Сегодня знания становятся все более доступными, упакованными в новейшие форматы, можно сказать, «готовые к употреблению». У продвинутой аудитории вошло в привычку посещение научных битв и открытых лекций. СМИ, в свою очередь, успешно освоили образовательные видеоформаты, игры, мультипликацию и научные блоги. ЖУРНАЛИСТ собрал наиболее успешные на сегодняшний день формы популяризации науки.
1 Решение задач
,
,
По большому счету, это возвращение старого доброго журнального формата. Однако в интернете решение задачек приобретает интерактивный вид — можно обсудить задачу в комментариях, не говоря уже о том, что задачи предлагаются самими учеными читателями. Например, вот задача на сайте «Элементы» математическая. К ней прилагаются две подсказки, решение, история самого вопроса, а также ответ от читателя в комментариях (обычно это запрещено в образовательных курсах). Неудивительно, что такой формат востребован не только у российской аудитории, но и у немецкой. Один из самых популярных ресурсов «Шпектрум» также «промышляет» математическими задачами.
2 Визуализация экспериментов
,
,
Если в печатных СМИ часто приходится многословно объяснять, как проходило то или иное исследование, то в онлайне его можно продемонстрировать с помощью видео или картинки, а также предложить инструкцию по самостоятельному проведению эксперимента. Вот, например, американский портал «Я люблю чертову науку» опубликовал видео эксперимента на собаках, которые, оказывается, различают не только интонации человеческого голоса, но конкретные слова. А издание «Симметрия», посвященное вопросам физики, рассказывает, как в домашних условиях собрать детектор частиц. Кстати, формат научных опытов сначала появился именно в офлайне — и сделали это не школьные педагоги и научные журналисты, а бизнес-индустрия детских праздников. Научные «шоу» на детских днях рождения стали уже обыденным явлением.
3 Ответы на вопросы читателей
,
,
Старый добрый формат — еще из дореволюционного прошлого. Хорошо, что с возрастом и с развитием технологий люди не перестают «почемучкать». А журналисты по-прежнему стараются искать ответы на вопросы читателей, задавая их ученым. Конечно, большинство рубрик с вопросами носит развлекательный характер. Да и вопросы бывают сомнительными. Например, на одном из авторитетнейших американских сайтов «Популярная наука» объясняют, почему нельзя принимать лекарства с истекшим сроком годности (это вообще надо объяснять?) А отечественный научпоп-журнал «Кот Шредингера» разъясняет аудитории, почему ветчина — розовая.
4 «Объяснялки»
,
,
Один из немногих форматов, который одинаково часто встречается и в универсальной, и в научно-популярной прессе. Со временным журналистам приходится разжевывать для потребителя любую историю — от войны в Сирии до ремонтадорог — не больше, чем за 5 минут видео или за 3 минуты чтения. Спасибо изданию «Постнаука», именно видео этой редакции помогло мне наконец разобраться с тем, что такое блокчейн. Анимационные ролики по этой и другим темам создаются в рамках проекта «Постнаука. Animate». В том же СМИ есть заме чательная рубрика «Банк знаний», куда складываются все тексты, отвечающие на вопросы «как?» и «почему?».
Объяснить можно не только прошлое и настоящее, но и будущее. Например, недавно интернет покорило двухминутное видео о будущих гражданских перевозках SpaceX через стратосферу (сделали его, правда, в самой компании Илона Маска, редакции только распространили).
Конечно, видео как объясняющий формат лидирует в запросах аудитории, однако его производство пока не очень дешево. В качестве альтернативы редакции активно используют инфографику. Один из ее типов — так называемые «взрыв-схемы» — подходит для объяснения практически любых объектов. Классический пример — Останкинская телебашня в разрезе (работы студии инфографики «РИА Новости»).
5 Подкасты
На конференции Storm, которую проводило издание «Медуза» в этом году, большой интерес вызвало выступление Энди Бауэрса из Slate&Panoply о том, что подкасты в США переживают второй бум. Этот формат как нельзя лучше подходит для научно-популярных целей и аудитории с соответствующими запросами. Журнал Naked Science записывает подкасты для русскоязычной аудитории «С точки зрения науки». Каждый выпуск длится в среднем 2-4 мин., раскрывая какую-либо узкую тему или анализируя новость. Но люди готовы слушать и более длинные истории, если они совпадают с их интересами. Недавно меня поразил знакомый, который рассказал, что во время полетов предпочитает слушать интересные подкасты, а не музыку или книги. В один из недавних перелетов он слушал подкаст про вшей. 45 минут. Для общего развития.
6 Стримы и прямые включения с событий
Видео в режиме live не обязательно ведется с аккаунтов в социальных сетях, многие СМИ встраивают его прямо на свои сайты как рубрику. Так же не обязательно использовать собственные включения, можно встраивать чужие стримы в свой сайт. Тот же Naked Science передает трансляции запуска ракет с ресурсов NASA, а также постоянное видео с МКС в формате HD (уже более двух миллионов просмотров).
На портале New Scientist нет отдельной рубрики, но если ведется видеотрансляция с научного мероприятия, она сразу появляется на главной странице и воспроизводится со звуком.
Множество интересных включений можно делать совершенно без затрат, если встраивать в сайт ссылки на live-камеры со всего света. Когда мне хочется привести в порядок мысли, я обычно включаю сервис Skylinewebcams и осматриваю, например, подводный мир вокруг Мальты. Или деревенские пейзажи на Лофотенских островах.
7 Обучающие плакаты
,
,
Не самый распространенный формат, но зато он обладает большим просветительским потенциалом. С плакатами мы сталкиваемся в течение всей жизни — от правил гигиены в школе до правил поведения в случае террористического акта в любом общественном месте. Конечно, исторически это офлайн-технология, но сегодня она успешно перекочевала и в Сеть. Например, портал «Элементы» вывешивает такие плакаты на сайте, чтобы любой мог их распечатать и повесить, где ему захочется. Плакаты можно найти в двух форматах: flash позволяет получать информацию с отдельных частей рисунка при наведении курсора, а pdf высокого разрешения нужен собственно для качественной печати. Для изготовления таких плакатов требуется большая команда журналистов, иллюстраторов и программистов, работающих с flash-анимацией.
Напоследок хотелось бы предупредить коллег: несмотря на большое количество удобных и современных научпоп-форматов, некоторые научные организации уже практически обошли СМИ в деле популяризации своих исследований. Им больше не нужны редакции в качестве посредников, они сами становятся медиа и играют свою новую роль превосходно. Яркий пример – сайт NASA, который представляет собой идеальное научно-популярное СМИ. Там есть интересные для обывателей рубрики, галереи с фотографиями в высоком разрешении, онлайн-телевидение, прямые трансляции, спецпроекты по различным миссиям, возможность загрузить электронные книги, подкасты и приложения для смартфонов и даже специальные разделы для трёх разновозрастных аудиторий.
,