрения отношения общества к интернет-платформам. Выборы в США вскрыли тот потенциал влияния, которым обладают соцсети и поисковик. Их доминирование на рынке мнений дополнилось коммерческим доминированием. Facebook и Google вдвоем занимают более 70 % рынка цифровой рекламы в мире.

Политическое влияние и коммерческое доминирование привели к сенатским слушаниям, проверкам регуляторов и даже общественным кампаниям сопротивления. Можно вспомнить, например, целое движение #deletefacebook, когда знаменитости, такие как Джим Керри, Илон Маск или Шер, уходили из Фейсбука и призывали других последовать этому, выражая тем самым недоверие соцсети после скандала с утечкой персональных данных. Но в первом квартале 2018 года Facebook, наоборот, даже нарастил пользовательскую базу на 50 миллионов.

Даже планы Цукерберга изменить настройки алгоритмов Фейсбука и уменьшить показ бизнес-информации в ленте не ухудшили финансовых результатов. Да, акции Фейсбука после объявления об этих планах существенно обесценились на фондовом рынке. Но рекламодатели не отвернулись от соцсети. Слишком хороший инструмент продвижения.

,

Между тем Евросоюз 25 мая все-таки вводит серьезные регулятивные меры в интернете

,

Следовательно, не оправдываются пока надежды старых СМИ, у которых интернет-платформы забирают контент, читателей и рекламодателей. Развернуть ситуацию в свою пользу и ввести более строгое регулирование для интернета, при котором учитывались бы какие-то специальные права поставщиков контента, не получается. Не удается даже просто замедлить могучую коммерческую поступь интернет-платформ.

Между тем Евросоюз все-таки вводит серьезные регулятивные меры в интернете. 25 мая в силу вступает Общий регламент защиты персональных данных (EU GDPR — General Data Protection Regulation). Регламент призван изменить баланс в отношениях между гражданами и интернетом, дать гражданам больше прав в плане контроля своих данных в сети, ограничить использование данных граждан Евросоюза.

Брюссель таким образом пошел в регулировании сети гораздо дальше Вашингтона, хотя европейские правила коснутся всех тех, чьими услугами так или иначе пользуются европейцы, включая Facebook и Google. Однако аналитики уже предрекают, что новый регламент, наоборот, даже окажет гигантам услугу, так как по издержкам на единицу пользователя им будет проще, чем небольшим компаниям (тем же СМИ), внести и поддерживать изменения в учете данных и коммуникациях с пользователями.

,

Заходная иллюстрация: shutterstock.com; скриншот: axios.com