Чему учат в магистратуре на Западе

В Высшей школе печати и медиаиндустрии при Московском политехническом университете прошли первые защиты магистерских диссертаций по специальности «Журналистика» в 2017 году. Несмотря на положительные результаты, вопрос о том, как учить магистров, не теряет своей актуальности. Методология и методика второй ступени образования в России пока только разрабатывается в отличие от западных университетов, где магистерские программы — сложившаяся практика.

ЖУРНАЛИСТ обратился к выпускницам МГИМО и МГУ, которые сегодня продолжают образование в западных университетах. Их опыт может быть полезен всем, кто учит магистров.

 

Нидерланды

,

,

Магистерская программа обычно рассчитана на два года обучения. В первый год студент посещает лекции из общего блока предметов, из дисциплин по выбору и курсов специализации. Второй год — реальное задание заказчика, работа в мультидисциплинарных и международных группах. Будущий магистр посещает семинары, цель которых — критическое осмысление научных работ. Если предыдущее образование не совпадает с требованиями базовых предметов в магистерской программе, то студент должен пройти pre-master, чтобы сократить разницу в предметах.

Занятия проходят, как правило, два раза в неделю. Длятся около двух часов с перерывом. Бывает, что лекторами являются сразу два преподавателя, которые поровну делят темы курса между собой. Первая часть — теория, потом — интерактив, обсуждение задания. Задания даются заранее — информация вывешивается на электронную доску (у каждого студента есть доступ через свой аккаунт). Задания делятся на индивидуальные и групповые — обычно они оцениваются в процентном соотношении 50 на 50 или 70 на 30 между собой и по отношению к экзамену. В итоге оценка складывается из экзамена, группового и индивидуального задания (все это оговаривается в программе курса). Работа в группах и интерактив — важная часть учебы. Для нее выделяется дополнительное время в расписании, студенты должны сами распределить обязанности. Контакт с преподавателем — это всегда неформальное общение. Преподаватели открыты и готовы ответить на любой вопрос. Всегда можно проконсультироваться, если что-то не понятно.

Магистерская диссертация — это самостоятельное научное исследование. Тема может быть предложена как преподавателем, так и студентом. Работа строится следующим образом: сначала студент пишет расширенную заявку на тему или краткое содержание того, что будет в диссертации до описания результатов исследования (проблема, цель, главный вопрос и специальные вопросы на основе обзора литературы, методология исследования, список литературы, структура работы и план с дедлайнами). Дальше он готовит две презентации — одна в середине обучения, другая – для защиты результатов. Как правило, за студентом закрепляется два руководителя. Один — по коммуникациям, другой — по специализации и экзаменатор (преподаватель факультета).

В ходе написания магистерской диссертации студент должен знать и свободно ориентироваться в актуальных научных публикациях по выбранной специализации. Также необходимо освоить курсы по дизайну научного исследования, по научной аргументации (развитие независимого научного мышления). Учеба рассчитана на овладение навыками применения сложных научных теорий, моделей и схем к решению реальных проблем. Для этого студенты изучают не учебники (теорию дают вкратце), а в основном научные статьи последних лет — самое актуальное по конкретной теме, что и составляет базу знаний. Благодаря электронной библиотеке студент может отобрать самое релевантное и подготовить обзор литературы. Это делается для того, чтобы было понятно, как он вышел на специальные вопросы, какие из них самостоятельно проработал. В завершении работы над магистерской диссертацией студент пишет критическую рецензию на свою работу и на то, как прошла ее защита (результаты). Это очень важная часть учебы в магистратуре, потому что она помогает осознать человеку важность своего исследования, а также характеризует уровень развития его независимого научного мышления.

 

Франция

,

,

Магистратура во Франции — это вторая ступень высшего образования (обычно 3 года обучения). Туда поступают для получения специализации, поэтому очень часто студенты уже имеют несколько лет работы. Во французских университетах можно отучиться первый курс магистратуры на одной специальности, а второй год — на другой или продолжить учебу в другом вузе. В некоторых университетах так делать нельзя, но зато там поощряется академический отпуск между 1-м и 2-м курсом магистратуры, в течение которого принято проходить две или три стажировки.

Почти все предметы студенты самостоятельно выбирают из предложенного списка. В результате формируются разные студенческие группы. Много времени отводится на самостоятельную работу студентов: нужно прочитать от 20 до 150 страниц текста по теме занятия. Обычно студенты приходят на занятия уже подготовленными и могут обсуждать тему. Экзамены проводятся лишь по нескольким предметам, по остальным — итогом работы является презентация, дискуссия, эссе или выступление с докладом.

Последний год учебы в магистратуре посвящен прохождению стажировки или написанию магистерской диссертации по выбору студента. Для получения диплома все сдают так называемый Большой Устный Экзамен («Гранд О»). Проходит он так: в начале октября администрация магистратуры составляет список тем, которые затем в произвольном порядке распределяются между студентами. Темы эти всегда «открытые», часто в форме вопроса, требуют размышления и не имеют верного ответа. Студенты пишут небольшое (не больше 10 страниц) эссе, которое нужно сдать в ноябре. В декабре они приходят на получасовой экзамен с комиссией, где вначале нужно вкратце рассказать о выводах, к которым пришли (без использования своих записей), а затем ответить на вопросы, которые могут быть заданы по любому предмету за все время обучения в магистратуре.

 

Австрия                      

,

,

Магистратура в Австрии — вторая после бакалавриата и не обязательная ступень высшего образования. Между бакалавриатом и магистратурой австрийцы могут пропустить от одного до нескольких лет, а в перерыве — путешествовать по миру или работать. Большинство австрийцев все-таки продолжают образование, так как у выпускников магистратуры зарплаты выше, чем у бакалавров, и это закреплено законодательно. В университетах гибкое расписание, которое студент составляет сам. Если по какой-то причине он не прошел курс, то можно его повторить. Поэтому учебу в магистратуре университета разрешено продлевать, пересдавая предметы. Строгого разделения на лекции и семинары нет, так что все предметы похожи на микс двух учебных форм.

В Австрии считается, что студент должен много работать самостоятельно. Для проверки результатов самостоятельной работы преподаватель предлагает написать эссе или провести анализ научной проблемы. Большое внимание уделяется групповой работе. В первый год обучения работе в группах отводится большая часть учебного времени, поэтому студенты обычно ведут список, на каком предмете в какой группе они работают. Результатом групповой работы является презентация.

Магистерская диссертация — итоговая работа, на написание которой отводится полгода. В Expos подробно излагается актуальность темы, план диссертации и список источников информации — это первый этап работы. После его утверждения в деканате дается официальный разрешение на начало исследования. Работа должна содержать научное «вступление» (с описанием исходной ситуации, постановки проблемы, целей и задач, обзором источников, методов исследования), теоретическую и эмпирическую части. При работе над диссертацией большое внимание уделяется теории. Студент должен поставить вопрос, а потом выдвинуть гипотезу своего исследования. Эмпирическая часть содержит опросы, фокус-группы, интервью, анализ результатов, предложение по дальнейшему исследованию темы, рекомендации. Задать вопрос и искать на него ответ — в этом смысл диссертации. Не факт, что полученный ответ подтвердит выдвинутую гипотезу, но отрицательный результат — это неотъемлемая часть исследования. Австрийские студенты, как правило, увлечены темой диссертации, они не проводят исследование на тему, которая не интересна.

 

,

,

Вместо заключения

И в Нидерландах, и во Франции, и в Австрии преподаватели, по мнению магистров, всегда очень лояльны. Имеется в виду, что они шутят и улыбаются, могут сидеть на столе, заложив ногу на ногу, угощают студентов печеньками. В общем, они по большей части доброжелательны, всегда готовы выслушать студента, дать свою электронную почту, добавить в Facebook и пообщаться, если у магистров есть вопросы. Что, однако, не означает, что они будут столь же добродушны при выставлении оценок. Работы студентов обычно оцениваются строго, 5-20% от группы, как правило, пересдают экзамены. Студенты, напротив, критичны по отношению к преподавателям. Они недовольны, если преподаватель был строг и скован, если во время лекции не улыбнулся и не использовал слайды. По мнению магистров, хорошие отношения — это «разговор на равных», где тебе никто не скажет: «На пять может знать только преподаватель».

,

Фото: shutterstock.com