Профессия журналиста — это не только авторская деятельность, но также редакторская и организаторская. Но именно авторство исторически рассматривается как ядро профессии. Не первый год я веду учебную дисциплину «Основы профессиональной деятельности». И каждый раз сталкиваюсь с одними и теми же проблемами. Рассмотрим некоторые из них. Студенты, как правило, не видят отличия между журналистским, публицистическим и рекламным текстами, так как не учитывают их целевое назначение. Считаю, что базовые отличия данных текстов лежат в плоскости целеполагания. Цель журналистского текста — дать оперативное знание об очевидных и неочевидных изменениях действительности. Публицистического — мнение о происходящих событиях. А рекламный текст направлен на продвижение товара или услуги на рынке за счет создания его привлекательного облика.
Нередко учащиеся умаляют значение познавательной стадии, которая направлена на сбор материала и изучение ситуации, отождествляют факт и мнение. Хотя многие из них, как правило, имеют некоторый опыт работы в СМИ. Необходимо четко понимать, что журналистика, как любая профессия, имеет свой способ деятельности (творческий акт — стадия создания текста), методы деятельности (получения информации и ее предъявления), технические средства и нравственно-этические регуляторы поведения специалиста. Так можно ли, исходя из сказанного, научить журналиста (не писателя и не публициста) авторской деятельности? Безусловно. Это утверждение строится на педагогическом опыте автора, с которым хотелось бы поделиться с коллегами в этой статье. Работа студентов по освоению основ авторской деятельности строится следующим образом.
,
,
На первых занятиях проводятся диагностические работы, которые обычно показывают, что студенты имеют очень приблизительное представление об особенностях журналистского текста и критериях его анализа. Они без особых затруднений называют такие признаки журналистского текста, как актуальность, достоверность, релевантность, однако большинство учащихся причисляют к нему и публицистические выступления общественных деятелей, а также рекламные тексты. Свои авторские материалы студенты характеризуют как журналистские несмотря на то, что в них практически отсутствуют факты, которые заменяются общими рассуждениями. Отличительной чертой текстов, написанных студентами, является отсутствие предварительной работы по отбору фактов. При анализе студенческих материалов создается впечатление, что начинающий журналист пишет обо всем, что попало ему на глаза, не определяя угол зрения на рассматриваемую ситуацию. Кроме того, в центре повествования находится событие, о котором сообщается без изучения фактов, которые часто не лежат на поверхности. Студенты в основном не владеют технологией сбора материала, имеют самые общие представления о возможных источниках информации. Так, в тексте «Иногда и милиция приезжает вовремя» факты есть, но они не подверглись анализу с выходом на конкретную общественную проблему.
…Субботнее утро. Я, как обычно, на двенадцатом троллейбусе еду в университет. Внезапно на одной из остановок слышу громкий хохот и грубые матерные разговоры. Оборачиваюсь и наблюдаю такую картину: трое парней лет по 15 шумно распивают пиво. В троллейбусе поднимается гул, люди пересаживаются, отходят подальше от шумной компании. После замечания одной женщины: «Парни, если вы сейчас же не прекратите безобразие, я вызову милицию», хулиганы обрушиваются с руганью и на женщину и на других пассажиров. Я не выдерживаю и пытаюсь угомонить подростков. Один из них ударяет меня по голове. На остановке в троллейбус входят два милиционера и предлагают парням выйти из троллейбуса и сесть в милицейский УАЗик. В 12.45 мой мобильный зазвонил, это был следователь милиции Галина Викторовна. Она сообщила мне о том, что мне необходимо к 14.30 явиться в отделение по делам несовершеннолетних для дачи показаний. В милиции мне задали множество вопросов, касающихся поведения хулиганов в троллейбусе. Но по поведению следователя я понимал, что, скорее всего, хулиганов не ждет достойное наказание, а точнее, только наказание их родителей, которые должны будут выложить определенную сумму в качестве штрафа. А теперь попробуем вместе ответить на вопрос: задумались ли власти города над тем, чтобы сделать проезд безопасным?
,
,
После того как студенты познакомились с основами авторской деятельности журналиста, проводятся контрольные работы промежуточного характера. Учащимся предлагается:
1 Найти конкретную реальную ситуацию, обозначив:
• адрес ситуации (РКС);
• ее связь с масштабной общественной проблемой (МОП);
• необходимые для решения этих задач практические действия.
2 Определить конкретный предмет изучения, указав:
• источники информации;
• методы познавательной деятельности на этом этапе.
В большинстве анализируемых работ студенты называют конкретную ситуацию, однако затрудняются в установлении связей этой ситуации с масштабной проблемой и поэтому не могут осознанно предложить четкие практические действия по ее решению.
Приведем фрагмент из студенческой работы.
Открытие в нашем городе фестиваля джазовой музыки знаменует собой, на наш взгляд, вхождение России в диалог культур, что говорит о положительных тенденциях в развитии нашего общества.
Ход работы я вижу так: прежде всего нужно узнать о развитии джазовой музыки в России, в области (Интернет, газетные публикации), побывать на концертах фестиваля, пообщаться с его участниками и организаторами, выяснить мнения слушателей.
,
,
Итоговые работы проводятся с целью проверки уровня освоения способа журналистского творчества, с одной стороны, и личностного развития будущего журналиста — с другой. Тексты итоговых работ в основном демонстрируют достаточно хороший их профессиональный уровень, обнаруживая, что для них характерны:
• осознанность выбора ситуации, предусмотренной для осмысления журналистом, и умение рассмотреть ее в контексте проблем общества;
• осознанность в решении задач и применении методов по ходу создания текста;
• самостоятельность в выборе профессиональных решений;
• ответственность за достоверность полученной информации.
Об этом свидетельствует фрагмент из текста студента.
Гуманитарное будущее российской армии
В начале этого учебного года студентов некоторых факультетов университета ждал неприятный сюрприз — отмена военной кафедры. Отменили «военку» на факультетах: экономическом, лингвистики и социально-экономическом. Теперь во время учебы ребятам не придется почувствовать на себе «армейскую муштру»: маршировать под звучный голос командира, носить военную форму и кирзовые сапоги, держать в руках автомат и сдавать зачеты по физподготовке. Если для девушек, обучающихся на этих факультетах, отмена военной кафедры означает лишь утрату «халявного» выходного, то для юношей — лишние проблемы со службой. По словам полковника военной кафедры Александра Балобанова, из Министерства обороны поступил приказ снизить объем военной подготовки в 4 раза. Александр Иванович заявил, что по всем документам военную подготовку должны проходить только студенты аэрокосмического, автотракторного, механико-технологического и других факультетов, готовящих технических специалистов. На вопрос о том, что ждет юношей трех «невоенных» факультетов после окончания университета, полковник ответил, что они остаются военнообязанными и поэтому должны будут, как говорится, отслужить свое.
Анализ итоговых работ показывает, что у будущих журналистов начали складываться представления о природе журналистского произведения, которое несет в себе оперативное знание об очевидных и неочевидных изменениях действительности, проявилась способность рассматривать окружающий мир как источник тем. Как справедливо утверждает Г. В. Лазутина, для журналиста найти хорошую тему — означает найти интересную ситуацию.
Приведем фрагмент из студенческой работы, представляющей момент рефлексии по поводу своего материала.
Эх, рано встают воры
Интерес к дачным участкам, их незащищенности был вызван следующими обстоятельствами. У большей части населения области сады — хоть какая-то возможность обеспечить себя полноценным питанием. В последнее время на дачах происходит масштабное воровство труб, которое приводит к сбоям в системе водоснабжения. Цветной металл сдают в нелегальные пункты приема лома. Эти пункты порой трудно призвать к ответственности, что говорит о несовершенстве муниципального и общероссийского законодательства. Конфликт по охране садовых хозяйств возник в Сосновском районе области, он явился поводом к написанию материала.
Практическое обеспечение хода работы: за первейшей информацией я отправилась к председателю садово-огородного участка в черте города («Любитель-1» по проспекту Победы) и за пределами городской черты («Локомотив-1» по Троицкому тракту). Затем я побеседовала с представителем регионального союза садоводов, начальником милиции общественной безопасности УВД области Артуром Оскаровичем Дамертом.
,
,
Вторая итоговая работа проводится с целью проверить, пересмотрел ли студент свой ранее написанный текст с позиции новых знаний о специфике профессиональной деятельности журналиста. Большинство учащихся, выполнивших итоговую работу, считают, что их ранее написанный текст нуждается в изменении. Вот наиболее распространенные варианты предлагаемых поправок:
— необходимо уточнение фактов;
— необходимо более активное использование разных методов предъявления информации;
— нужно обратиться по мере необходимости к таким методам получения информации, как беседа, наблюдение;
— текст нуждается в коррекции «пакета» рабочих идей.
Фрагмент из итоговой работы студента подтверждает сказанное выше.
…Нужно оттолкнуться от конкретной жизненной ситуации, несущей определенное противоречие: недостаточная информационная потребительская культура населения страны, в частности жителей области. Расширить использование методов сбора информации: беседа с представителями компании сотовых операторов, опрос потенциальных пользователей сотовых телефонов, наблюдение в центрах сотовой связи за характером взаимодействия покупателей и консультантов по продажам. Главный недостаток текста: его рекламный характер.
Таким образом, хотелось бы отметить, что сегодня практическое освоение профессии во многом решается за счет раннего включения студентов в деятельность редакций. Но, как известно, не везде и не всегда практика в редакциях укрепляет профессиональные позиции будущих журналистов, так как не у всех есть условия и возможности для работы со студентами-журналистами. Часто практика проходит формально, а публикации студентов, созданные ими за летний период, в некоторых вузах почти не анализируются преподавателями. Далеко не во всех высших учебных заведениях существует дисциплина «Разбор практики». В этой связи считаю важным проводить практические задания (контрольные работы), направленные на освоение основ авторской деятельности журналиста. Такая форма обучения помогает выявить у студентов уровень сформированности практических навыков и умений, необходимых для создания журналистских текстов. Глубоко убеждена, что в освоении технологии работы над ними лучшего опыта, чем поэтапно овладеть способом профессиональной деятельности, нет.
,