Как профессиональный журналист, я предложила директору гимназии выпускать школьное издание. Идею поддержали не только он, но и, что самое главное, ребята. Желание издавать свой журнал просто витало в воздухе, нужен был лишь импульс. Согласованные с директором планы были таковы: вести один раз в неделю занятия кружка журналистики отдельно для трех возрастных категорий — младших школьников, средних и старших. Соответственно, выпускать три журнала (именно на такой форме издания мы остановились).
Название каждого определяли коллегиально, вместе со школьниками. Журнал начальной школы назывался «Знайка», он выходил в течение одного года. Юнкоры 5-8 классов выпускали издание «Ключ», который продержался около трех лет. С наполнением «Знайки» и «Ключа» (период был тогда еще фактически доинтернетный), которые выпускались раз в четверть, проблемы не было: ребята с удовольствием участвовали в импровизированных пресс-конференциях со своими учителями, писали рассказы и маленькие заметки, рисовали к ним иллюстрации. Школьники среднего звена поражали своей активностью: не озабоченные еще выпускными экзаменами, они просили дать им новые задания и делали все быстро. Безусловно, качество материалов было разным — в зависимости от личных способностей.
Хотелось бы отметить, что занятия по медиаобразованию с выпуском своего издания для учащихся младшего и среднего звена — дело вполне реальное и эффективное, если верно ставить задачи перед учащимися и доступно объяснять им, что от них требуется. К сожалению, эти издания прекратили свое существование. Это случилось исключительно по причине моей занятости: перешла в областную молодежную газету «На смену!» на должность руководителя отделом информации.
,
,
Но от «Класса!», выходившего в конце каждой четверти, отказаться не смогла, даже несмотря на цейтнот. Мы встречались (и продолжаем общаться все годы) один раз в неделю, заседания редакции длились примерно три академических часа, и этих встреч ребята очень ждали. Прежде всего, потому, что я с ними говорила как с «коллегами по цеху», обсуждая практически любые темы. Кроме того, ролевая игра «Журналистика» помогла многим из них преодолеть проблемы в общении — социализироваться. Можно с уверенностью сказать, что работа по созданию школьного медиа — один из самых эффективных способов социализации подростка. С одной стороны, именно такая деятельность помогает сформировать у него общественно значимые ценности, развить коммуникативные способности. С другой — журналистская практика удовлетворяет его личные потребности, в том числе — самовыражения, повышения своего статуса в глазах окружающих.
Выпускник гимназии 1998 года, входивший в первый состав редакции журнала «Класс!», сегодня — корреспондент ИА «УралПолитРУ» (где главным редактором работает также его коллега по школьному журналистскому цеху) Игорь Чукреев, поздравляя издание с 18-летием, отметил:
Журнал — наше все. Занятия журналистикой стали для меня импульсом для расширения кругозора, что было важно на том этапе развития личности (бывшей достаточно замкнутой, ввиду особенностей сложившихся на тот момент условий).
Екатерина Логинова, ныне режиссер документального кино, так отозвалась о своей юнкоровской деятельности:
Занятия в редакции журнала стали местом, где я получила первый опыт саморефлексии, местом, где тебя слушают как взрослого человека и ты начинаешь сам предъявлять к себе требования как к взрослому человеку. Ты учишься мыслить и выражать эти мысли, иметь свое мнение по каким-то вопросам, изучаешь неизвестные для себя темы, обсуждаешь их со сверстниками и взрослыми, получая первое ощущение ценности себя как уникальной, по-своему думающей и чувствующей личности.
За время существования журнала «Класс!» выбрать работу в СМИ решили 29 человек. Они поступили на факультет журналистики УрГУ (теперь УрФУ), и после его окончания большинство из них остаются верны выбранной профессии, хотя задача «растить» будущих журналистов первоначально не стояла. Тем не менее в 2009 году было решено журнал официально зарегистрировать, так как на творческий конкурс журфака в то время можно было предоставить материалы лишь из официальных СМИ. Прецедент регистрации школьного издания был в нашем городе первым. Для выполнения «требований оригинальности названия» к слову «Класс!» пришлось добавить «Екатеринбург». Параллельно с внешними и внутренними изменениями журнала структура занятий журналистикой за прошедшие годы тоже несколько изменилась.
,
,
От дискуссий на острые темы постепенно пришла к иной программе занятий — лекциям об особенностях медиа, в частности, интернет-изданий, телевидения (сказался прагматизм учащихся — сдача ЕГЭ). Был момент, когда в редакции осталось совсем мало юных корреспондентов. Стойкость проявили лишь те, кто решил поступать на журфак. Остальные признавались: нам интересно, но некогда. Изменить ситуацию помог, на мой взгляд, Интернет, точнее, социальные сети. Хорошо подготовленные и информационно насыщенные тексты для журнала больше обращают на себя внимание и вызывают уважение одноклассников, чем интернет-посты. И в редакции появились новые юнкоры, среди которых, причем, немало юношей.
В небольшой брошюре «Журналистика для школьников. Разработки свердловских педагогов», изданной в 2013 году, я попыталась собрать несколько программ коллег-педагогов. Их методика различна в подходах к преподаванию основ медийной работы. Одни учат тщательно работать над словом, другие делают упор на историю журналистки и изучают лучшие ее образцы. Кто-то рассказывает о медиатехнологиях в целом, уделяя внимание жанрам (подобное разнообразие подходов можно наблюдать и при анализе программ педагогов, преподающих основы журналистики в различных регионах России).
Моя методика основана на том, чтобы прежде всего научить ребят работать с информацией — собирать ее, анализировать, обрабатывать, готовить комментарии «экспертов». Именно такой путь наиболее эффективен для получения юнкорами коммуникативных навыков, изучения проблем общества и формирования собственного мнения о них, повышения медийной грамотности, подразумевающей в первую очередь умение отличить качественный информативный текст от «фейка». Рассматривая любой жанр, мы с корреспондентами «Класса!» обсуждаем, каким образом следует собирать информацию для текста в подобном формате.
,
,
И мои «классики» уже знают, что информационная заметка — это не только описание того, что сам увидел и почувствовал, но и отражение мнения участника(ов) события. Они начинают также понимать, что для подготовки портретной зарисовки, например, требуются собственные наблюдения за героем, беседы с ним и его окружением, изучение его дневника и странички в соцсети. Опрос — это первый, самый простой для новичков, но достаточно сложный (с выводами) для опытных юнкоров этап ролевой игры «Журналистика». В репортаже, особенно в первом абзаце, желательно уходить от местоимения «Я»: «обнаружил-решил-пошел…». Здесь предоставляется корреспонденту возможность рассказать читателям о том, что довелось увидеть, приводя при этом слова других участников происходящего.
Хотелось бы обратить внимание на два, казалось бы, похожих метода подачи информации: «Социальном эксперименте» и «Испытано на себе». В первом случае журналисты проводят эксперименты. Во втором — они «внедряются» в существующие уже, но необычные для них обстоятельства, ведут наблюдения как бы изнутри. Ребята из журнала «Класс!» в качестве социального эксперимента, например, «замеряли» чувство сострадания у гимназистов, пытаясь пристроить котенка, которого нашли на улице. Итог таков: младшие школьники отзывались сразу, учащиеся среднего звена предпочли подумать, а ученики старших классов в большинстве отмахивались — вывод каждый делает сам. Была и попытка узнать, насколько открыты к общению современные старшеклассницы: незнакомый им мальчик дарил цветы, желая познакомиться. Оказалось, что цветы они брали с удовольствием, но познакомиться решились лишь единицы (фотографы снимали ход эксперимента). А для рубрики «Испытано на себе» ребята из журнала (с разрешения директора школы) работали на постах и охранника на входе в школу, и секретаря, и библиотекаря. Наблюдений и впечатлений хватало на интересный и небесполезный для читателей рассказ.
Нельзя не упомянуть и о таком важном элементе работы над каждым номером издания, как выбор главной темы и ее разработка. Эта, сегодня обычная для профессиональных изданий, практика в журнале существует с 2002 года. Вышли мы на нее случайно: ребята захотели написать подборку текстов об отличающихся чем-то от всех гимназистах. С тех пор уже десятки тем были исследованы подобным образом. Кроме достаточно понятных, посвященных выпускному или выбору профессии, были разработаны такие темы, как, например, «Отцы и дети», «Культурно выражаясь или как обходиться без мата», «Ритмы вокруг нас», «Одиночество — начало всех начал». Тематическая подборка, как правило, располагается в середине журнала — 6-10 текстов в различных жанрах помещены под соответствующей рубрикой.
Журнал, как известно, отличается от газеты, в частности, наличием аналитических материалов. Кроме любимых почти всеми начинающими журналистами эссе (которых, кстати, поступает все меньше), в «Классе!» присутствуют «Колонка комментатора», рецензии под рубрикой «Что почитать?» и «Кинозал», а также статьи, для которых авторы тщательно собирают материал. Подчеркну: статей не очень много (для их подготовки нужны определенные способности), актуальность темы предварительно обсуждается на заседании редакции.
,
,
В материале о мальчике-инвалиде из соседней школы, который передвигается на коляске, десятиклассница Оля Василенко нашла место и для наблюдения, и для комментариев героя и его друзей, и для сравнения ситуации с людьми с ограниченными возможностями в России и за рубежом. Никого не оставил равнодушным текст этого же автора «Солнечные дети» о доме-интернате для детей и об одноклассниках, которые (без участия учителей) собрали подарки для ребят и поехали туда с концертом. Эффект от таких статей налицо, что бы ни говорили сегодня о молодежи, практически ничего на бумажных носителях не читающей. Поэтому ребята относятся к подготовке статей серьезно, понимая, что разливом «воды» и только собственными эмоциями читателей не привлечешь, а тему загубишь.
Среди существующих сегодня школьных изданий большое количество так называемых «имиджевых», в которых все тексты посвящены одному — восхвалению данного образовательного учреждения, его учеников и учителей. Руководители подобных изданий считают, что свободомыслие у подростков развивать в нынешних условиях (в отличие от 90-х годов прошлого века) невозможно — никто не потерпит критики школьных порядков. Однако в обществе достаточно проблем, в том числе и касающихся подростков, по которым они могут и должны выработать свое собственное мнение. Этим темам следует уделять внимание в газетах и журналах, выходящим в образовательных учреждениях, — тогда они будут читаемы, обсуждаемы, интересны.
В материале о мальчике-инвалиде из соседней школы, который передвигается на коляске, десятиклассница Оля Василенко нашла место и для наблюдения, и для комментариев героя и его друзей, и для сравнения ситуации с людьми с ограниченными возможностями в России и за рубежом. Никого не оставил равнодушным текст этого же автора «Солнечные дети» о доме-интернате для детей и об одноклассниках, которые (без участия учителей) собрали подарки для ребят и поехали туда с концертом. Эффект от таких статей налицо, что бы ни говорили сегодня о молодежи, практически ничего на бумажных носителях не читающей. Поэтому ребята относятся к подготовке статей серьезно, понимая, что разливом «воды» и только собственными эмоциями читателей не привлечешь, а тему загубишь.
Среди существующих сегодня школьных изданий большое количество так называемых «имиджевых», в которых все тексты посвящены одному — восхвалению данного образовательного учреждения, его учеников и учителей. Руководители подобных изданий считают, что свободомыслие у подростков развивать в нынешних условиях (в отличие от 90-х годов прошлого века) невозможно — никто не потерпит критики школьных порядков. Однако в обществе достаточно проблем, в том числе и касающихся подростков, по которым они могут и должны выработать свое собственное мнение. Этим темам следует уделять внимание в газетах и журналах, выходящим в образовательных учреждениях, — тогда они будут читаемы, обсуждаемы, интересны.
,