,
,
Сергей Мешавкин
редактор медиагруппы «Феномен»
• «Будьте терпимее к чужому мнению».
,
,
• «Всего три безусловные вещи могут сделать оформление газеты качественным: соблюдение модульной сетки, системы стилей и иерархии публикаций. ключевое слово — безусловные».
,
,
,
Сергей Мостовщиков
журналист, редактор, фотограф
• «Честно сказать, я не считаю себя вправе давать людям какие-либо советы. Мне кажется, человеку нельзя помочь, если он сам об этом не попросил. что касается работы журналистом, то я могу дать три рекомендации:
1. найдите работу
2. идите на работу
3. работайте».
,
,
,
,
Екатерина Балеевская
арт-директор ЖУРНАЛИСТА
• «КРУГОЗОР. Если вы чувствуете недостаток образования, это нормально — читайте книги! Не ощущаете — читайте всё равно до появления чувствительности. Весь джентельменский набор чтения для дизайнера легко найти в интернете».
,
,
• «ОДИНОКИЙ ГЕНИЙ. Дизайнер в собственном соку — жалкое зрелище, широкий кругозор и насмотренность — залог успеха. Для начала заведите подписки на Pinterest, пусть это будут не только котики».
• «ЗАЧЕМ? «Это такая фишка, вау!» — недостаточное обоснование, осознанность в работе нужна в первую очередь для себя, но всегда поможет объяснить идею коллегам или клиентам».
• «О ЛЮБВИ. Арт-директор должен дружить с редактором. Война партии букв с партией картинок неизбежно приводит к поражению обеих. Хороший продукт — всегда дитя любви».
,
,
,
,
Юрий Трубников
фотожурналист, преподаватель кафедры фотожурналистики журфака МГУ и Высшей школы телевидения
• «Постарайтесь быть честными перед людьми и перед собой. Не жалейте себя. Ловите кайф от журналистики!».
,
,
,
,
Алексей Яблоков
журналист, редактор, блогер
• «Все просто: хочешь быть журналистом — будь. Смотри вокруг. Ничего не бойся».
,
,
,
,
Всеволод Пуля
главный редактор Russia Beyond, редактор ЖУРНАЛИСТА
• «Используйте лучшие работы других медиа и блогеров для вдохновения, а не для копирования».
• «Ставьте цели по выручке и трафику на год, но дробите путь к ним на несколько этапов — и проверяйте динамику».
• «Отдыхайте и переключайтесь чаще — так мозг получит подпитку для свежих идей».
,
,
,
,
,
Андрей Мирошниченко
медиаэксперт, колумнист ЖУРНАЛИСТА
• «В Новом году можно пожелать целым редакциям, а также персонально редакторам и журналистам — максимальной диверсификации. Диверсификации во всем — в доходах, в умениях, в сферах приложения сил, в каналах распространения. Только обладая множественными умениями и, главное, умением управлять этой множественностью, можно добиться успеха в нынешних условиях».
• «Перед журналистами, как и перед артистами или учителями, стоит базовая моральная дилемма — подстраиваться или настраивать? Должен журналист, учитель или артист идти за толпой или вести толпу? Увы, кризис снижает поле маневра. Журналистам в Новом году я хочу пожелать сделать этот выбор с пользой и для общества, и для себя. Для этого надо делать не «интересное» важным, а «важное» — интересным. Пусть в Новом году получается почаще».
• «В отличие от писательства журналистика — управляемое творчество. Есть производственный процесс, есть планы, бизнес-показатели и дедлайны. Несмотря на все регламенты, пусть еще будет немного места для удачи. Пусть сенсационное событие произойдет не для прохожего случайного блогера, а рядом с журналистом. Пусть зубодробительная секретная информация достанется не хакерам, а репортеру, которому она нужна для дела. Пусть спорадические флуктуации миллионного трафика обрушатся не на случайный бессмысленный ролик, а на добротный видеосюжет хорошего журналиста».
,
,
,
,
Виталий Челышев
журналист, редактор, член редколлегии ЖУРНАЛИСТА
• «Беречь свободу и независимость смолоду. Иначе никак. Все редакторы и всё окружение, все будут знать, что к тебе с неприличными предложениями (покривить душой) и подступаться не нужно. Ты не будешь кричать, топать ногами, рвать рубашку на груди (своей или чужой) во имя свободы. Тебе достаточно будет только головой покачать, и от тебя отстанут».
• «Понимай то, о чём пишешь. Перед беседой с инженером-строителем, почитай об этой профессии, постарайся узнать о прошлом человека, с которым будешь беседовать. То же — с врачами, воспитателями детских садов, военными, полицейскими. Чем меньше знаешь, тем больше слушай. Человек с закрытым ртом и открытыми ушами — лучший собеседник. Идеально подготовленного к беседе журналиста инженер должен принять за инженера. врач — за врача, спортсмен — за спортсмена и т.д. Но для читателя не лукавь в письме, не щеголяй обретёнными терминами, ибо читатель и есть твой главный собеседник, и он должен понять в твоём рассказе всё, даже самое сложное. Понять так, чтобы уметь пересказать другому, не соврав и ничего не додумав».
• «Соблюдай драматургию текста, видео, рассказа по радио. Заставь читателя, зрителя или слушателя несколько раз предельно напрячься, помни, что благородные слёзы у него вызывают не столько «милость к падшим», сколько победа справедливости, когда Золушка становится принцессой, сумасшедший глухой старик — пророком космической эры, судимый за тунеядство — лауреатом Нобелевской премии по литературе. Если твой материал никого не заставил рассмеяться, заплакать или начать действовать, чтобы изменить жизнь собственную и жизнь других людей, этот материал написан напрасно».
• «Не верь всяким замминистра, говорящим, что никакой миссии у журналистов нет, что их единственная задача — работать на дядю, который платит им зарплату, и приносить ему, этому дяде, прибыль. Так можно работать, но это не журналистика. Литературное рабство, хуже, чем подёнщина, это попытка исказить нашу профессию, превратив литрабов в крепостных. А потому сам выбирай, с каким СМИ сотрудничать, чтобы взгляды, пропагандируемые данным СМИ, не мешали тебе излагать собственные взгляды, а ещё лучше — совпадали с твоими. Таких СМИ может не оказаться рядом. Но мир не ограничен вашим районом, областью, краем, даже страной. Наша миссия — объединять, а не разъединять людей».
• «Будь солидарен с несправедливо гонимыми, увольняемыми, с теми, кто принимает страдания за правду. Тогда и твоя правда, твоя позиция могут надеяться на солидарность коллег. Этой солидарности сегодня мало. Но придёт время, когда без неё нельзя будет обойтись. И вам не нужны будут призывы к солидарности. Вы сами поймёте, что пора».
• «Если вы зрелый журналист, редактор или издатель, оберегайте младших коллег, не конкурируйте с ними, но дайте им раскрыться и завоевать любовь читателей, слушателей, зрителей, и не ждите, что вам кто-то будет за это благодарен. Так вы оберегаете свои издания. Так вы строите то будущее, о котором, возможно, мечтали в юности».
,
,
,
,
Елена Вартанова
декан факультета журналистики МГУ
• «БУДЬТЕ ГРАМОТНЫМИ. Для журналиста владение родным языком, умение точно выражаться, использовать богатство его ресурсов, — важнейшая профессиональная компетенция. В России, мультикультурной и полиэтнической стране, русский язык как государственный язык и как язык общего информационного пространства является и пространством гражданской коммуникации, и основной культурной средой, формирующей и укрепляющей национальную идентичность. Говоря о грамотности журналиста, нельзя забывать и про знание иностранных языков, высокой эрудиции, развитого кругозора. Журналист должен постоянно заниматься самообразованием».
,
,
• «ВЕРЬТЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ МИССИЮ. Журналист в России всегда больше, чем просто репортер. Даже когда он сообщает факты, его воздействие на общественное сознание очевидно, поскольку аудитория уверена, что журналист выполняет профессиональную миссию. У журналистики сегодня больше функций, чем только информировать, просвещать, развлекать. Фактически она интегрирует общество, поддерживает культурную и гражданскую идентичность, помогает каждому человеку делать ежедневный выбор. У российского журналиста и сегодня остается одно исторически важное преимущество перед аудиторией — способность критического мышления и стремление к правдоискательству».
• «ПОМНИТЕ О СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Не забывайте принципы, фиксирующие признание журналистами своих обязанностей перед обществом на глобальном уровне: право граждан на достоверную информацию, объективное освещение событий, социальная ответственность, профессиональная честность, уважение частной жизни и достоинства, уважение общественных интересов, уважение всеобщих ценностей и многообразия культур, борьба против войн и других бед, грозящих человечеству. Журналист просто обязан понимать, какие общественные последствия может вызвать его материал, и потому он должен соблюдать принципы ответственности перед обществом и своей аудиторией. Это, впрочем, не исключает ответственности перед главным редактором и владельцем медиакомпании, действующей на рынке, поэтому журналисту каждый раз приходится искать оптимальное решение».
,
,
,