Многие издания создают подкасты, приглашая ярких и креативных людей. Подкасты уже есть на радиостанциях «Маяк», «Радио Россия», «Эхо Москвы» и др. Подобный вид коммуникации активно развивается на «Медузе».
О том, для чего СМИ нужны подкасты ЖУРНАЛИСТУ рассказала Лика Кремер, руководитель видеоотдела латвийского русскоязычного интернет-СМИ «Meduza».
,
,
— Как вы стали делать подкасты?
— В «Медузе» подкасты появились по инициативе «снизу». В редакции было несколько человек, которые любили подкасты и сами хотели попробовать их запустить. Сначала мы просто начитывали тексты, но начитывать тексты — это создавать вторичный продукт. Так делать неправильно, потому что подкаст должен быть самостоятельным продуктом. У него должна быть какая-то добавочная стоимость. Так это устроено, например, в англоязычном мире, где производство подкастов — огромный рынок, индустрия, которая медленно, но растет.
— Почему многие в России к подкастам относятся скептически?
— Скептиков в англоязычном мире столько же, сколько в России. Даже больше, потому что там есть индустрия. Я верю в то, что «Медуза» взяла правильный ресурс относительно подкастов: рассказать аудитории, что такой способ потребления в медиа существует. И способ этот невероятно своевременный и современный. Если раньше мы сидели перед одним монитором, то сейчас мониторов в нашей жизни несколько — один или два мобильных телефона, макбук, умные часы. Параллельного потребления информации стало намного больше. И в этом смысле аудио более соответствует запросу аудитории, чем видео, потому что информации стало так много, что мы вынужденно «запараллеливаем» процессы. Мы продолжаем потреблять информацию, идя на работу, занимаясь в спортивном зале, находясь на беговой дорожке, когда мы едем из одного города в другой на машине или гуляем с собакой.
Люди слушают музыку с помощью колонок — это, безусловно, стоит на первом месте. На втором месте — гаджеты, которые входят в нашу жизнь. Они создаются разными компаниями, например, Amazon, Google, Apple. Если за производство взялись такие гиганты, то велик шанс, что разработка войдет в нашу жизнь и ее изменит. На всех айфонах есть установленное приложение подкастов — Apple оказал всем подкастерам огромную услугу. Если в каждом айфоне уже есть такое приложение, то подобный способ медиапотребления станет популярным. Зная, что в России многие предпочитают телефоны андроиды, мы сделали собственную платформу, которая позволяет слушать с любого телефона наши приложения удобным образом. Эта идея исполнена нашими коллегами, программистами технического отдела. И в этом смысле я очень ими горжусь.
— Зачем «Медузе подкасты? Что нового вы хотите с их помощью сделать?
— Во-первых, подкасты — это площадка для развития цивилизованного разговора. Очень многие вещи на русском языке не проговорены и не договорены. Нам кажется, что у нас нет для этого слов, поэтому нам нужно научиться разговаривать обо всем. Во-вторых, конкретно на «Медузе» нет раздела мнения и нет колонок. Изначально весь ресурс построен на добыче фактов: расследование, новости без выражения собственного мнения сотрудников редакции и близких им по духу людей. Так вот, подкасты для нас — это территория, где мы можем сообщать не только то, что происходит, не только излагать факты, но и говорить о том, что мы думаем на самом деле, спорить, выражать свою собственную точку зрения. А это проще и интереснее делать вслух.
,
,
— Какие жанры подкастов используете?
— Прежде всего, используем разговорные подкасты, потому что читать уже существующий тест вслух не интересно. Стараемся от этого уходить, хотя начинали свой подкаст как текст недели. Судя по скачиванию, наши подкасты пользуются спросом. Раньше для нас было важно отбить отметку в пять тысяч, потом в десять тысяч, потом в пятнадцать. Сейчас мы подошли к 30 тысячам, а самые популярные подкасты скачивают по 50 тысяч и больше. Сегодня мы делаем разговорные и нарративные подкасты. Безусловно, самое простое, что можно сделать, это разговорный подкаст. Самые заметные вещи в жанре подкастов назывались Serial, они впервые появились в США, и были задуманы как репортерские. Это по-настоящему мощные работы, на которые тратили много месяцев.
Подкаст дает возможность услышать не только слова героя, но почувствовать, с какой интонацией он их сказал, какую паузу определенный момент сделал. Это совершенно другой уровень погружения в материал. Многие люди, которые занимаются подкастами, говорят о том, насколько это притягательный жанр, насколько он вовлекает в себя.
— Кто в «Медузе» делает подкасты?
— В «Медузе» нет человека, который бы занимался исключительно подкастами. У нас на сайте есть раздел «Подкасты», но у нас нет подобного отдела внутри редакции. Я надеюсь, что он появится с Нового года. Пока мы делаем подкасты в промежутках между основной работой. Конечно, тратить на подкасты столько времени и ресурсов, сколько тратят наши западные коллеги, пока не можем. Поэтому крутимся вокруг простых жанров. Но исследуем, более сложные, нарративные.
— То есть все сотрудники могут принимать участие в создании подкастов?
— Есть люди, которые лучше и легче разговаривают, у кого-то хорошая дикция, а у кого-то интересные мысли. Все могут найти свою нишу здесь. У нас нет специальных дикторов. Вообще подкаст — это разговорный и естественный жанр, поэтому никаких специально поставленных интонаций не нужно. Подкаст дает возможность послушать живую речь. В создании у нас участвует почти четверть редакции.
— Подкаст — это радио?
— Не совсем радио. Радио вещает для всех, а подкаст говорит с тобой лично, звучит более интимная интонация. Кроме того, подкаст слушают люди с самого начала, а радио с того момента, когда человек его включил. Ты выбираешь тот подкаст, который тебе нравится, ты слушаешь его от выпуска к выпуску, с самого начала и довольно часто до самого конца, потому что это твой осознанный выбор.
— Создание подкастов — это коллективная работа. Как у вас распределяются позиции?
— Нам повезло: есть несколько человек, которые умеют работать со звуком. Идеальный сотрудник отдела подкастов — это одновременно редактор и звукоинженер, который может настроить звук, смонтировать все сам. Мы стремимся к такой многозадачности, стараемся делать все руками и головой и быть одновременно редакторами и монтажерами. Современный журналист должен уметь делать много разного.
,
,
— Расскажите подробнее о технологии создания подкаста.
— Технология работы определяется характером подкаста. Сейчас делаю подкаст по будущему тексту, нарративный подкаст. Начинаю с того, что прошу автора текста прислать все аудиоматериалы, которые он записал, пока готовил материал. Делается это для того, чтобы я понимала, что потом смогу вставить в текст. Дальше читаю готовый текст, пишу специальные подводки под конкретные аудиодорожки. Моя задача — выбрать фрагменты, смонтировать их, сложить из них пазл, создать новую единицу контента. Подкаст может состоять из интервью с автором, кусков записанного автором на обычный айфон разговора с героями, а также моих, промежуточных подводок и переходов. Здесь буду скреплять все куски своим голосом.
В создании разговорного подкаста моя задача заключается в подготовке вопросов к участникам разговора, где мы разговариваем на равных (например, подкаст «Дело случая»). Важно подготовить кейсы для обсуждения, случаи из жизни, которые будут частью разговора и на примере которых участники беседы будут спорить, обсуждать и разворачивать разные этические вопросы. Каждому из этих кейсов нужно подобрать правильные и точные вопросы, интересные слушателям и самим подкастерам. В подкасте сразу становится понятно, были ли ведущие увлечены разговором или нет. Очень важно, чтобы то, о чем ты говоришь, для тебя самого было важно.
,
Лика Кремер — российский журналист, ведущая программы «Здесь и сейчас» на телеканале «Дождь». Главный редактор сайта и директор по поддержке и развитию проекта «Сноб». С 2016 года руководитель видеоотдела латвийского русскоязычного интернет-СМИ «Meduza».
,
,