Вот и снова звучит труба. Опять фронтовые журналисты со всего мира тянутся туда, где падают крылатые ракеты, где разворачивается очередная битва. Одни называют ее борьбой с террористами, другие — сражением с диктаторским режимом.
Разобраться в том, что же это на самом деле, должен помочь честный и независимый корреспондент. Только остались ли такие на белом свете?
Немецкий автор Удо Ульфкотте, книга которого «Продажные журналисты» стала бестселлером, издана во многих странах, в том числе и у нас, горько вздыхает по этому поводу: «Первое, что умирает на войне, это правда».
Немец и сам бывал в районах, охваченных боевыми действиями, к его виску приставляли автомат, он знает, что говорит.
СМИ давно стали своеобразным «родом войск», который в ходе вооруженных конфликтов используется наравне с ракетами, танками и спецназом. В руках циничных пропагандистов они становятся оружием массового поражения.
А чтобы отсечь нежелательное освещение, театр военных действий сразу и жестко ограничивают для посещения независимыми корреспондентами, пускают только «своих», проверенных и предсказуемых, причем даже их репортажи подвергаются внимательной цензуре.
Так было в Ираке в 1991 году, в ходе операции «Буря в пустыне», когда к каждому (!) из приехавших в Багдад журналистов местные спецслужбы приставили своего соглядатая. Без ведома этого человека ты не мог покинуть стены отеля, а любой текст перед отправкой в редакцию сначала просматривался им.
Так было в Югославии в 1999-м и в Ираке в 2003-м, когда американцы с помощью ТВ сделали из своего вторжения грандиозное мировое шоу: телекамеры стояли повсюду — на палубах авианосцев, в военных штабах, на наступающих танках, на крышах домов, в окопах и даже на бомбах, которые несли смерть.
,
,
Смотрите, как точно наша бомба летит прямо в иракский штаб! Смотрите, какая колоссальная мощь сосредоточена в Персидском заливе! Смотрите, как охотно сдаются в плен хваленые солдаты Хусейна! Наши невидимые бомбардировщики. Наши лучшие в мире крылатые ракеты. Наши морские пехотинцы. Тогда американский президент Буш хотел продемонстрировать, кто в лавке хозяин, и он сделал это. Народ безмолвствовал. И все это во многом благодаря «продажным журналистам».
Однако со временем карты основным игрокам перепутали те корреспонденты, которые не были официально аккредитованы при штабах коалиции, а значит, и не играли по правилам, установленным в Белом доме. Их было немного, но именно благодаря им мы видели другую сторону войны. Как целясь в Саддама, они попадали в детей и женщин. Как чудовищным разрушениям подвергались города, селения, исторические памятники. Как свои «мочили» своих. Как били по колонне дипломатов, над которой реял российский флаг.
Возможно, лучше всех о фронтовых журналистах сказал Артуро Перес-Реверте. Это известный испанский писатель, автор множества книг, лауреат самых престижных международных премий. Но начинал он как военный корреспондент. Прошел через многие битвы на Балканах, когда в кровавых муках распадалась Югославия. Возможно, мы с ним где-то пересекались, на дорогах войны. Во всяком случае, я хорошо знал некоторых персонажей его прекрасной и горькой книги «Территория команчей».
Эпиграфом к «Территории» Артуро Перес-Реверте выбрал цитату, принадлежащую Тиму О’Брайану:
В правдивой истории войны никогда нет морали. Она не учит, не вдохновляет, не дает примеров для подражания и не мешает людям заниматься тем, чем они занимались всегда. Если история войны выглядит как мораль, не верьте ей.
Собственно, вся «Территория команчей» именно об этом. О том состоянии безумия, в которое впадают люди, начиная зверски уничтожать друг друга. О незавидной участи честных фронтовых корреспондентов, которые в итоге становятся опасными и нежелательными свидетелями кровавых преступлений, а потому подлежат уничтожению. Никакой морали, только грязь и мерзость.
Когда войны затягиваются, разлагая людские души, журналисты вызывают все меньше симпатий. И тогда из человека, который снимает солдата, чтобы невеста увидела его на телеэкране, ты превращаешься в ненужного свидетеля.
Тем, кто мечтает о карьере военного корреспондента я бы рекомендовал для начала познакомиться с этой книгой. Тогда иллюзий станет меньше.
А тем, кто сегодня едет на Ближний Восток, пожелание удачи. И почти невыполнимый совет: расскажите нам правду. Постарайтесь опровергнуть немецкого автора Удо Ульфкотте.
Правда, став общим достоянием, помогает войны завершать. И значит спасает чьи-то жизни. Разве не для этого мы работаем?
,