,
В советское время местные газеты публиковали некрологи в разделе объявлений. Коммерция не была решающим фактором для тех газет. Но сами некрологи составляли важную частью местной повестки. Они были уместны и читаемы.
Сейчас некрологи тематически все так же уместны для городской и районной прессы. Это востребованный контент, особенно если учесть, что аудитория местных газет становится все старше. А коммерческое значение некрологов для СМИ даже возросло. Особенно на фоне сжатия прочих источников дохода.
В западных местных и городских газетах, даже в газетах мегаполисов, в тетрадке городских новостей обязательно есть раздел некрологов. Он может занимать от одной до двух полос. Это существенный источник дохода, который базируется, конечно, на очень мощной культурной традиции.
На сайте New York Times раздел Obituaries содержит заметки о смерти известных людей. Но тут же можно опубликовать некролог на коммерческой основе. Причем раздел работает на платформе Legacy.com, которая собирает отдельную базу некрологов, а также позволяет читателям публиковать соболезнования. То есть некрологи порождают своего рода user generated content (вместо традиционных комментариев к статьям). Например, 28 ноября раздел некрологов в NYT содержал 24 соболезнования на смерть Дмитрия Хворостовского. Удивительно (но и логично): даже такой контент, как некрологи, дает газете соцмедийную возможность.
Совсем уж соцмедийная «фича»: в разделе виден список некрологов (по фамилиям умерших), и против каждой фамилии указано количество соболезнований. Слава Богу, это не организовано как рэнкинг — там нет прямого соперничества по количеству соболезнований. Но всякий редактор понимает, что этот прием стимулирует читателей к участию.
,
,
Washington Post в разделе некрологов также содержит ленту с заголовками об ушедших известных людях, поисковик по некрологам, а также ссылку на раздел некрологов жителей столицы и окрестностей. Можно посмотреть секции obituaries в других изданиях — там часто бывают интересные редакторские находки.
Значительная часть некрологов в западных СМИ публикуется на коммерческой основе. Исключение составляют некрологи знаменитостей, которые публикует сама редакция. И это всегда интересные материалы, как и положено материалам о знаменитостях. Да и заметки о жизни и смерти обычных людей обладают неизъяснимой притягательностью. В этих разделах сайтов и на полосах газет публикуется также реклама различных ритуальных и юридических услуг.
Существуют различные коммерческие стратегии. Например, некоторые издания применяют разные расценки для некрологов, помещаемых за пэйвол и в открытый доступ. Есть доплаты за цветные фотографии. Западные редакторы отмечают, что это не только заметный источник дохода, но и важная рубрика местного контента.
Что касается России, то из разных регионов поступают противоречивые сведения о публикации некрологов. Одни издания по-прежнему публикуют некрологи как коммерческие объявления. Другие сообщают, что не публикуют некрологов, боясь создать неприятный антураж для рекламодателей. Третьи не публикуют некрологи по неизъяснимым причинам — просто нет такой традиции. Либо отмерла, либо не завелась.
В любом случае, безусловно, в российских СМИ нет такой развитой практики публикации некрологов. Соответственно, нет и пространства для инноваций, как ни странно это звучит. Нет интересных приемов редакторской подачи и коммерческого использования. И, конечно, нет таких объемов — даже у тех, кто некрологи публикует.
А это значит, что есть определенный контентный и коммерческий ресурс. Важно только создать грамотный, деликатный и достойный фон для некрологов — прежде всего собственными редакционными материалами. Здесь есть чему поучиться у западных изданий.
,
,