Сегодняшнюю массовую аудиторию трудно чем-то удивить: она во многом пресыщена обилием СМИ и ко всему относится скептически. Нужны новые подходы, чтобы «зацепить» читателя и надолго удержать его внимание.
Одним из способов сделать это может стать разрушение стереотипов — стабильно повторяющихся шаблонов мыслей, чувств и поступков. В узком смысле стереотип — это привычный способ думать, смотреть, реагировать на мир. Психологи выделяют три их группы:
1 стереотипы реагирования (например, человек, испытывающий чувство вины, часто начинает оправдываться);
2 стереотипы восприятия и оценки (так, в нашей стране многие люди не любят журналистов, считая, что они все — «продажные»);
3 стереотипы мышления.
Последнюю группу хорошо иллюстрируют следующие примеры-загадки, которые я предлагаю студентам:
— Представьте, что вы встретили беременную женщину, у которой уже 8 детей, причем из них трое глухих, двое слепых, один умственно отсталый, а сама женщина серьезно больна. Вы бы посоветовали ей оставить ребенка?
Прежде чем ответить на этот вопрос, предлагаю познакомится еще с одним…
— Нужно выбрать нового мирового лидера, ваш голос — решающий.
Вот информация о 3-х кандидатах:
• общается с нечистыми на руку политиками, советуется с астрологами, двоеженец, курит без остановки и выпивает 8-10 бокалов мартини в день;
• дважды изгонялся с должности, спит до полудня, баловался опиумом в колледже, выпивает около литра виски каждый вечер;
• имеет воинские награды, вегетарианец, не курит, изредка пьет пиво и никогда не изменял жене.
Кого из троих вы выберете?
Разгадки
Первый кандидат — Франклин Д. Рузвельт, второй — Уинстон Черчилль, третий — Адольф Гитлер.
Что касается вопроса о женщине: если ваш ответ «нет», то вы только что «убили» Бетховена.
Эти примеры иллюстрируют, что жизнь намного сложнее и многограннее, чем ее привычное обывательское восприятие. Показательное разрушение стереотипов приучает будущих журналистов мыслить широко и не делать скоропалительных выводов. Без этого умения трудно достичь высот в профессии.
От парадокса — к черному юмору
На разрушении стереотипов строится такой интересный и эффективный прием воздействия на читателя, как парадокс. Парадокс (от греческого paradoxos — «противоречащий обычному мнению») — это выражение, в котором вывод не совпадает с посылкой и не вытекает из нее, а, наоборот, противоречит ей, давая неожиданное и необычное ее истолкование. По сути, парадокс лежит в основе многих сатирических жанров, но к нему можно прибегать и в аналитических текстах, чтобы заставить читателя отойти от привычных ему представлений и мыслить нестандартно.
,
,
Я предлагаю студентам необычное задание, которое заставляет их по-новому отнестись к парадоксальному черному юмору и учит использовать его богатые возможности. Первый же вопрос — «что такое черный юмор?» — выявляет стереотип восприятия. Студенты убеждены, что это грубые и циничные шутки про смерть. А между тем такой юмор представляет собой уникальную разновидность едкой сатиры, его часто определяют как литературу резко выраженных гротескных форм, в которой действительность предстает в крайне негативном духе. В черном юморе делается упор на парадоксальность ситуации и абсурдность бытия, поэтому он сопровождается циничным смехом, но это смех очищающий — пессимиста, который видит вещи в необычном ракурсе, что помогает выявить их истинную суть.
Есть сатирики, которые специализировались именно на таком смехе. Например, Амброз Бирс, американский журналист и писатель, со своим «Словарем Сатаны». Это едкий сатирический памфлет, направленный против политиканства, коррупции, лицемерия, словом, всего, что теперь принято называть «американским образом жизни». Он был начат в еженедельных газетах в 1881 году и отрывки из него с долгими перерывами печатались до 1906-го. Тогда же большая часть словаря была издана под заглавием «Лексикон циника». Это сборник афоризмов о разных аспектах человеческой деятельности. Бирс очень едок и саркастичен. Вот несколько примеров его трактовки понятий, которые я предлагаю студентам:
• амнистия — великодушие государства по отношению к тем преступникам, наказать которых ему не по средствам;
• год — период, состоящий из 365 разочарований;
• голосование — осуществление права свободного гражданина валять дурака и губить свою родину;
• мир — в международных отношениях период надувательств между двумя периодами военных столкновений;
• скрипка — инструмент для щекотания человеческих ушей при помощи трения лошадиного хвоста о внутренности кошки;
• эрудиция — пыль, вытряхнутая из книг в пустой череп;
• корректор — злоумышленник, который делает вашу рукопись бессмысленной, но искупает свою вину тем, что позволяет наборщику сделать ее неудобочитаемой.
Мы приходим к выводу, что это и правда очень необычный способ смотреть на многие привычные вещи и замечать в них аспекты, которые принято скрывать или о которых просто умалчивают. Бирс был прекрасным знатоком человеческой природы. Кроме того, данный подход оттачивает афористичность мышления – редкое, уникальное качество. Я говорю студентам, что умение мыслить так нестандартно, образно и емко формирует яркий авторский стиль, который, в частности, лежит в основе колумнистики. Далее мы переходим к тренировке, которая воспринимается на «ура», — даем определения некоторым понятиям в стиле Бирса. Я обычно предлагаю не самые сложные варианты, чтобы слушатели не испытывали сильных затруднений, почувствовав себя истинными «творцами» (далее дается авторское определение Бирса, которое озвучивается после того, как выступят студенты):
• вежливость — (самая приемлемая форма лицемерия); «невеста» (женщина, счастливая будущность которой — в прошлом);
• поздравление — (вежливое проявление зависти);
• спор — способ утвердить противников в их заблуждениях;
• утешение — сознание, что человеку, более вас достойному, повезло меньше, чем вам;
• эгоист — человек дурного тона, больше интересующийся собой, чем мной;
• красноречие —искусство убеждать глупцов, что белое есть белое;
• труд — один из процессов, с помощью которых А добывает собственность для Б;
• удовлетворение — состояние сознания, вызываемое созерцанием бедствий ближнего;
• успех — единственный непростительный грех по отношению к своему ближнему;
• циник — негодяй, из-за дефекта зрения видящий все вещи такими, какие они есть, а не такими, какими их нужно видеть;
• юрист — лицо, умело искажающее законы.
Еще один любопытный автор, более известный российской аудитории, — Владимир Вишневский, сочинитель знаменитых одностиший. Я привожу несколько примеров, и мы пытаемся разобраться в природе комизма этого уникального сатирика:
«А кто продюсер этого заката?..»;
«Ах, Вы не спонсор?.. Положите вилку!..»;
«В готовности к облому — наша сила…»;
«Здесь нестабильно даже ухудшенье»;
«Любимая, да ты и собеседник?!..»;
«Сейчас у нас дешевле — заплатить…» и ряд других.
Студенты делают вывод о точно подмеченных деталях современности, получают удовольствие от языковой игры и убеждаются, что краткость эффективнее многословия.
,
,
В продолжение темы предлагается еще одно упражнение по дописыванию пародийных заметок из рубрики «Рога и копыта» со страниц «Литературной газеты». Данная рубрика ориентирована на ироничное прочтение стереотипной информации, высмеивание газетных штампов, псевдосенсационности и героического пафоса. Вот несколько примеров:
«В городе Ракитинске закончилась перестройка паперти перед входом в церковь XVII века. Поскольку старая не удовлетворяла насущные потребности населения, площадь паперти существенно увеличена. Сейчас на ней могут с комфортом разместиться в три раза больше нищих, чем прежде».
«Диким бюрократом проявил себя З. Барыбин, возглавляющий стол справок. Только для того, чтобы не выдавать посетительнице справку о том, что она не состоит в браке, он женился на ней».
Далее зачитывается только начало некоторых заметок, и студенты дописывают их. В конце, по стандартной схеме, сравниваем с оригиналом. К слову, зачастую оригинал уступает вариантам студентов.
,
,
Таким образом, черный юмор, парадокс, слом стереотипов, емкие саркастические афоризмы – те средства, которые учат студентов нестандартно мыслить, прибегать к языковой игре и тем самым вырабатывать собственный авторский стиль. Наконец, это выразительные способы воздействия на целевую аудиторию, во многом более эффективные, чем стандартное изложение своей позиции.
,