Стартап, который лопнул, но показал, как вовлечь читателей в журналистику

Когда в 2010 году запустился проект OpenFile («Открытое досье» — прим. пер.), сплоченное содружество канадских медиа отреагировало с энтузиазмом, смешанным с легким скептицизмом. Газеты с историей — Globe and Mail и National Post — говорили, что OpenFile собирается сделать революцию в онлайн-новостях. Ну или, как минимум, «переосмыслить» их.

Концепция была элегантной: попросить читателей рассказывать журналистам, что, по их мнению, важно, и, исходя из этого, принимать редакционные решения. Два года спустя медиаиндустрия столь же увлеченно наблюдала, как  OpenFile, приостановив публикации, ожесточенно бился с фрилансерами, которым не смог заплатить, и в конце концов — закрыл свой сайт.

Дэвид Топпинг, бывший редактор OpenFile:

В Канаде никогда не повторяют неудачную попытку.

Проект выпустил множество интересных статей, поставив во главу угла свою аудиторию, пытаясь доказать, что граждане, которые разбираются в медиа и активны в сообществах, будут участвовать в редакционной работе, если дать им зеленый свет. Однако кое-что OpenFile не продумал, а именно финансирование работы с аудиторией, которое позволило бы журналистам больше времени посвятить своему сообществу и охватить больше его участников.

 

Знание местной жизни — огромная ценность

Идея открыть досье для читателей была достаточно изящна. Цифровые папки должны были аккумулировать информацию: читатели добавляли туда ссылки, комментарии, фотографии, видеоролики и документы о проблемах в своих сообществах. Именно так работал OpenFile в лучшие дни. Используя почтовые индексы как геолокаторы, читатели в Торонто, Ванкувере, Калгари, Монреале, Галифаксе и Оттаве могли открывать файлы, а те, кто жили рядом, могли добавлять свою информацию. Если дело по обычным редакционным критериям тянуло на хорошую статью, редактор поручал его журналисту.

Уилф Динник, основатель OpenFile, говорит, что проект сразу же обнаружил «огромную ценность» местной информации, которую упускала традиционная старая пресса. По его словам, репортеры в своих поисках имели большие возможности:

У нас были контакты, прямые адреса электронной почты и масса информации.

Однажды заведенное досье уже не закрывалось. Журналистам предлагалось обновлять свои статьи, открыто делать поправки и даже публиковать еще незаконченные истории. Журналистка OpenFile из Галифакса Лоракс Б. Хорн говорит, что каждая история была как «звено в цепочке, к которому прикреплялись все новые и новые звенья». В результате получался «архив местных новостей, который со временем увеличивался».

Истории, инициированные читателями, ломали традиционную медиамодель. В модели OpenFile, на первом этапе досье заводит один человек. Обычно этим человеком был образованный, разбирающийся в прессе, активный участник сообщества. Как только досье открывалось, появлялся стимул поделиться информацией с другими (второй этап), включая тех, кто были не так вовлечены в историю, но могли поделиться какими-то идеями. Главным этапом для OpenFile был третий, когда локальная проблема трансформировалась в историю, интересную более широкой аудитории. Кроме того, была надежда что на этом этапе найдутся новые темы, и их разработка снова пойдет по той же схеме.  

В традиционной редакционной практике журналист или редактор (или оба сразу) сначала решает, какую историю публиковать, а затем делится этим с сообществом. Но если эту модель перевернуть с ног на голову, истории, которые поначалу выглядят нелепыми, на самом деле могут оказаться важными. «Мы поняли, что не надо отказываться [от истории] только потому, что она описана не так, как это сделали бы мы, журналисты», — говорит Динник.


Сегодня мы открываем новую рубрику: «Истории отовсюду». Теперь вы можете читать о том, что происходит в любом уголке страны!


Многие бывшие сотрудники OpenFile вспоминают пример одного из ранних успешных дел — историю дома 204 на Бич Авеню в Торонто. Все началось с коттеджа на большом участке в районе Бич на востоке Торонто, построенного лет сто назад. Джефф Тихан, соучредитель цифрового агентства Teehan+Lax, а теперь директор по дизайну продукции в Facebook, купил его и планировал снести дом и построить новый — такой, в котором могла бы жить его жена. У нее обнаружили редкое неврологическое расстройство, в результате чего ей потребовалось инвалидное кресло. Он собирался получить разрешение на строительство, однако соседи неожиданно возмутились тем, что постройка будет уничтожена, и заявили, что дом имеет историческую ценность и его нельзя перестраивать.

Другой совладелец агентства, Джон Лэкс, завел досье на дом 204, и уже через неделю послал первый рассказ. По словам Лэкса, OpenFile «среагировал моментально». «Это очень обнадеживает, когда ты видишь, что кто-то обратил внимание. Когда кто-то сторонний считает, что “об этом надо говорить”, это очень важно».

Джош О’Кейн, репортер, которому поручено было это дело, писал о доме 204 почти все лето. Кульминацией эпопеи стала статья, вскрывшая еще одну, гораздо более обширную проблему, касавшуюся отдела, который занимался историческим наследием города. К О’Кейну попала внутренняя переписка персонала, из которой он узнал, что в штате очень не хватает работников, и фактически только один-единственный человек мог заниматься домом, вокруг которого разгорелись споры.

Поскольку редакция OpenFile решила не бросать это дело, О’Кейн продолжал писать и смог в маленькой районной истории отразить большую общегородскую проблему:

Я понял, что даже самая мелкая история может дам нам возможность поддерживать связь с людьми, потому что в любой истории может оказаться еще одна тема, о которой стоит написать.

 

Проблемы в производственной цепочке

J-Source признал Динника «Журналистом 2012 года» в Канаде за «вовлечение граждан в общественную журналистскую работу на местах, за независимую работу без поддержки и страховки со стороны признанной журналистской организации». 

OpenFile отмечал свои журналистские успехи, но компания все еще не понимала, как зарабатывать деньги. OpenFile начал с инвестиции в несколько миллионов долларов от анонимного мецената. По расчетам Динника, публикация одной статьи обходилась газетам в $1000. Он надеялся сделать статьи чуть дешевле и продавать их с прибылью обратно газетам. К сожалению, он не мог наладить процесс достаточно быстро, чтобы обеспечить работу организации.

В сентябре 2012 года OpenFile остановил публикации. Сегодня проект существует только в качестве домашней страницы сайта и замороженной учетной записи Twitter.

Вот три главных урока, которые, по нашему мнению, можно извлечь из внезапного ухода OpenFile с канадской медиасцены.

 

,

,

Урок 1: Поймите, что вы собираетесь делать

Прежде чем вы попросите уделить вам секунду своего времени кого бы то ни было, будь то источник информации, волонтер или коллега, уясните для себя, чего именно вы хотите достичь, и постройте организацию, которая могла бы продуктивно служить именно этой цели.

Динник говорит, что если бы он мог начать сначала, то, прежде чем искать финансирование, потратил бы первые несколько месяцев на то, чтобы разработать интуитивно понятный алгоритм работы пользователя с сайтом, а затем продал бы этот продукт другим медиакомпаниям. Это не значит, что редакторы и журналисты не производили ничего ценного для компании и сообщества. Но работа над статьями отвлекала от истинной цели OpenFile: расширить участие сообщества и максимально эффективно донести его проблемы до людей.

 

,

,

Урок 2: Вовлечение сообщества — это полноценная работа

Будьте реалистичны по поводу ресурсов, необходимых для участия сообщества, и оценивайте успех, исходя из вашей цели (см. Урок 1).

Проект хотел ориентироваться на сообщество и одновременно быть конкурентоспособным на медиарынке. Это означало, что информацию от пользователей надо было «выкачивать» с сайта ежедневно, а истории развивались гораздо медленнее. Редакторы старались собирать в сообществе как можно больше идей, но они ведь еще занимались распределением статей, редактированием и взаимодействием с читателями в социальных сетях.

В конце концов стало очевидно, что один редактор в каждом городе не в состоянии поддерживать тесные связи с сообществом, поэтому OpenFile наняла дополнительных редакторов для каждого города и редактора по работе с сообществом в Торонто, который отвечал за работу с аудиторией в социальных сетях. Но даже с расширенным штатом, OpenFile слишком многого требовал от своих работников, считает Крейг Сильверман, запускавший OpenFile как директор по цифровой журналистике (а теперь известный как ведущий журналист BuzzFeed по теме фейковых новостей).

«Я думаю, что во многих редакциях поняли, что вовлечение сообщества — это полноценная работа, требующая полной занятости», — говорит он. Общение с сообществом требует усилий и определенных навыков. Редакторы должны помогать, формировать команды, которые будут поддерживать работу в нужном объеме.     

 

,

,

Урок 3: Знакомьтесь со своей аудиторией там, где она находится

Определите свою аудиторию и отправляйтесь в те места, где эти люди появляются, —  и в Интернете, и в реальной жизни. Имейте в виду, что это занимает много времени (см. Урок 2), поэтому подумайте о том, как вы используете свои возможности.

Дэвид Топпинг:

Мы недооценили, насколько трудно будет привлечь новых читателей и найти новые идеи для материалов. Я обнаружил, что вопреки моим ожиданиям социальных сетей и «сарафанного радио» недостаточно для того, что я пытался сделать в Торонто.

Люди, которые приходили на сайт OpenFile, были лишь частью аудитории, на которую надеялись редакторы. В конечном счете OpenFile не смог поддерживать интенсивный поток предложений от читателей, необходимых для поддержания сайта. «Некоторое время [сюжетные предложения] приходили, а потом они иссякли», — говорит Озано, редактор в Галифаксе. Проще стало вести обычный новостной сайт и предлагать фрилансерам находить новые истории.

Что касается журналистов, которые хотят интегрировать сообщества в свою работу, совет Сильвермана прост: «Познакомтесь с людьми и скажите им скромно и открыто: вы знаете больше, чем я. Я хочу попробовать вот это. Вот какая помощь мне нужна. Что бы вы могли сделать?» Мало выложить на сайте шаблон для заполнения и потом ждать чуда. Надо идти к людям, встречаться с ними.

Кто-то из тех, с кем мы встречались, говорили, что в журналистике есть пробел, который OpenFile не смог восполнить. Другие надеются, что это удастся новым компаниям, вроде Hearken, и журналисты будут больше вовлекаться в жизнь своей аудитории и в социальных сетях, и в реальности. В любом случае OpenFile показывает, что у аудитории есть нерассказанные истории, которыми она хочет поделиться, и если дать ей соответствующие ресурсы и возможности, журналисты смогут работать с ней долго и успешно.

 

Источник: NiemanLab

,

Заходная иллюстрация: shutterstock.com