,
Facebook начал революцию: Марк Цукерберг объявил, что с этой недели личные сообщения людей будут получать в ленте приоритет над публичным контентом, включая прежде всего новости медиа. Иными словами, Facebook перестанет быть источником трафика для СМИ.
Сообщение вызвало панику в рекламном бизнесе и в медиа. Facebook потерял несколько миллиардов на рынке акций. Но реформа стала логичным и очень удачным ответом на политический скандал 2017 года после выборов США, когда социальную сеть признали виновной в распространении фейкньюс и избрании Трампа.
Новые настройки алгоритмов по сути, сократят долю политического и общественного обсуждения и сделают Facebook помесью Одноклассников и Вконтакте. Это самая глобальная реформа алгоритмов в истории соцсети. Ее последствия еще не до конца понятны самим инициаторам, но уже ясно, что все привычные механизмы продвижения контента, включая контент брендов и СМИ, пойдут прахом.
«Органический трафик на Facebook мертв» — пишут одни, сопровождая текст апокалиптической картинкой. СМИ и брендам и так доставалось все меньше трафика из соцсети, теперь этот канал просто будет обрублен. «Мы теряем надежду, — пишут другие, иллюстрируя текст портретом Цукерберга в орнаменте ядерного взрыва. — Конец близко».
,
,
Есть, однако, и такие, которые считают, что реформа Facebook приведет к оздоровлению медиа-ландшафта. Нельзя отдавать свой контент кому-то одному. Неожиданная реформа Цукерберга, вызванная политическими проблемами соцсети, преподала хороший урок СМИ, маркетологам, брендам. Нужно диверсифицировать каналы доставки своих сообщений. Самое главное, нужно поддерживать и развивать собственный сайт, чтобы он был «базовым лагерем» для своего контента. Тогда можно гибко менять каналы и форматы, оставаясь хозяином положения.
Facebook заманивал редакции в свой Instant Article, специальное приложение, позволяющее размещать статьи прямо на ФБ, чтобы пользователь мог открыть их на доли секунды быстрее. Обещал организовать для изданий платную подписку внутри соцсети. Все это не имеет никакого смысла, если анонсы статей пропадут из ленты. Некоторые редакции жестоко поплатятся за свою доверчивость. Другие проиграют меньше, потому что были подозрительными и недоверчивыми.
Но, так или иначе, проиграют все СМИ. Потому что они лишаются канала, хорошо распространяющего вирусный контент. Придется по-новому отстраивать формы взаимодействия с аудиторией в интернете. Известно, что алгоритмы Facebook теперь будут ориентировать не на лайки, перепосты и время просмотра, а на содержательную дискуссию под сообщениями, на комментарии друзей. Если СМИ по-прежнему хотят обращаться к аудитории через Facebook, придется понять новые механизмы и научиться работать через комментарии — свои и читательские. В ближайшие недели станет понятно, во что превратится лента, ведомая новыми настройками алгоритма.
,