Буквально семь лет назад количество блогов о науке, которые ведут ученые и журналисты в ЖЖ, переваливало за два десятка. Об этом говорят результаты конкурса научно-популярных дневников, которые ежегодно проводит ресурс STRF.RU («Наука и технологии РФ»). Сегодня большая часть из них почила в бозе — ученые либо совсем забросили аккаунты, либо занимаются популяризацией науки в соцсетях. ЖУРНАЛИСТ представляет семь живых страниц, за которыми стоит следить.
1 Открытый космос Зеленого кота
,
,
Блогер и журналист Виталий Егоров, который скрывается под ником Zelenyikot, — один из главных популяризаторов космонавтики. Сам себя он называет «энтузиастом космических исследований». Главная тема его творчества — пуски ракет, околоземные спутники и межпланетные аппараты, космические телескопы, открытия в изучении космического пространства. Сайт Zelenyikot.com вырос из небольшого блога в ЖЖ. Сегодня это масштабный проект с аккаунтами на восьми площадках от «Вконтакте» до Patreon и Pikabu. В 2015 году он получил литературную «Беляевскую премию» в номинации «Научно-популярный сайт».
2 Научные фото от биолога Егора Задереева
,
,
Дата появления в Instagram страницы с научными микрофотографиями символична. Егор Задереев, кандидат биологических наук, ученый секретарь Института биофизики СО РАН, завел аккаунт 8 февраля 2016 года, в День российской науки. За это время здесь опубликован 301 пост. На странице представлены не только красоты микромира, работы победителей и участников конкурсов научных фотографий, иллюстрации из книг, но и показаны будни современного учёного. А год назад Егор составил краткий гид по научной фотографии «Сделайте нам красиво. И научно» и опубликовал его на портале «Чердак». В своеобразном руководстве пользователя он систематизировал связанный с наукой визуальный материал. Эта классификация будет полезна и начинающим научным коммуникаторам и, например, авторам собственного научного паблика в «ВКонтакте».
3 Лекции астрофизика Сергея Попова
,
,
Группа в сети «Вконтакте» под названием «Астрофизик и популяризатор науки Сергей Попов» собирает лекции, видео, новости, интервью о работе ученого. Попов — научный журналист, ведущий сотрудник Астрономического института МГУ, изучает нейтронные звезды, экзопланеты, темное вещество, проводит около 100 лекций в год, пишет о главных астрономических открытиях. Количество просмотров лекций Попова в YouTube давно превысило миллион. Именно ему принадлежит провокационная фраза «черные дыры не сосут», которая стала мемом и самой короткой шуткой среди астрофизиков. Правда, паблик администрирует не сам ученый, а руководитель культурно-просветительского центра «АРХЭ» Алексей Сивухин.
4 Нейролингвистика в Facebook
,
,
Лекции известного ученого в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания Татьяны Черниговской разлетаются на цитаты, которые журналисты называют «сенсационно-пугающими». Аккаунт доктора наук — удобная платформа для того, чтобы рассказать аудитории о сюрпризах психики, работе мозга, школьном образовании, искусственном интеллекте, а также о том, откуда берутся мысли, зачем нагружать мозг, как людям удается понимать друг друга.
5 Мир под микроскопом
,
,
Еще одна страница в Instagram, связанная с научными фотографиями. Отличие ее от других в том, что автор паблика Екатерина Демьенко просит пользователей самим присылать материалы для аккаунта в Direct или на почту. Здесь можно найти красочные микрофотографии фибропластов, бактерий, наконечника шариковой ручки, паутины, глаз комара, пыльцы, клеток крови и проч.
6 От Петербурга до Камчатки
,
,
Активную работу в сетях проводит Русское географическое общество. На паблик во «Вконтакте» c лозунгом «География без границ!» и на официальный аккаунт в Instagram в общей сложности подписано около 70 тыс человек. Последний содержит 617 публикаций с фотографиями различных уголков страны. Национальные парки, животные, природа – все, как пишут авторы паблика, чтобы изучить «родную землю и людей ее обитающих».
7 Наука для детей
,
,
Именно так называется плейлист сериала «Смешарики» на Youtube. Да, это ни разу не журналистика, однако вполне себе социальное медиа. С помощью мультфильмов школьников легко и в доступной форме знакомят с интересными фактами о растениях, технике, передаче информации, человеке, о Земле, физических и химических явлениях. Есть здесь и трудные темы: палеонтология, Большой взрыв и расширение вселенной, клетки тела человека и гены, альтернативные источники энергии и устройство различных приборов.
,
,