Чаще всего навыки и знания, которые дают молодым специалистам в институте, очень сильно отличаются от потребностей рынка труда. В качестве развлечения приведены реальные истории из работы автора. Данный материал может послужить неплохим досугом для абитуриентов и молодых специалистов. Возможно, они сумеют почерпнуть для себя полезную информацию. Заранее прошу мэтров журналистики, которые занимаются академическим преподаванием, не обижаться на данный материал. Подчеркиваю, статья является «домыслом молодого журналиста».
Жизнь после вуза
В зале было светло и шумно. На креслах развалилась разрумяненная молодежь. В качестве группы поддержки выступали родители и друзья студентов. В помещении стояли запахи духов, пота, спиртного и легкого перегара. Кто-то плакал, а кто-то смеялся.
Наконец из динамиков я услышала громкий голос, который озвучил мою фамилию. По телу пронеслась легкая дрожь. Едва поборов волнение и проглотив нервный комок в горле, я побрела на сцену за своим дипломом.
Выходя из своего института, я держала в руках важную бумажку, подтверждающую мою квалификацию специалиста. Казалось бы, всего лишь лист формата А4, заработанный за 5 лет. Он придавал уверенности в силах и усиливал желание работать в СМИ. Больше всего, конечно, влекли софиты голубого экрана. Телевидение! Настоящая сказка. Сказка, которая манила очень и очень многих…
Через какое-то время ко мне пришло озарение, что вот эта бумажка с надписью «Диплом» не имеет никакого отношения к телевидению и к журналистике в целом. Нас учили держать камеру, монтировать видео, работать со сценарием. Многие из нас могли снять и смонтировать сюжет со съедобной картинкой. Но практически никто не знал, что же это такое — быть журналистом. Мы вообще кто? Посредники между обществом и государством? Четвертая власть? Да что же это вообще все значит? Все эти вопросы крутились в моей наивной голове, когда я в очередной раз отправляла резюме, как спам-рассылку.
Поиск работы напоминал некий квест. Через несколько месяцев после выпуска ты очень четко понимаешь, что тебя никто не ждет. А не ждут тебя потому, что, как оказалось, ты ни черта не умеешь. И все эти прекрасные сюжеты, снятые во время твоего обучения, никто и не смотрит. В общем, мы были как брошенные птенцы.
,
,
Если ты, мой дорогой и терпеливый читатель, обратишь внимание на то, кто работает в медиасфере, то непременно заметишь, что процентов 60 не имеют журналистского образования. А львиная доля выпускников журфака практически любого вуза не проработала ни дня в профессии. И это происходит не потому, что на журфак идут просто так. На самом деле, студентов никто не научил быть журналистами. Настоящая «школа выживания» начинается непосредственно на работе. Причем, как правило, на неоплачиваемой работе. Если у тебя есть средства на существование для того, чтобы стажироваться как минимум полгода хоть в какой-либо редакции, то есть шанс научиться чему-то. И даже, возможно, начать получать зарплату за свою работу.
В течении 4-6 лет в институте тебе читают много общеобразовательных лекций и рассказывают, как в теории быть журналистом. Подчеркиваю: в теории…
Почему? Да, просто большинство преподавателей вышло из профессии и уже не особо представляет, что творится на рынке СМИ. А те, кто пока на коне и до сих пор работают, не могут преподнести все свои знания на блюдечке. Просто потому, что работает основной инстинкт. И ты научишься писать и выходить в эфир лишь после какого-то двадцатого, шестидесятого, а может быть и сотого выпуска.
Работа на ТВ
Например, самый базовый и основной жанр — интервью. Первое интервью студент, как правило, берет у своего соседа по парте на тему «раскрытие личности». Если ты работаешь на ТВ, ты практически никогда не берешь интервью по теме раскрытия личности. Ты берешь интервью по своей, заказной, теме. И в целом тебя не интересует личность спикера. Трепетный интерес вызывает лишь информация, которую он может дать по теме. И если ты будешь очень сильно интересоваться личностью говорящего, а уж, не дай Бог, делать из него кумира, то просто завязнешь в болоте ненужной информации. И, пожалуйста, не влюбляйся в своего «героя», иначе тебе захочется показать его в самом выгодном свете, что абсолютно не будет поощряться твоим шеф-редактором и политикой редакции. Только не испорти свою карму.
,
,
И, да, это прекрасно, если ты вдруг научился снимать и монтировать. Это здорово, что ты отличаешь крупный план от общего и понимаешь, как красиво снять панораму. Вот только, если ты журналист, а точнее корреспондент, в твоей команде уже есть как минимум 2 человека, которые умеют снимать и монтировать. Скорее всего, тебе не придется держать камеру или открывать программу видеомонтажа. То есть твой навык будет рассматриваться как полезное хобби.
Проверка информации и муки совести
Самое главное — это научиться искать острые темы, вкусные истории, интересных героев. Грамотно мониторить и фильтровать информацию в прессе. Уметь отличить «утку» от правды. Данный навык имеет огромное значение, поскольку, в лучшем случае, вы рискуете оказаться «не компетентным» в глазах окружающих. Ну, например…
Пару часов мониторинга СМИ навели меня на одну интересную тему для сюжета про фармкомпании. Статья была выпущена в одной из крупнейших редакций Москвы и внушала доверие. Следующее, что мне помнится, — ярые опровержения фармкомпаниями информации о взлете цен на лекарства. После нескольких напряженных часов, проведенных с телефонной трубкой в руке, выяснилась интересная правда. Цитирую: «— Мы уже поговорили с Вашими коллегами. Автор немного неправильно понял нашего спикера. Прогнозируется не взлет, а падение цен на лекарства. — Почему не напечатали опровержение? — Кажется, забыли…». Перепроверяйте информацию из разных источников. Ваши коллеги тоже люди!
Также было бы довольно неплохо, если бы молодых специалистов обучали тому, как грамотно выудить из героя или эксперта нужную информацию и красиво ее оформить в формате текста. А уж если тебя, будущую звезду телеэкрана, полюбит камера и ты сможешь записать сочный стендап, считай, дело сделано. Главное — уложить текст в несколько минут.
Дорогой мой читатель, я хочу развеять твой миф на счет того, что нужно обладать божественным талантом и навыками, чтобы говорить на камеру. Умение работать в кадре — это лишь верхушка айсберга телепроизводства. Если, конечно, это не прямой эфир, у тебя еще будет шанс записать пару десятков дублей.
Однажды на моих глазах ведущий писал 17 дублей, чтобы озвучить один абзац. Это у него еще маячил текст перед глазами на экране суфлера.
Мне кажется, неплохой тренировкой послужили бы выходы в прямой в эфир в инстаграме или ведение собственного блога. Этому, конечно, нас тоже не учили.
Самое важное, чему вас не научат нигде, так это готовности отвечать за свои слова и действия. Иногда в высшем учебном заведении нам забывают напомнить о том, что эксклюзив может принести небольшой вред для здоровья, а то и устранить тебя. В физическом смысле. И тут наступает шоковая терапия.
Февраль 2016 года. Ночь. На часах ровно 3:00. Разбудили меня муки совести и настырные смс-угрозы, выскакивающие на экране телефона.
«За что же Вы меня подставили? Что я Вам сделала плохого? Я совершенно не то имела в виду. Пожалуйста, уберите статью с сайта. Напечатайте опровержение! У меня могут быть большие проблемы. Я с Вами откровенно поговорила, а Вы выдернули мои слова из интервью!!!».
Ответа на сообщение в ту ночь адресат не дождался. Это была одна известная порноактриса, которая дала интервью для сайта федерального телеканала. Не знаю, уснула ли она потом. Скорее всего нет, потому как следом за ее сообщениями последовали звонки с угрозами от ее пиарщика. Молодой человек бахвалился тем, что знает, где находится редакция. Также он бросил фразу, что при необходимости встретится с обидчиком своей подопечной. А все лишь потому, что актриса назвала солисток одной очень популярной группы девушками легкого поведения. Это я еще мягко выражаюсь. Статью даже спустя год перепечатывали региональные СМИ. Кажется, этот эффект называют «обратная сторона медали славы». Вот только слава проходит через неделю, а пятнышко на совести остается. И после этой истории в течении нескольких дней не спалось уже журналисту.
Законы эфира
Хотелось бы подчеркнуть еще один важный момент. Почему-то студентам забывают вдолбить в голову, что не существует понятия музы. Есть законы эфира. Нужно научиться работать в сжатые сроки. Не важно, болит ли у тебя голова. Охота или неохота. Если даже у твоей бабушки День рождения, ты должен остаться до полуночи и завершить дела.
,
,
Учебное ТВ, где вы в лучшем случае делаете один сюжет в неделю, а то и в месяц — это игрушка. Помню свой первый сюжет.
Он назывался «В первый раз в первый класс». Мы стояли на лестнице и ловили студентов, допытывая их вопросами:
— А почему Вы решили поступить именно в этот ВУЗ?
— Почему решили стать актером/журналистом/музыкантом?
— Какой у Вас любимый преподаватель?
Были двухдневные съемки и мучительный монтаж до конца недели. Самое интересное, что никто не объяснил, что название вуза в кадре, имя любимого преподавателя и логотип института — это чистой воды реклама. Что несомненно можно отнести к пиару и к коммерческой журналистике. А это уже другой формат работы. Мы же себя все-таки относим себя к независимым сотрудникам СМИ, соответственно и подача должна была быть, на мой взгляд, совершенно иная.
Будущие коллеги
Самое важное, что дает вуз — это профессиональная тусовка. Ваши юные одногруппники, которые порой прогуливают лекции по утрам, — это ваши будущие коллеги и связи.
Помню одного молодого парня, который частенько прогуливал лекции, ходил на тусовки и был не прочь выпить. Л. всегда приходил в Институт с красными глазами и в рубахе не первой свежести. Одним из его преимуществ был длинный язык. Парень мог не читать огромный список литературы, который являлся обязательным для сдачи экзаменов. Но каким-то волшебным образом выходил из кабинета победителем с пятеркой в зачетной книжке. Сначала Л. поработал на ТВ. Позже голубой экран ему наскучил. Сейчас он является ведущим одной крупной радиостанции.
Наблюдательность
Также будет здорово, если вам удастся развить в себе наблюдательность. Можно открыть для себя много занимательных моментов в окружающем мире.
Ноябрь 2014 года. Поход за пеликанами.
Было где-то около 7 вечера. Большинство студентов, находившихся в зале, начинали клевать носом. Свет был выключен. Кабинет освещался только экраном телевизора, на котором показывали документальный фильм. Львиную долю кинокартины составляла реакция маленького мальчика на статую Венеры Милосской. В перерывах мелькали лица разных возрастов. Идея режиссера была в том, чтобы донести впечатление клиентов музея от статуи. Главным оружием была скрытая камера. После завершения фильма наш педагог Е. В. отключила ящик и обратилась к уже спящим студентом с вопросом: «Сможете сделать нечто похожее? Попробуйте снять что-нибудь на скрытую камеру и посмотреть на реакцию окружающих».
Делать было нечего, мы отправились в Московский зоопарк. Оказывается, довольно трудно найти неспящее животное. Где-то спустя час приятно удивила стая пеликанов. Вокруг них толпилось огромное количество небезразличных посетителей зоопарка. Особый восторг животные вызывали у детей. Они настолько были увлечены оживленными пернатыми, что абсолютно не замечали маленькой камеры.
Действительно, порой скрытая камера может стать прекрасным инструментом, фиксирующим реальность. Вот только любое сильное оружие используется в разных целях. Например, в новостях на ТВ на «скрытку» чаще всего снимают то, что нельзя снять официально. Скажем, просроченные продукты в магазинах или незаконные товары.
Любому желающему выбрать скользкое поприще журналистики следовало бы, по возможности, сначала взглянуть на кухню изнутри. Может быть просто поработать и только потом идти за корочкой. Правда, стоит ли игра свеч?
,