Давайте, что называется, начнём с анамнеза. Заголовок и ключевая иллюстрация к материалу — две главные точки входа в материал. Именно глядя на них читатель принимает «реактивное» решение: читать или не читать? Читает он, как правило, лишь то, что его интересует. Качество текста тут совершенно ни при чем. Как бы ни звучал заголовок к материалу о вязании крючком, сколь выдающаяся иллюстрация ни сопровождала бы его, я в любом случае не прочитал бы ни строчки. Кстати, обратите внимание на то, как вы читаете этот номер. Если вы — газетчик, то материалы про телевидение или радио вы уже перелистнули (тем более, что в этом номере их нет. — ЖУРНАЛИСТ). Либо прочитаете в самом конце. И то — «по диагонали».

Вы же не будете с пеной у рта настаивать, что вашу газету люди читают от корки до корки? Большинство читателей, пролистывая газету, бегло просматривают заголовки с ключевыми иллюстрациями. И начинают читать только если какие-то точки входа привлекли их внимание.

Точки входа безусловно должны быть в фокусе самой публикации. По сути — раскрывать ее тему. И, конечно же, они должны коррелировать друг с другом. То есть быть об одном и том же. И это даже не обсуждается. Каково это — увидеть на прилавке шоколадные конфеты, на фантиках которых написано «Бекон полукопчёный» и изображена креветка? А если обойтись без условностей, то просто вспомните ставшую уже мемом обложку газеты с заголовком «Сложа руки не сидим», рядом с которым стоит большой снимок чиновника, сидящего за столом со сложенными руками. Выглядит смешно и нелепо. Случается это у нас по совершенно тривиальной причине — из-за несогласованности работы редакторского и дизайнерского отделов. Журналист написал текст, придумал заголовок, сдал редактору, редактор поправил, отправил на верстку, дизайнер подобрал лучшую, на его взгляд, иллюстрацию — вставил в верстку. Все это не глядя. В итоге заголовок и иллюстрация не совпадают, а читатель трогается умом.

Прежде, чем перейти к реальным повседневным примерам из наших газет, давайте в качестве назойливого напоминания посмотрим на построение точек ввода в материал. А за основу возьмем хотя бы «Анну Каренину».

,

,

,

,

,

«НА СУББОТНИКИ В МОСКВЕ ЖДУТ 50 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК». Замечательный пример газеты «Metro». Лишь через какое-то время можно заметить, что ключевая иллюстрация относится на самом деле к скромному заголовку второго плана.


 

,

,

«ЕЕ УЧЕНИКИ — ЕЕ ГОРДОСТЬ». Просто обидная небрежность. Где ученики?


 

,

,

«БУДУЩЕЕ ЗА МОЛОДЕЖЬЮ». Тут даже не до сарказма. На фото молодые люди прибираются на кладбище.


 

,

,

«ДЕПУТАТЫ НА ЗЕМЛЕ ВАТУТИНСКОЙ». На снимке — памятник женщине. Как прикажете ассоциировать депутатов с памятником?

,

,

,

«МАЛАЯ МЕДВЕДИЦА». Подзаголовок — «Полярную гостью приютил Московский зоопарк». Абсолютно последовательно и подобраны иллюстрации — медведица и инфографика обустройства ее «нового дома» в зоопарке. («Вечерняя Москва»)

,

ТОЧКИ ВХОДА БЕЗУСЛОВНО ДОЛЖНЫ БЫТЬ В ФОКУСЕ САМОЙ ПУБЛИКАЦИИ. ПО СУТИ — РАСКРЫВАТЬ ЕЕ ТЕМУ. И, КОНЕЧНО ЖЕ, ОНИ ДОЛЖНЫ КОРРЕЛИРОВАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ

,

,

«ТРЕСНУВШИЙ МОСТ ОТРЕМОНТИРУЮТ». На ключевом снимке — трещина на мостовом проеме. Для читателя все совершенно очевидно и понятно. Никаких загадок и головоломок. Именно так должны «работать» главные точки входа — заголовок и иллюстрация — синхронно и слаженно. Инфографика, расположенная под текстом материала, показывает в таймлайне историю моста, а в диаграммах — сравнение стоимости ремонта по сравнению с другими восстановительными работами. (газета «Парма-Новости», Коми-Пермяцкий округ)

,

,

«ДОМ-2. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ». Со вкусом придуманный заголовок, точный по содержанию подзаголовок — «Городские власти берут кредит, чтобы повторно купить квартиры для переселенцев из аварийного жилья». И тут же ключевой снимок: местная жительница, один из реальных переселенцев на крыше нового дома, показывающая недоделки. Отличная работа. (газета «Зори плюс», город Добрянка, Пермский край)

,

,

 

 

 

 

 

«ВАЛЕНТИН ГАФТ: МОЛЧАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СИЛЬНЫМ». Вот тут как раз уместен ключевой снимок главного героя материала, так как публикация — о нем. Это пример «Вечерней Москвы». У редакции этой газеты особенная «фишка» подачи снимков — указывать в подписи дату и… время создания фотографии. Это максимально эффективно показывает читателю документальность иллюстраций.

,

Фото: shutterstock.com; из архива Сергея Мешавкина