Главные события медиаиндустрии 2017 года: США и Россия

,

Mediashift составил топ-10 тем, связанных с американскими медиа в 2017-ом. Некоторые из них имеют сугубо местную специфику, другие — отражают общие тренды. Оценим приоритеты и сравним их с главными профмедийными темами России.

 

1   #MeToo и тема сексуальных домогательств. В начале октября New York Times, а затем и New Yorker, опубликовали истории о продюсере Харви Вайнштейне и его домогательствах. Всего уже более 80 женщин в списке жертв голливудского магната. После публикаций разгорелся мировой скандал, который не обошел и сами СМИ. В том же октябре Buzzfeed сделал статью «Поганые мужчины в медиа» с целым списком влиятельных деятелей, которых тоже обвиняли в домогательствах. Начались расследования, некоторые закончились увольнениями.

В ноябре актриса Алиса Милано запустила в Twitter кампанию с хэштэгом #MeToo, чтобы показать масштаб проблемы сексуального насилия. В декабре Time Magazine признал персоной года The Silence Breakers — коллективный образ тех, кто нарушил молчание и заговорил о насилии.

Отметим, что издания не столько отразили важное событие, сколько создали его. Теперь многое изменится в поведении и оценках западного общества. Кстати, над тем, как усилить позиции женщин, задумались не только в западных, но и индийских СМИ. Команда дизайнеров в Нью Дели специально разработала новый подход к изображению жертвы насилия в публикациях, чтобы та не выглядела обреченной и виноватой (ЖУРНАЛИСТ писал об этом: Не изображая жертву).

 

2   Трамп против СМИ. Дональд Трамп всегда воевал с изданиями. Они тоже не жаловали его, но охотно писали о нем. Выборы обострили противостояние. Многие СМИ в колонках мнений открыто выступали против Трампа. А он перехватил термин fake news, относящийся к интернету, и стал так называть ведущие американские СМИ, включая CNN.

Вражда, тем не менее, не помешала ведущим газетам зарабатывать на Трампе. Trump bump, рост в некоторых секторах на новостях об избрании Трампа, особенно благоприятно сказался на газетах. Некоторые СМИ за год после выборов увеличили тираж в полтора-два раза, пугая публику Трампом и освещая всевозможные послевыборные разбирательства (ЖУРНАЛИСТ писал об этом: Спасибо товарищу Трампу за рост подписки).

,

Нелюбовь к Трампу не помешала ведущим СМИ зарабатывать на нем

,

3   Поворот к реальности и продаже Mashable. В середине 2016-го техноблог Mashable уволил 30 пишущих авторов, чтобы «развернуться к видео». За ним последовали многие другие. А в 2017 году Mashable продали за жалкие $50 млн, хотя еще годом раньше оценивался в 250 (привлек 250 млн инвестиций).

Разворот к видео в 2016 стоил очень дорого, не принес ожидаемых результатов и оказался разворотом к реальности в 2017-м — не только для Mashable, но и для многих в индустрии. Да, видео растет. Но СМИ — не лучшая платформа для видео, есть и получше. Да и журналистика — не лучший контент для видео (ЖУРНАЛИСТ писал об этом: Разворот к видео — не рецепт успеха, а предвестник краха).

 

4   Доминирование Google-Facebook, их «вина» в победе Трампа и ожидаемое регулирование. Дуополия Google-Facebook занимает 63% рынка цифровой рекламы. Эта доля растет. Рекламодатели переводят свои бюджеты в интернет-платформы, делая положение СМИ еще более отчаянным.

Однако эпидемия fake news и активность русских троллей во время выборов Трампа впервые сделали интернет-платформы объектом критики (ЖУРНАЛИСТ писал об этом: Публика не очень-то разделяет журналистику и fake news). По всей видимости, для интернета будет введено регулирование рекламы, примерно такое же, какое существует для СМИ.

 

5   Сокращение аудитории платного (и спортивного) ТВ. Кабельные сети, убившие в свое время эфирное ТВ, теперь сами теряют бизнес. В 2017 году в США от них ушли 400 тысяч подписчиков, что в два раза больше, чем в 2016-м. Аудитория переходит в интернет и стриминговые сервисы.

Телевидение переживает катастрофу, сопоставимую со смертью бумаги: люди хотят (и теперь могут) смотреть кино и передачи не по программе телеканала, а когда им заблагорассудится (или когда друзья бросят ссылку).

 

6   Даже лучшие интернет-СМИ оказались не такими уж успешными. Существовала иллюзия, что проблемы испытывают только традиционные издания, обремененные устаревшими форматами. Но даже цифровые СМИ, такие как Buzzfeed и Vice, созданные сразу в онлайне и показывавшие хорошую динамику, этой осенью впервые получили бизнес-результаты, значительно хуже ожидаемых. И они тоже пошли по наклонной, приступив к сокращениям затрат и персонала.

Все тот же рекламный кризис (из-за Google и Facebook), а также свободный оборот контента в интернете, похоже, поставили под удар саму бизнес-модель старой журналистики, которая строилась на продаже контента и рекламы. И не важно, газета это, сайт или ТВ (ЖУРНАЛИСТ писал об этом: Разворот к видео — не рецепт успеха, а предвестник краха).

,

Многие СМИ даже создают белые и черные списки — перечень тем, в которые можно или нельзя ставить рекламу, чтобы не огорчить рекламодателя

,

7   Безопасность бренда. Весной более 250 рекламодателей объявили YouTube бойкот и отозвали свои бюджеты. Рекламодатели не хотели, чтобы их реклама, подставляемая в разные ролики автоматически, появлялась рядом с экстремистским контентом, в роликах террористов или ультра-правых.

YouTube спешно починил свои настройки. Но тема стала популярной и распространилась на другие платформы. Рекламодатели теперь диктуют условия. Многие СМИ и прочие медианосители даже создают белые и черные списки — списки тем, в которые можно или нельзя ставить рекламу. Некоторые эксперты выражают опасения, что из-за этого некоторые остросоциальные темы могут стать «нелюбимыми» в редакциях, потому что они не подходят для размещения рекламы.

Таким образом, рекламодатели уже косвенно модерируют контент СМИ. Впрочем, для России эта проблема в таком виде нехарактерна.

 

8   Благотворители и фонды финансируют борьбу с fake news. После шока от победы Трампа, американская общественность озаботилась fake news. Соцсети создают команды и ищут технологии для борьбы с фейками. Фонды спонсируют соответствующие проекты. Миллиардер Пьер Омидьяр, основатель eBay, пожертвовал $100 млн на это «святое дело», что вызвало большое волнение в медиа. Ему последовали другие богатые филантропы.

 

9   Бум подписки — Trump bump. Для некоторых американских СМИ, имеющих глобальный охват и либеральную аудиторию, 2017-й стал годом феноменального подписного успеха. New York Times, Wall Street Journal, Washington Post, Propublica и некоторые другие бьют рекорд за рекордом. Все благодаря Трампу и пресловутому Trump bump (ЖУРНАЛИСТ неоднократно писал об этом, например: Две новости цифровой подписки: хорошая и плохая).

 

10   Сотрудничество редакций в расследованиях. Совместная работа редакций над бумагами панамских офшоров в 2016 году принесла участникам Пулитцера в 2017-м. В этом году подобный проект Paradise Papers собрал журналистов-ищеек из 94 изданий. Западные медиа уделяют коллаборации много внимания на всех уровнях — от сотрудничества между районками до глобальных проектов.


Таковы 10 ведущих тем медиаиндустрии США 2017 года. В числе медийных событий года, волновавших российские редакции в 2017-м, стоит упомянуть:

•   продолжающееся сжатие дистрибуции, закрытие киосков;

•   чаемая поддержка СМИ со стороны государства;

•   влияние интернета на молодежные протесты весной;

•   зарубежная активность русских фабрик троллей и соответствующие расследования в США;

•   неожиданный взлет российской пропаганды за рубежом и признание Russia Today иностранным агентом в США;

•   ответное введение статуса иностранного агента для СМИ в России;

•   продажа РБК и «двойная сплошная» в новой редакции этого агентства;

•   инновации «Медузы» и нативная реклама;

•   лишение владельца «Ведомостей» Демьяна Кудрявцева гражданства;

•   Дудь — лучший интервьюер года.

•   разваитие Телеграма как нового типа медиа (в том числе каналов о медиа).

•   закрытие телеканала Life Арама Габрелянова.

•   запуск The Bell.

Что еще?

,

Заходная иллюстрация: shutterstock.com

,

Скриншот: time.com