Кажется, все термины, связанные с поисковой оптимизацией, доставляют журналистам настоящую боль — слишком уж технически они звучат: ключевые слова, мета-теги, URL. На самом деле техническая составляющая в этом искусстве минимальна, а вот приток трафика она может дать немалый
Seo (Search Engine Optimization) переводится с английского как поисковая оптимизация. Это комплекс мер по разметке и продвижению вашего сайта для вывода его на первые позиции в результатах выдачи поисковых систем. Главная цель всех манипуляций — приток аудитории и ее дальнейшая монетизация.
Вот термины, которые вам стоит знать, чтобы воспользоваться полезными советами по SEO:
• Keyword — ключевое слово или ключевая фраза, которые используют для поиска.
• Мета-теги — служебные описания, которые содержат важную информацию о веб-документе для поисковых систем. Пользователь их не видит на странице — только «роботы» Google и Яндекса. Вот самые важные мета-теги:
A. Заголовок (title tag)
B. Описание (meta description)
C. Ключевые слова (keywords)
• Семантическое ядро — это набор ключевых слов и словосочетаний, отражающих тематику и структуру сайта.
• Внутренняя оптимизация сайта — комплекс мер для наилучшей индексации сайта поисковыми системами (например, заполнение мета-тегов, использование тегов h1, h2, h3, внутренняя перелинковка, то есть ссылки из разных материалов внутри сайта друг на друга и т. д.).
Примечание: английские названия терминов — это чаще всего элементы кода HTML, который работает только на английском языке, поэтому важно сохранить в тексте их оригинальные названия.
ЗАЧЕМ ВАМ НУЖНА ПОИСКОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ?
Сеть переполнена контентом. Какова вероятность, что именно вашу статью найдет потенциальный читатель? Большинство пользователей перейдут по первым пяти ссылкам. Дальше идут только самые пытливые.
Помимо этого, пользователи склонны доверять поисковым сервисам. Если материалы расположены на первых строках выдачи — это дополнительная гарантия достоверности информации.
Статистика также на стороне поисковой оптимизации: солидная доля трафика большинства онлайн-изданий приходится на органический поиск, то есть на заходы через поисковики.
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Прежде всего стоит определить, каким поисковым сервисом чаще пользуется ваша аудитория, так как принципы их работы несколько отличаются. Посмотреть статистику именно для вашего сайта можно в любом из аналитических счетчиков, которыми вы пользуетесь (например, Google Analytics). Сказать наверняка, по какому принципу работает поисковик, невозможно, этого не знает никто, кроме самих разработчиков системы, да и эти принципы все время меняются, чтобы избежать накруток. Тем не менее есть рекомендации, основанные на личном опыте специалистов по продвижению, и официальные рекомендации, которые дают сами поисковые системы.
Пользы от них, правда, может оказаться мало. Вот, например, три ключевых совета от Яндекса в стиле «капитана Очевидность», описанные в статье «Яндекс и поисковая оптимизация»:
• создавайте привлекательный дизайн
• повышайте удобство интерфейсов
• наполняйте сайт полезной информацией
Также разработчики предупреждают, что искусственная оптимизация, то есть использование проплаченных ссылок, промежуточных страниц (так называемых дорвеев), ни к чему не приведет, алгоритм все равно вычислит халтурную работу и понизит сайт в выдаче.
Похожие руководства можно найти у каждой поисковой системы. Например, Google выпустил многостраничное и очень подробное «Руководство по поисковой оптимизации для начинающих».
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Если вы не профессионал, но очень хотите видеть свои материалы на первой странице поисковой выдачи, вот несколько универсальных советов.
1. Публикуйте качественный контент
Как бы банально это ни звучало. Актуальность и релевантность заданной в заголовке темы, хорошо написанный текст — это не только залог лояльности читателя, но и понятный сигнал для поискового механизма, что ваш сайт заслуживает доверия, его можно рекомендовать пользователям.
2. Не забывайте про alt-текст
Так называют краткие описания визуальных материалов. Впрочем, это не подписи к фотографиям, которые видят большинство читателей. Alt-текст — это вид мета-данных, который прописывается в коде и привязан к конкретному объекту — например, картинке. Если картинка по какой-то причине не загрузилась, вместо нее пользователь увидит alt-текст. Его же голосовой генератор зачитает слабовидящим пользователям, которые не могут увидеть саму картинку.
То есть при обычной загрузке страницы вы этот текст не увидите, а вот поисковая система — да, потому что любая страница для нее — это в первую очередь последовательность символов. Содержание изображений и видеороликов поисковики все еще анализируют из рук вон плохо.
Добавить alt-текст можно через код HTML (это атрибут элемента ) или через систему управления контентом (CMS). Во втором случае текст вводится в поле, которое в большинстве интерфейсов так и называется — «Alt-text», «Alternative text» или просто «Alt».
В отличие от подписи к фотографии, которая отображается на сайте, alt-текст должен быть максимально примитивным и описательным. Если вы разместили картинку с бегущей по полю ламой, так и напишите: «Бегущая по полю лама».
3. Следите за URL
URL (Uniform Resource Locator), то есть адрес веб-страницы, который вы видите в верхней строке браузера, не должен быть перегружен лишними словами и символами. В идеале каждый раз оставляйте в этой строке только несколько ключевых слов, которые непосредственно относятся к теме материала. Никаких союзов и междометий на латинице.
4. Используйте подзаголовки
Речь не о традиционном делении текста на части с использованием подзаголовков (хотя это тоже важно для лучшего восприятия текста), а об элементах кода HTML — тегах h1, h2, h3, h4, h5 и h6. Они показывают важность каждого заголовка и используются для построения иерархии в тексте. Самый первый заголовок на странице традиционно относится к тегу h1 (так называемый title tag, про который мы уже говорили выше). Он отображается и на вкладке страницы в браузере, и в качестве основного кликабельного элемента в поисковой выдаче.
Вот что говорит Яндекс относительно оформления страницы и тегов h1-h6:
При ранжировании учитываются не только формальное соответствие тексту запроса, полнота представленной информации и ее актуальность, но и то, как она структурирована и оформлена. Правильное оформление заголовков в тексте помогает пользователю быстрее сориентироваться на странице, а значит, экономит его время. Кроме того, и роботу Яндекса будет проще разобраться со структурой документа. Поэтому следует выделять этими тегами заголовки в соответствии с иерархией документа.
,
,
В общем, вы поняли: время кирпичей текста и заборов из букв прошло. Структурируйте материалы и правильно их размечайте.
5. Ссылки важны
В первую очередь большой вес для поисковой системы при оценке вашего ресурса имеют внешние ссылки — те, которые приводят к вам пользователей с других сайтов. Они помогают сервису оценить уровень доверия пользователей и других сайтов к вашей странице. Чем больше ссылаются — тем лучше. Не стоит забывать и про внутренние ссылки, которые ведут на другие материалы на вашем сайте (этот метод часто называют перелинковкой). С их помощью можно повысить рециркуляцию читателей по сайту, ускорить индексацию и выстроить удобную навигацию.
Существует несколько вариантов перелинковки. Самый распространенный — это контекстная перелинковка, когда ссылки на другие ваши материалы находятся непосредственно в тексте. Также не стоит забывать про раздел «похожие материалы», который чаще всего находится в конце материала. Есть несколько советов по использованию ссылок в тексте:
• Нет смысла ставить ссылку на одну и ту же статью несколько раз, робот учтет только первое упоминание (разве что для удобства читателя).
• Чисто визуально лучше ставить одну ссылку не чаще, чем на тысячу знаков текста, иначе будет сложно воспринимать материал.
• Используйте якорный текст — то есть прячьте ссылку за конкретными подходящими по контексту словами, не вставляйте ее в техническом виде со всеми этими «http», «//;» и прочее.
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА?
Ключевыми словами, или keywords, называют как элементы мета-тегов, так и слова в тексте, заголовке или описании, которые соответствуют поисковым запросам пользователей.
В случае с элементами кода HTML ключевые слова прописываются в контейнере
, строка • Ключевые слова должны стоять ближе к началу заголовка.• Оптимальная длина заголовка варьируется от 50 до 70 знаков (длинный заголовок не отобразится полностью в поисковой выдаче).
• Не стоит искрить метефорами — чем проще и понятнее, тем лучше. Человек вбивает в поисковую строку предельно простые слова, чаще всего даже не усложняя их склонениями и спряжениями.
• Есть цифры или статистика — используйте их в заголовке! Заголовок «7 способов провести выходные на Урале» лучше привлечет внимание читателя, чем «Морозный уик-энд на Урале».
• Используйте скобки для указания на тип контента. По данным исследования «Data Driven Strategies For Writing Effective Titles & Headlines», это увеличивает кликабельность заголовка на 38 %. Например: «Как повысить уровень конверсии путем сокращения выбора (инфографика)».
• Если ваш материал содержит фото, укажите это в заголовке (также посредством скобок). Это хорошо сказывается на кликах.
• Если в заголовке есть не связанные между собой конструкции (например, название статьи и название издания), их можно разделить между собой вертикальной чертой.
КАК СОСТАВИТЬ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ?
Мета-описание — это тег meta description. Чаще всего именно он используется для формирования сниппета — то есть фрагмента, который отобразится на странице выдачи.
Описание должно рассказывать человеку о вашем тексте и побуждать его открыть страницу. Максимальная длина — 140-160 символов (объем усреднен и в разных источниках варьируется). Мета-описание должно быть простым, понятным, без чрезмерного употребления ключевых слов / фраз, заглавных букв, рекламных слоганов, лишних символов (для «украшения») и восклицательных знаков.
В современных CMS описание будет заполняться, скорее всего, в соответствующем поле Description, сразу после заголовка, автоматически на основе лида вашей статьи.
***
Принципы поисковой оптимизации постоянно меняются, но есть правило, которое останется верным всегда: качественный контент на первом месте. Если статья написана коряво, не удерживает внимание и ее с трудом можно дочитать до второго абзаца, то никакие навыки SEO ее не спасут. Поэтому поисковая оптимизация — это помощник, но никак не волшебное средство от всех бед.
,