Когда редакции всех муниципальных и региональных газет учредители обязали ставить в каждый номер «трехрублевый» логотип выборов, никаких эмоций это не вызвало. В том числе и у читателей. Как говорится, заставь дурака богу молиться… Оказалось, это была прелюдия. Потому что потом начался разгул предвыборного творчества. Не осталось ничего святого — вот вам и вишенка на торте: резиденты Comedy Club в рекламных паузах глупо ломались с индифферентным призывом всем идти на выборы. Местные администрации тоже фонтанировали. Администрация города Артемовский из Свердловской области объявляла конкурс «Дорога в будущее». Детям предлагалось сделать рисунок на тему «Дорога в будущее!» — изобразить маршрут от своего дома до избирательного участка. И, не поверите, с обязательным указанием номера избирательного участка. Думаете, газеты отстали?

Начнем с того, что Союз журналистов с Объединенным народным фронтом в декабре объявили конкурс для СМИ под куплетным названием «Почему я иду на выборы». Читаю в Facebook пост секретаря СЖ Дениса Токарского: «Неоднократно напоминаем коллегам, что в этом конкурсе можно и нужно поучаствовать. Хорошая возможность получить деньги. Получаю в личку от нескольких журналистов уточняющие вопросы о количестве премий и суммах, отвечаю на них. Заявок от этих журналистов не вижу, что характерно. Сегодня распечатываю актуальный список заявок и спрашиваю: дружище, что ж ты заявку не подал до сих пор? Ты же у меня лично всю информацию получил! Да, говорит, идей нет. И вообще непонятно, получу я эту премию или не получу…» На момент сдачи этого текста в верстку результатов конкурса еще не было. Но, судя по тому, что я увидел в некоторых изданиях, можно себе представить этот «перепляс», где вершиной творчества был типичный комикс-путеводитель о том, как проголосовать 18 марта. Действительно — идей нет. Трудновато продать осетрину второй свежести.

,

Конечно же, не все так беспросветно. Даже с детьми можно было что-то этакое изобразить. Вот, например, редакция газеты Выселковского района из Краснодарского края «Власть Советов» сделала хоть и очевиднейший, но вполне симпатичный видеопроект на своем сайте — «Если бы я стал президентом». Выселковские дошколята размышляли на камеру о том, что бы они сделали в первую очередь, если бы стали президентом страны. Когда слышишь: «Я бы раздал всем конфет», то смиряешься с окружающей действительностью. Или, скажем, работа маленькой городской газеты из Пермского края «Зори плюс» — представление кандидатов в президенты в виде инфографики, к которой журналисты подошли нестандартно. Никаких 70 или 146 %. И все по-честному. Плюс тайм-лайн второго плана про всех руководителей нашей страны после 1917 года.


,

,

В вину публикацию рекламного модуля редакциям газет не поставишь. На все воля учредителей и ведомственных комитетов. Примитивный логотип, разработанный за 37 миллионов рублей фирмой «ИМА-Консалтинг», называющей себя «одной из ведущих консалтинговых и PR-компаний России», пошел, что называется, в народ. Напористо и не спотыкаясь.


,

,

 

 

 

Вполне понятная инфографика районной газеты из Алтайского края «Змеиногорский вестник». Но. Что нового узнает читатель, уже оглушенный телевизионными инструкциями «как проголосовать»? А ведь это целая полоса. Если работа делалась для «заказчика», то вопросов нет. Я бы и на разворот расщедрился. А если для читателей — то совершенно мимо цели.

,

 

 


,

ЕЩЕ ОДНА ИНФОГРАФИКА. На этот раз от электронной деловой газеты Татарстана «Бизнес online». Как ее не комментировать без эмоций?! Во-первых, она очевиднейшая. А во-вторых, неточная. Показатели все взяты от ВЦИОМ. Тут все в порядке. Но как можно в графике одну из иконок к цифрам, в данном случае портрет Владимира Путина, делать крупнее остальных? 


,

,

,

 

 

ДИЗАЙНЕРЫ информационного портала из Ханты-Мансийского автономного округа пошли дальше. Действующий президент — олицетворение выборов. Словно вся гонка идет под его патронажем.

,

 

 


,

,


 

А ВОТ ИНФОГРАФИКА ГАЗЕТЫ ИЗ НЕБОЛЬШОГО ГОРОДА ДОБРЯНКА Пермского края «Зори плюс». Сколько раз тот или иной кандидат участвовал в выборах президента — видим рекордсменов и «начинающих». Каковы доходы? Здесь неожиданность: телеведущая выигрывает у олигарха. Каков процент отрицательного отношения избирателей к каждому? И тут есть лидер за явным преимуществом. Наконец, кому сколько лет. И мы видим трех пенсионеров и трех кандидатов предпенсионного возраста. В завершение темы — таймлайн про всех руководителей нашей страны с 1917 года. Зрительно сразу видно всех «долгожителей».

 


 

,

,

 

 

 

БЮЛЛЕТЕНЬ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ на выборах президента — замечательный образчик приема, которым пользуются газеты для выделения своих ключевых публикаций. Хочешь показать значимость материала, подчеркнуть его ценность — окружи его «воздухом». Может, этот самый бюллетень наконец даст понять газетчикам, что «воздух» — один из эффективных инструментов при оформлении полос.

 

 

 


 

,

ЕСЛИ БЫ ЖУРНАЛИСТЫ ВСПОМНИЛИ, ЧТО ОНИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЖУРНАЛИСТЫ, а не ретрансляторы голоса местной власти, то можно было бы ждать вот таких работ, как старая (2012 года) инфографика журнала «Вокруг света». Редакция нашла интересный фокус в теме выборов. А именно — как выстроен процесс подсчета голосов? Ведь об этом мало кто из читателей знает.

,

,


ЖУРНАЛИСТ продолжает работу по совершенствованию газетного дизайна региональных изданий. Есть необходимость получить бесплатный совет профессиональных дизайнеров? Присылайте номера вашей газеты на адрес pressa@design­smi.ru с пометкой «Для обзора».

,

Фото: shutterstock.com