В мире существует три модели отношения государства к средствам массовой информации: прямая и косвенная поддержка, только косвенная поддержка (в основном через налоговые льготы) и отсутствие таковой в принципе (за исключением содержания государственных СМИ). Доклад Всемирной новостной и газетной ассоциации показывает, что в каждой части света есть свои традиции в использовании той или иной модели и, конечно, свои особенности. Не является исключением и Россия.
«ТОТАЛЬНАЯ» ЗАБОТА
Европейские страны тяготеют к наиболее полной модели поддержки медиа. Различается только отношение к цифровым проектам — чаще всего они живут вне льгот и субсидий и платят налоги по полной ставке. Однако ситуация в скором времени должна измениться.
В Австрии помимо стандартных субсидий и льготного налогообложения издания могут получить деньги на обучение сотрудников или наем зарубежных корреспондентов.
В Бельгии издания имеют льготы не только на почте, но и на железной дороге, с чем оператор железнодорожных сетей постоянно борется.
Эстония субсидирует доставку прессы в сельских районах, а также культурные издания.
Полмиллиона евро тратит Финляндия на издания на шведском языке и языках меньшинств. Еще 20 миллионов ежегодно уходят на инновационные медиапроекты.
Система государственных субсидий Франции — одна из самых старых, созданных в послевоенный период. Больше 250 миллионов евро в год страна тратит на поддержку прессы (распространение, плюрализм и модернизацию), отдельно на поддержку местных СМИ, а также национального информационного агентства AFP.
В Италии исторически поддерживают газеты, представляющие политические партии, кооперативы журналистов и газеты, представляющие языковые меньшинства или зарубежные итальянские сообщества, в виде возмещения затрат за прошлогодние расходы. В 2010 году в стране отменили почтовые льготы, но сохранили льготы на использование журналистами телефонной связи.
Помимо стандартных мер в Люксембурге у коммерческих компаний есть обязанность публиковать в СМИ юридические заявления. В 2016 году компании добились того, что обязательство сократилось до 50 %.
В Норвегии каждая газета с тиражом меньше 6000 получает помощь от правительства. Газеты, занимающие второе место в рейтинге на местном рынке (по тиражу), получают дополнительную помощь. От НДС в 25 % освобождены и печать, и цифровые медиа. Помощь прессе в Португалии гарантирована конституцией, которая устанавливает обязанность государства по поддержке прессы. Для получения поддержки издание должно иметь в штате определенное количество журналистов и продавать определенное количество экземпляров.
В Швеции обсуждается поддержка не только прессы, но и цифровых газет, бесплатных изданий и информационных агентств.
ЛЬГОТНАЯ ОПЕКА
В Канаде помощь предназначена только газетам с тиражами меньше 25 000 экземпляров, а льготы зависят от количества реализованного тиража.
В США косвенная поддержка минимальна — Почтовая служба страны предоставляет льготы отдельным издателям, но реальную экономию от них могут получить только сельские еженедельники. При этом официальные сообщения СМИ должны публиковать «по долгу службы». Например, рейтинги домов престарелых от Министерства здравоохранения.
Страны Латинской Америки поддерживают медиа в основном через снижение налоговых ставок. В Бразилии и Колумбии СМИ и вовсе освобождены от НДС. В Чили же создали специальный фонд, который распределяет субсидии проектам, расширяющим роль коммуникаций в социальном и культурном развитии, защищающим самобытность регионов, а также направленным на экономическое, социальное и культурное информирование и укрепление системы образования. В Мексике поддержка идет через покупку рекламных площадей для официальных объявлений. Уругвай субсидирует типографские расходы для СМИ во всех регионах, кроме столичного.
Из европейских стран в эту группу попали несколько стран с достаточно скромными льготами, в основном налоговыми. Это Германия, Испания, Ирландия, Швейцария. Интересен пример Венгрии, которая поддерживает медиа с небольшим доходом (впрочем, исключений в законе настолько много, что налоговые послабления доходят совсем до немногих). Налог на рекламу в Венгрии был настолько дискриминирующим, что пришлось вмешаться Евросоюзу для изменения правил его начисления. В Нидерландах существует государственный фонд инноваций в журналистике со скромным годовым бюджетом. Изначально предполагалось, что фонд будет поддерживать только прессу, но несколько лет назад он был открыт также для государственных журналистских организаций. На Украине пресса может использовать льготный почтовый тариф при доставке тиража газет и журналов «газетными пачками», но не при доставке отдельных экземпляров («универсальная почтовая доставка»).
Правительство Великобритании планирует ввести временную скидку в размере 1500 фунтов стерлингов на аренду офисов для английских газет. Цель этой меры — помочь местной прессе сохранить присутствие на газетных прилавках центральных улиц.
Поддержка в азиатских странах минимальна. В Китае выделяются средства на цифровые проекты. В Индии не облагаются налогом газетная бумага, продажи газет и рекламы. Правительство Японии планирует снизить налог на продажи для газет до 8 % (с 10 %). В Малайзии и Тайване пресса освобождена от НДС.
БЕСПРИЗОРНАЯ ПРЕССА
Некоторые страны Восточной Европы пока не слишком дружелюбны к своим СМИ. В Болгарии нет поддержки, в Чехии поддерживают лишь журналы, издаваемые для национальных меньшинств на их родных языках.
В основном в третью группу попали страны Африки. В Эфиопии частным медиа запрещено получать средства и от правительства, и от иностранных лиц. Зато журналистам, работающим на правительство, оплачиваются все расходы, связанные с функционированием, распространением и реорганизацией их газет.
Нет поддержки и в Кении. Особо отметим ситуацию в ЮАР, где рынок поделен между четырьмя медиакомпаниями. Понимая опасность монополизации сферы СМИ, власти страны все же учредили субсидии для поддержки малых и независимых медиа.
В Новой Зеландии помощь оказывает только госагентство NZonAir. Но оно патронирует лишь местное телевидение, правда, включая и частные каналы.
,