У СМИ появился шанс для реванша

,

Google и Facebook, бизнес которых разрушает экономическую основу СМИ, теперь остро нуждаются в старых медиа и заигрывают с ними.

Если в 2015 году дуополия Google-Facebook контролировала «всего» 63% рынка рекламы в США, то в 2017 их доля достигла 73%. Сопоставимые динамика и за пределами Америки.

На дуополию приходится 83% роста объемов цифровой рекламы. То есть если рекламные деньги куда-то уходят, то уходят они именно в Google и Facebook. Важен также вопрос — откуда эти деньги уходят. Уходят они преимущественно из старых СМИ.

Поэтому дуополия в последние годы стала злейшим экономическим врагом СМИ. Мало того, что интернет-платформы бесплатно используют контент и уводят аудиторию, так теперь еще рекламодатели переходят туда.

Однако после выборов Трампа и эпидемии фейк-ньюс и сами интернет-гиганты оказались впервые под огнем критики. Особенно достается Фейсбуку в свете открывшейся истории с Cambridge Analytica — агентством, которое скачало из соцсети миллионы пользовательских профайлов, чтобы показывать людям адресный контент в поддержку Трампа.

Давление на интернет-гигантов усиливалось весь 2017 год и продолжает расти. С одной стороны, появляются идеи ввести законодательное регулирование. С другой стороны, медиа-индустрия предъявляет дуополии все больше экономических требований.

Законодательное регулирование интернет-платформ, похоже, все-таки будет введено. В США уже внесен проект «Акта честной рекламы» (Honest Ads Act), которые приравняет политическую рекламу в интернете к рекламе в СМИ в плане запрета на иностранное финансирование. Лиха беда начало. Вполне могут последовать и другие регулирующие инициативы, особенно в плане защиты персональных данных.

,

Определенные выгоды от политического момента могут получить даже российские СМИ

,

Усиление регулирования для интернета может оказаться полезным для СМИ потому, что под сурдинку можно продвинуть особую роль старых СМИ в защите демократии.

Параллельно сами гиганты, попав под огонь критики со стороны публики, СМИ и политиков, всячески заигрывают с прессой. В прошедшую среду, 21 марта, на фоне скандала с Cambridge Analytica, Марк Цукерберг пошел с интервью сразу в 5 ведущих американских СМИ в один день.

Пресса ему нужна. В рамках внедряемых в Фейсбуке изменений в январе было обещано повысить выдачу новостей местных СМИ в ленте Фейсбука. В феврале Фейсбук решил выделить три миллиона долларов на поддержку подписки для местных изданий и создал для этого специальный Local News Subscription Accelerator.

Во вторник, 20 марта, Google объявил, что выделит 300 миллионов долларов на проект Google News Initiative. У проекта три направления: помощь в борьбе с дезинформацией посредством поддержки качественной журналистики, поддержка бизнеса новостных сайтов, создание новых цифровых инструментов журналистики.

Выделяемые Google деньги составляют всего 1% от рекламной выручки компании в 4 квартале 2017 года. Даже малейшее шевеление этих гигантов способно принести существенные позитивные или негативные перемены на рынке СМИ.

По политическим причинам дуополия оказалась сейчас очень уязвима для критики. СМИ, конечно, эту критику всячески раздувают и своим цифровым обидчикам спуску теперь не дают. Для СМИ наступило удобное время, во-первых, добиваться регулирования интернета, в котором старые СМИ могли бы получить какие-то особые условия, а во-вторых, давить на самих гигантов, заставляя их финансировать проекты в сфере журналистики и вводить прочие меры поддержки СМИ.

Медиа-пространство вряд ли избежит глобального перехода от старых СМИ к цифре, от вещательной модели медиа к модели участия. Но определенные выгоды от политического момента могут получить даже российские СМИ (хотя понятно, что все уступки интернет-гигантов будут адресованы американским и европейским СМИ). В общем, надо следить за тем, как Google и Facebook вертятся ужами на сковородке. Извиваясь, они могут предложить для СМИ что-то действительно полезное.

,

Заходная иллюстрация: shutterstock.com. Скриншот: theverge.com