Работаешь в СМИ? А есть ли у тебя «план Б»?

,

Мария Конникова  из New Yorker решила написать книгу о покере по методу «журналист меняет профессию». Об игре Мария знала мало. Единственным ее «игровым» активом была докторская степень по психологии. В этом и был замысел книги: описать путь новичка. Журналистка пошла в ученики к профессиональному игроку, стала тренироваться, участвовать в турнирах.

Сбор материала для книги шел хорошо. В январе Мария победила на всеамериканском турнире, получив 86400 долларов призовых. Поразмыслив немного, она решила подождать с книгой и заняться интересной фактурой поплотнее. Решение сразу же окупило себя — на последовавшем азиатском турнире Конникова стала второй, заработав еще 57519 долларов.

Книгу пришлось отложить, не до нее. Впрочем, Мария уверяет, что вернется к проекту книги в 2019 году. Видимо, это будет зависеть от турнирных успехов. Или от турнирного календаря.

Журналист — профессиональный дилетант. Отсутствие глубины знаний у журналиста компенсируется широтой эрудиции. Эта черта профессионально необходима, она позволяет охватывать самый широкий спектр тем и вникать в них почти на уровне специалиста, — но так, чтобы было интересно посторонним.

Однако иногда журналист специализируется в теме так дотошно, что сам становится специалистом-предметником и бросает былое волшебство ради заработка. А журналистская эрудиция и умение вникать в новые темы помогают ему достигать высот уже на новом поприще. У каждого журналиста есть бывшие коллеги, переметнувшиеся в индустрию, о которой они писали.

,

В пиццерии дела шли все лучше, а в редакции — все хуже…

,

Идея конвертировать журналистские знания о каком-либо предмете в новую профессию становится все более актуальной. В Фейсбуке даже есть группа «Каков твой план Б?». Ее основатель Рас Кендал еще во время работы в газете увлекся изготовлением пиццы. Рецепты и любовь к пицце перешли к нему от деда — профессионального шефа. В пиццерии дела шли все лучше, а в редакции — все хуже. В конце концов, Рас ушел из журналистики и занялся пиццей. Доходы выросли, а давление снизилось.

Когда в 2014 году Рас узнал об очередных увольнениях в СМИ, приключившихся с его друзьями, он создал в Фейсбуке группу What’s Your Plan B? Через два дня в группе было 400 журналистов. Сейчас — 12552. Среди участников даже есть журналисты, освещавшие работу президента в Белом доме. Журналисты делятся своими «Планами B» — кто куда устроился или планирует устроиться после работы в СМИ.

Большинство, конечно, так или иначе связывает продолжение карьеры с медийными профессиями  —  с пиаром, маркетингом, издательским делом. Многие думают о самостоятельных медиа — блогах, подкастах и всем таком.

Безусловно, это разумно — использовать специальные знания, приобретенные во время работы в СМИ, а также журналистскую хватку и сметку. У многих получается. Примеры Кендала или Конниковой, наверное, могут кого-то вдохновить. Хотя, с другой стороны, в них отражается закат эпохи.

Кроме покера и пиццы, есть и другие популярные  у журналистов темы. Например, криптовалюта. И еще политика. Впрочем, политика  всегда была популярным продолжением журналистской карьеры, достаточно вспомнить Франклина, Мильтона, Маркса, Ленина, Троцкого.

,

Скриншот: deadspin.com